Кузнец-реконструктор из Бреста создает средневековые доспехи и учит детей истории

Дело платнера

Воинские доспехи прошли долгий путь эволюции: от защиты из звериных шкур через кольчужные, пластинчатые, латные доспехи до современных бронежилетов и шлемов. Сегодня средневековый доспех привычнее видеть в музеях. Но изготавливать его не перестали. Перенестись во времена великих князей и отважных воинов помогают фестивали средневековой истории и рыцарские турниры. Андрей Воробей из Бреста — их активный участник. Архитектор, реконструктор, магистр исторических наук, преподаватель молодежного патриотического центра в Брестской крепости. Несколько лет назад он стал еще и платнером, или бронником, — так в Средневековье называли тех, кто создавал рыцарские доспехи.

Максимальная аутентичность

...В мастерской Андрея полумрак. На столе, покрытом куском грубой льняной ткани, — щипцы, зубило, кусачки, выколотка, молоток о двух бойках, наковальня.

— Так и работаете, как в старину?

Смеется:

— Не совсем. Мое кредо — максимальная аутентичность. Никакой сварки, прошивка, а не сверление отверстий, горн на угле с мехами, тонкая обработка напильником. Но не будем кривить душой — от электроинструмента не отказываюсь. Будем считать, что это аналог механизмов, работавших от мельничного колеса 500 лет назад. Существенное отличие — качество материала тогда и сегодня. Я бы хотел, живя в XVI-XVII веках, иметь портал в наше время с бесперебойными поставками современной прокатной стали. Был бы очень богатым человеком, продавая ее. Что касается инструментов, я не пренебрегаю, а местами предпочитаю старые. Наковальня или молотки принципиально не менялись столетиями и, наверное, такими останутся, пока существует кузнечное ремесло.


Перед тем как прийти к металлу, Андрей работал с разными материалами — деревом, кожей, тканью. Признается, что для него это уже научный интерес. Мастер только что завершил работу над кирасой, которая защищает грудь и спину воина. Реплика кавалерийского доспеха первой половины XVII века выполняется по музейным образцам, характерным для данного периода.

— Сколько времени уходит на изготовление доспеха?

— Грубо отковать нагрудник можно за день, защиту спины немного быстрее. Это примерно 25 процентов от всего объема кирасы, можно сравнить с возведением коробки при строительстве дома. А дальше — подгонка элементов, выглаживание, шлифовка, финишное покрытие (полировка, покрытие краской или воронение), установка кожаных ремешков. Если, к примеру, на завальцовке делаем роупинг (декор в форме шнура) или же наносим другой декор — процесс удлиняется. Несмотря на то что кираса внешне самый большой элемент доспеха, на горжет, тассеты (защита верхней части бедер), наплечники, перчатки времени уходит не меньше.

— А вес кирасы? Мне ее трудно поднять...

— Те, кто участвует в бугуртах или профессиональных боях, предпочитают доспехи из качественной закаленной стали, она отличается высокой твердостью и прочностью. Я использую сталь СТ3 толщиной от полутора до четырех миллиметров. Вес каждого элемента может быть от двух с половиной до пяти и более килограммов.


— Значит, предания, что «упакованные» средневековые рыцари не могли забраться на коня и слезть без посторонней помощи, имеют под собой основания?

— Касаемо доспехов не стоит обобщать. Доспехи позднего Средневековья и раннего Нового времени отличались как по весу, так и по технологии облачения воина. Различались турнирный и боевой доспех, разница в весе могла быть в разы. Вес трехчетвертного кавалерийского доспеха в начале XVII века колебался в пределах 20 — 30 килограммов, были экземпляры потяжелее. Пехотная броня весила меньше. Не так много, учитывая, что вес был хорошо распределен по всему телу.

Качественно равно дорого

Шлем являлся наиважнейшим атрибутом средневекового воина. Он не только защищал голову, но и мог устрашать врага. У Андрея Воробья в коллекции уже не один шлем. Рассматриваем. Вот испанский морион, или кабассет, собранный из двух половинок, — бюджетный вариант для пехоты или легкой кавалерии… Интересуюсь, какой шлем подойдет к изготовленной им кирасе. Оказывается, любой.


— В наставлениях XVII века иллюстрировались «образцовые» комплекты для мушкетера, пикинера, кирасира, аркебузира. Но боец мог комплектовать свое обмундирование как ему удобно, в зависимости от решаемых задач. В наемных войсках могли быть разночтения. Магнаты или король свои надворные хоругви старались снаряжать единообразно.

— Дорого стоили доспехи?

— В Средневековье — дорого. К XVI веку рынок предлагал множество доступных вариантов. Надо понимать, что использовали и «бывшие в употреблении» доспехи возрастом 50 — 100 лет, и простые полевые доспехи без украшений. Даже бюргеры среднего достатка могли себе это позволить. Но, конечно, полный комплект хорошей брони, подогнанный по фигуре, стоил дорого.

— Какова цена новодела?

— В Европе или России стандартная цена самого простого шлема XVI-XVII веков без подшлемника — от 120 евро. Стоимость кирасы — 500 — 600 евро и выше. Вообще, разбежка в цене может быть большой в зависимости от комплектности, качества, сложности изделия. 


У нас в Беларуси изготовлением доспехов занимается немного людей. В основном это достаточно известные в своей среде мастера, делающие качественные красивые вещи. Изготовление брони — тяжелая ручная работа, требующая не только крепких рук, но и хорошего глазомера. Здесь мне помогает первое образование — архитектурное. 

Чтобы любить, надо знать

Оригинальных рыцарских комплектов в музеях — раз-два и обчелся. Хороший комплектный доспех XVI века есть в Кобринском военно-историческом музее. Там же изготовленный в Германии двуручный меч с пламенеющим клинком — знаменитый фламберг. Не так давно доспех из коллекции Радзивиллов, который был в музее Хиггинса, вернулся в Несвиж. Это пехотный полудоспех XVI века. Отдельные элементы доспехов экспонируются и в Брестском областном краеведческом музее — кавалерийский шишак, легкий нагрудник.

Чтобы сделать свои экспозиции более информативными, музеи обращаются к платнерам с заказами по изготовлению доспехов того или иного периода. Андрей Воробей также изготовил реплику кирасы и шлема для Старого замка в Гродно.


— Тема военной материальной культуры раннего Нового времени у нас проработана достаточно слабо, — считает мастер. — Я с этим столкнулся, когда писал магистерскую работу о военной археологии середины XVII века по материалам верхнего Поднепровья. Найти что-то у белорусских авторов милитари XVII века было непросто.

Интересна ли рыцарская тема, военное искусство старины современной молодежи? Оказывается, да. В молодежном патриотическом центре в Брестской крепости Андрей Воробей ведет объединение по интересам «Лаборатория живой истории».
— Пока набрана одна группа. С ребятами мы рассматриваем все исторические периоды Беларуси в контексте развития материальной культуры. Это ремесло, быт, гигиена, питание и, конечно же, военное искусство. Много ездим на экскурсии. Стараюсь, чтобы было максимальное погружение в эпоху, потому что просто пересказом истории с датами, событиями не удивишь. Когда мальчишки берут в руки шлем, примеряют, когда видят, что представляет собой кираса, сколько весит, восприятие средневековых воинов и нравов совсем иное. Это как прикоснуться к истории.
— Мы сегодня много говорим о воспитании патриотизма…


Андрей Воробей ответил кратко и емко:

— Кто мы, откуда, что здесь было до нас, как наши предшественники видели мир? Именно то, как мы живем, во многом определяет, как мыслим и действуем. Патриотизм — это любовь к Родине. А чтобы любить, надо знать.



kozlovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter