Как встречали Новый год бойцы и партизаны Великой Отечественной

Дед Мороз в шинели фронтовой

Военное время внесло свои коррективы в празднование Нового года. Зимой 1941 года, в разгар битвы под Москвой, было совсем не до праздников. По радио сообщалось: “В течение 31 декабря 1941 года войска продолжали вести бои с противником на всех фронтах, преодолевая попытки немецких войск закрепиться на всех рубежах”. Но праздник продолжал жить в сердцах бойцов, особенно когда они получали подарки. Чаще всего это были посылки с теплыми вещами, связанными или сшитыми в глубоком тылу заботливыми женскими руками.

Партизаны Минского соединения, январь 1944 года.

К  началу 1943 года положение на фронтах стало меняться. Успех наступательной операции под Сталинградом вселял надежду, что следующий год станет последним военным. Из сводки Совинформбюро за 31 декабря 1942 года: “На Котельническом направлении разгромлена 4-я румынская армия, немецкий 57-й танковый корпус окружен нашими войсками. Взято в плен более 60 тысяч солдат и офицеров противника”. Это был настоящий новогодний подарок! Во всех газетах — поздравления со славными победами.

Вот тогда советские солдаты и офицеры вспомнили о том, что празднику есть место даже на войне. В поздравительной листовке “С Новым годом, товарищи!”, изданной в типографии газеты “Бобруйский партизан”, читаем: “Героическое сопротивление Красной Армии сорвало все планы Гитлера. Советская страна не только выдержала, но нанесла и наносит гитлеровской банде такие удары, после которых захватчики катятся с воем обратно. Красная Армия в настоящее время на Центральном и Сталинградском фронте и в районе Северного Кавказа успешно гонит немцев на запад. Количество освобожденных населенных пунктов за вторую половину декабря превышает тысячу. Захвачены огромные трофеи, в том числе большое количество исправного вооружения”.

Тем временем в белорусских заснеженных лесах на оккупированной территории вели борьбу в тылу врага партизаны. Почти каждую ночь, без выходных и праздничных дней, группы “лесных воинов” выходили на боевые задания или вели подготовку к предстоящим. Читая дневники участников партизанского движения, можно узнать не только о боевых операциях и героических подвигах, но и о том, как проходила повседневная жизнь в партизанском лагере зимой, как там праздновали Новый год, о чем мечтали.

Представим себе такую картину: приближается первое января. Вероятно, вот-вот пробьют куранты. Над зимним заболоченным лесом кружит вражеский самолет-разведчик, пытаясь обнаружить лагерь. Слышен заунывный вой волков, за каждым деревом может подстерегать смерть. При этом не хватает провизии и теплых вещей, и неясно, что ожидает в будущем. В дневнике Александры Хромовой из партизанского отряда имени Кравца Полесской области есть запись за 2 января 1943 года: “Вот и Новый год. Скучно мы его встретили, даже выпить нечего было. Играли в карты, а затем легли спать. Вчера партизаны отряда имени Михайловского поздравили фашистов с Новым годом — пустили под откос эшелон с живой силой...”

В военно-фронтовой печати для поддержания боевого духа защитников художники давали волю фантазии. Самые знаменитые карикатуры были опубликованы в сатирическом издании “Раздавим фашистскую гадину”, которое распространялось среди партизан и населения Беларуси во время войны. В новогоднем номере газеты на одном из рисунков гитлеровцы изображены в совсем убогом, но очень забавном положении: в легких курточках в лютый мороз водят вокруг елки “праздничный” хоровод, чтобы хоть как-то согреться. На другой карикатуре Дед Мороз со свойственной ему добротой встречает фашистских лидеров. Он подготовил для них особенную елочку: вместо шариков на ней петли для виселицы.

Из дневника Всеволода Саблина, бойца Минского партизанского соединения и писателя:

“31 декабря 1943 года. Новый год начали встречать в девять часов вечера. В большой хате составили несколько столов, накрыли их белыми скатертями. Столы ломились от закуски: и холодец свиной, и котлеты, и колбасы, и жареное горячее мясо. Водки было по два стакана на человека. Секретарь подпольного комитета произнес поздравительную речь и провозгласил тост за победу над фашизмом.

1 января 1944 года. В эту новогоднюю ночь я просыпался несколько раз и выходил на улицу. По деревне ходили часовые, поставленные из местных крестьян. Им один день в году было доверено охранять сон партизан. Правда, позже оказалось, что выделенные на охрану деревни крестьяне разбрелись по своим хатам спать. Со стороны железной дороги зажигались осветительные ракеты, слышалась ружейная стрельба. У немцев тоже справляли Новый год. Но это был беспокойный праздник. Видимо, фриц выпьет рюмку — и бежит на улицу пострелять, чтобы рассеять свой страх перед партизанами”.

Анастасия Стаховская, научный сотрудник Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны

infong@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter