С 31 мая ставка рефинансирования снижается с 10 до 9,75 процента годовых

Деньги — в дело

С сегодняшнего дня ставка рефинансирования снижается. Пятый раз за год

С 31 мая ставка рефинансирования снижается с 10 до 9,75 процента годовых, ставка по кредиту овернайт — с 11 до 10,75, ставка по депозиту овернайт — с 9 до 8,75. Эти решения приняты накануне Правлением Национального банка по итогам заседания по денежно-кредитной политике. Эксперты — о позитивном эффекте от этого решения на экономику страны.


Основной фактор — снижение инфляции

В частности, как пояснил регулятор, низкие месячные темпы прироста потребительских цен обуславливают сохранение тренда на замедление годовой инфляции. В апреле 2023-го она составила 4,7 процента в годовом выражении против 6 процентов месяцем ранее. Основные компоненты индекса потребительских цен демонстрируют замедление.

Это уже пятое снижение ставки с начала года, обращают внимание аналитики ЕАБР в своем еженедельном макрообзоре, отмечая, что смягчение монетарной политики Нацбанком предпринимается в условиях отсутствия шоков:

— Основным фактором выступает замедление годового роста цен.

Как сообщают в Национальном банке, в ближайшие месяцы ожидается сохранение низких месячных темпов прироста потребительских цен. Показатель годовой инфляции будет находиться ниже 5 процентов. С этим солидарны и аналитики ЕАБР.

Фото из архива «СБ»

Решение своевременное и верное

Также регулятор делает акцент на продолжающееся восстановление деловой активности:

— Объем кредитной поддержки банками организаций в национальной валюте увеличивается сопоставимо расширению платежеспособного спроса. Это происходит на фоне снижения процентных ставок, а также в рамках процесса девалютизации экономики.

Также констатируют и еще один позитивный тренд: постепенно увеличивается внутреннее потребление, чему в том числе содействует расширение розничного кредитования.

В Нацбанке проинфляционные риски по-прежнему оценивают как умеренные:

— Годовые темпы прироста рублевой денежной массы стабилизировались, но все еще остаются высокими. Ее активная часть растет быстрее по сравнению со срочными сбережениями населения.


По мнению председателя Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Татьяны Рунец, решение Национального банка о снижении ставки рефинансирования является верным и своевременным, которое должно позитивно отразиться на деловой активности:

— Как известно, динамика ставки рефинансирования — один из ключевых индикаторов доступности кредитных ресурсов в стране. Не секрет, что именно кредиты сегодня являются важным источником инвестиций в реальном секторе экономики, то есть уровень ставки рефинансирования косвенно регулирует темпы модернизации производства.

Она напомнила, что сейчас темпы инфляции находятся в пределах прогнозных значений. По итогам четырех месяцев индекс потребительских цен составил 104 процента.

— Поэтому решение о снижении ставки рефинансирования, что называется, назрело, — высказала уверенность сенатор и дополнила. — В перспективе дальнейшие шаги по корректировке ставки рефинансирования следует принимать с учетом фактических темпов инфляции, комплексно оценивая возможные риски на кредитном и финансовом рынках.

Время системной настройки


В свою очередь финансовый аналитик Марк Михалевский отмечает, что снижение ставки рефинансирования происходит пятый раз за пять месяцев 2023-го:

— Нацбанк целенаправленно смягчает монетарную политику, что должно способствовать решению актуальных задач сегодняшнего дня. За прошлый год белорусской экономике удалось адаптироваться к новым условиям. В начале этого — выйти на устойчивое плато, за которым должен последовать рост. Инфляция стабилизировалась, с апреля уже в коридоре целевого показателя в 5 процентов. Промышленность и большинство секторов экономики перенастроили свои бизнес-процессы, выпавшие в 2022-м экспортные рынки заместили на развитие сотрудничества с Россией, Китаем и странами дальней дуги. Внешнеторговое сальдо уверенно находится в положительной зоне. Очевидно, что период экстренных мер как инструмент минимизации последствий от внешних шоков и вызовов прошел. И теперь наступило время системной настройки экономики на развитие в новых условиях. Поэтому Национальный банк снижает ставку рефинансирования, приближая ее к целевому показателю.

По мнению аналитика, этим шагом преследуется несколько целей:

— Во-первых, стоимость многих ранее выданных кредитов привязана к ставке рефинансирования. И ее снижение уменьшает нагрузку на предприятия, повышая их возможности как по наращиванию объемов производства, так и по инвестициям. Во-вторых, Нацбанк дает кредитному рынку позитивный сигнал для снижения стоимости заемных ресурсов. Это очень важный фактор для запуска инвестцикла, модернизации предприятий под новые экономические реалии. В-третьих, снижение ставки рефинансирования является одним из инструментов для достижения баланса на кредитном рынке. Ни для кого не секрет, что и граждане, и значительная часть частного сектора перешли в прошлом году к экономии и накопительной модели потребления. В результате сегодня у банков сложился профицит ликвидности. И финансисты сталкиваются с проблемой: деньги проще привлечь (на внутреннем и российском рынках), чем найти потребителя для заемных ресурсов. Существует дефицит качественных проектов. Снижение ставки рефинансирования в какой-то степени преследует цель ликвидации дисбаланса.

Собеседник убежден: с одной стороны, снижение привлекательности сбережений должно подтолкнуть частный сектор к производственной и инвестиционной активности, а также стимулировать потребительские расходы. Это оживит потребительский рынок, положительно скажется как на сфере услуг, так и на производителях потребительских товаров. С другой стороны, снижение стоимости заемных ресурсов будет стимулировать финансирование инвестпроектов различного уровня, в том числе в рамках достижения целей импорто- и технологической независимости.

Марк Михалевский констатирует, что более привлекательные заемные ресурсы способствуют запуску инвестиционного цикла, модернизации предприятий под новые экономические реалии:

— Что касается граждан, то данный тренд стимулирует экономику потребления. Снижающиеся ставки по депозитам не способствуют популяризации технологии накопления. Соответственно, люди будут больше и легче тратить деньги. Это скажется положительно как на торговле и сфере услуг, так и на производителях потребительских товаров.

Банки готовы кредитовать реальный сектор


Сергей Дубков, председатель Правления ЗАО «БСБ Банк», в свое время занимавший пост заместителя Председателя Правления Нацбанка, напоминает, что на белорусскую экономику и финансовую систему влияют многие факторы, включая ситуацию на внешних контурах:

— С одной стороны, есть позитивные моменты в разрезе интеграции с российской экономикой, наращивания взаимодействия с государствами Юго-Восточной Азии и государств так называемой дальней дуги. С другой — сказывается санкционное давление. Эти факторы не стоит сбрасывать со счетов. В сложившейся ситуации количество индикаторов, отражающих экономическое развитие страны и состояние ее финансовой системы, в некоторой степени ограничено. Поэтому позитивные сигналы, такие как снижение ставки рефинансирования, приобретают большее значение, чем раньше. Но и абсолютизировать их не стоит.

Однако эксперт обращает внимание, что ставка рефинансирования — лишь один из индикаторов:

— И сегодня Национальный банк, снижая ставку, дает позитивный сигнал. Но на стоимость кредитных ресурсов влияют и другие факторы. Надо понимать, что сейчас в банковской системе наблюдается избыток ликвидности. Говоря объективно, банковская система способна привлекать ресурсы и внутренние, и внешние — прежде всего из Российской Федерации. Но ключевая проблема — качественное размещение финансовых ресурсов с гарантированным их возвратом.

Сергей Дубков резюмирует, что ресурсы есть:

— Будем откровенны, если раньше избыточную ликвидность банки могли через те или иные инструменты размещать на внешних рынках, то сейчас эти возможности в значительной степени ограничены и несут определенные дополнительные риски. Поэтому банки готовы работать на внутренний рынок. Тем более что доходы банков по процентам в целом больше, чем по комиссиям за банковские услуги. И сегодня под качественные проекты в реальном секторе банковская система готова предоставлять заемные ресурсы уже под 6—8 процентов. И за хорошие проекты участники финансового рынка конкурируют.

Ольга АЛЕКСАНДРОВА

Владимир ВОЛЧКОВ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter