День рождения Лазаря Хидекеля отметят супрематической вечеринкой в Галерее Ў, которую, возможно, строил его отец

Не все знают, что в этом краснокирпичном здании 1895 года постройки был один из цехов кожевенного завода, позже получившего название «Большевик».

Лазарь Хидекель второй слева

Лазарь Хидекель вряд ли когда-нибудь бывал в этих местах. Он был человек сугубо витебский – здесь родился, здесь учился в Витебском художественном училище у Малевича, Лисицкого и Добужинского, здесь стал членом УНОВИСа и оставался верен супрематизму до конца своих дней. Хотя и вынужден был порой маскировать свои супрематические проекты под сталинскую эстетику.

А вот его отец Мордух Аронович Хидекель, возможно, приложил свою руку к краснокирпичному великолепию не только Витебска, но и Минска, – уж больно похож стиль.

– Странный провинциальный город! Как многие города Западного края, из красного кирпича, закоптелого и унылого, – пишет проезжавший в июне 1920 года через Витебск будущий режиссер (а тогда художник Западного фронта) Сергей Эйзенштейн.

Наши художники видели и чувствовали кирпич совершенно иначе.

Отец Лазаря Хидекеля был очень образованный человек, каменщик, строитель, – рассказывал мне Марк Хидекель, сын Лазаря. – Для меня очень важно было увидеть кирпичное кружево Витебска, потому что в моей семье считалось, что кирпич – очень подвижный, красивый материал. XIX век – это кирпичный, красивый Витебск, и этот Витебск я воочию увидел в прошлый свой визит. Теперь я понимаю, почему мой дед так любил кирпич и вспоминал свои работы в Витебске.

На всякий случай, я спросила, не был ли отец Лазаря тоже архитектором, и получила ответ:

– Конечно, он не каменщик! Он сам делал какие-то проекты. Я понимаю, что архитекторов тогда было много, но все равно не хватало, и были другие правила, которые проще было соблюдать.

Мои сомнения разрешила всезнающая Википедия, которая сухо сообщает, что на Преображенском еврейском кладбище Санкт-Петербурга в числе прочих известных людей был похоронен Хидекель, Мордух Аронович (1867—1932) — архитектор.

– Я знаю, что родители Лазаря из Полоцка, но переехали в Витебск, где и родился Лазарь, – рассказывает Марк Хидекель. – К тому времени они уже достаточно долго жили в Витебске и постепенно выкупали этот дом, который снимали. У них было пятеро детей – помимо Лазаря, его три брата и сестра. Знаю еще, что кто-то из родственников в те годы уехал в Америку на разведку, но семья осталась в Беларуси, потому что случилась катастрофа с «Титаником», и все очень боялись плыть через океан.

В июне 1922 года семья в полном составе перебралась в Петроград.

– Лазарь Хидекель был ближайшим лицом – не только студентом, но и сотрудником Малевича и Лисицкого, – поясняет Марк Хидекель. – Вот почему он переехал в Петербург вместе с Малевичем. Он снял комнату недалеко от Дворцовой площади, где располагался институт Малевича – ГИНХУК. В той же квартире жила семья Ицкович, из бывших кантонистов, где было пять или шесть девочек. На одной из них он женился.

К счастью, Хидекелю удалось получить очень серьезное и разностороннее архитектурно-художественное образование. Помимо тех огромных знаний, которые он получил в Витебске, он закончил Институт гражданских инженеров (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет) – старейшее и чрезвычайно престижное учебное заведение СССР, а потом и России.

«Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика» – так называлась брошюра Малевича, которую он издал в Витебске и которую теперь Музей истории Витебского народного художественного училища изо всех сил старается купить.

Лазарь Хидекель всю жизнь занимался искусством. Он не строил церквей, а вот фабрики были всегда были в центре его внимания.

– По его проекту была построена первая теплоэлектростанция по плану ГОЭЛРО – так называемый Невдубрстрой под Питером, – рассказывает Марк Хидекель.

Фото: Википедия

Позже она стала называться Дубровской ТЭЦ, а соцгородок при ней, целиком спроектированный Хидекелем, получил название Кировск, потому что на торжественном пуске электростанции 27 марта 1933 года присутствовал первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Сергей Киров, курировавший стройку.

Соцгород — далеко не уникальное явление в тогдашнем СССР. В 1930-ые годы они строились по единому комплексному плану, как правило, неподалеку от больших новых заводов. Они включали в себя жилые дома, дворец культуры, стадион, парк, школы, детсады, магазины. Есть такие объекты и в Минске.

– Когда строился соцгородок в Магнитогорске, был гигантский конкурс, на который пригласили выдающихся архитекторов современности, в том числе Баухауза и Ле Корбюзье, – рассказывает искусствовед Регина Хидекель, невестка Лазаря. – И ничего из этого не вышло! И совершенным контрастом является соцгородок Невдубрстрой, который построил Лазарь Хидекель, только что окончивший архитектурный институт. Ему предложили этот проект, и он загорелся, потому что здесь были и технологии, и жилье, и культурный клуб, и детский сад – целый мир, причем социально ориентированный, который нужно было создать! И они это сделали за три года из местных материалов, руками местных рабочих, без привлечения иностранных специалистов.

К сожалению, городок во время войны располагался слишком близко к Невскому пятачку и был полностью разрушен, а электростанция уцелела, но в советское время ее история замалчивалась. Причина в том, что главный инженер строительства Алексей Котомин 29 июля 1938 года был репрессирован по обвинению во вредительстве в энергетической промышленности и 12 октября 1941 года направлен по этапу в Северураллаг, поселок Щучье Озеро Тавдинского района Свердловской области.

Любопытно, что недалеко от тех мест в то время находился и Лазарь Хидекель.

Незадолго до войны Лазарь Хидекель был назначен главным архитектором «Гипромеза», занимавшегося проектированием предприятий черной металлургии, – рассказывает Марк Хидекель. – В первые же дни войны его мобилизовали в Свердловск для строительства танковых и военных заводов, потому что станки были привезены, а зданий не было. В сопровождении генерала НКВД он был доставлен на просеку, где был вырублен лес, подтянут электрический кабель, прямо на земле стояли станки, и люди уже выпускали продукцию. Генерал сказал: «Через неделю здесь должен стоять цех, а если нет – сам знаешь, что будет».   Супрематическое видение помогло Лазарю Хидекелю придумать систему, за которую он впоследствии получил госпремию. В ее основе был рамоблок супрематическая решетка, изобретенная им еще в Витебске, – то, что сейчас называется хэштег. Под руководством Хидекеля из местных материалов делали раму и заполняли ее чем угодно – мусором, шлаком от металлургических заводов, в морозы заливал водой, – все это скрепляли и моментально создавали цех. Идея оказалась настолько успешной, что такие заводы из быстровозводимых конструкций построили по всему Советскому Союзу.

Так Лазарь Хидекель спасал страну от фашистской нечисти. Оглянитесь вокруг – вы везде увидите блочное строительство, основу которого заложил Хидекель. Вы везде увидите супрематические прямоугольники и квадраты. Хидекель во многом создал мир, в котором мы живем.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter