В погоне Александра Овечкина за бомбардирским рекордом Уэйна Гретцки есть белорусский след

Дед Антон и папа Миша

Казалось бы, что может быть для нас близкого и родного в красивой, но очень далекой истории, которая приковала к себе взгляды всего спортивного мира: признанный великим русский хоккеист Александр Овечкин догнал и перегнал в НХЛ другого мастодонта ледовой игры канадца Уэйна Гретцки, переписав на себя его снайперский рекорд. Однако если копнуть поглубже (или взять телескоп и посмотреть вооруженным взглядом, как говорил герой известного кинофильма), то мы увидим, что эти две звезды совсем не чужие для Беларуси. 

Две легенды: Александр Овечкин и Уэйн Гретцки.
bbc.com

Белорусский след в той захватывающей погоне прослеживался сразу и он очевиден: в бомбардирском преследовании Овечкину отчаянно и умело помогал его одноклубник по «Вашингтону» Алексей Протас — воспитанник витебской школы хоккея. Протас проводит гениальный сезон, много играет, забрасывает и отдает результативных передач, в которых не раз отличался в том числе и Александр, прозванный Великим. Однако есть в этой снайперской гонке и другие ниточки, потянув за которые, внутри клубка можно легко обнаружить прямую связь с Беларусью. А именно — генеалогическое древо двух великих хоккеистов. Оба они имеют белорусские корни! Ну и кто после такого посмеет утверждать, что Беларусь не хоккейная страна?

Связь поколений

Эта запись была сделана в метрической книге Гутовской церкви (тогда Кобринского уезда Гродненской губернии). Читаем: «10 апреля 1892 года в семье Лаврентия Семеновича и Анастасии Ивановны Грецких родился мальчик Терентий». Если ехать по трассе Пинск — Кобрин, то недалеко от Дрогичина вы проследуете через ничем сегодня не примечательное, кроме, разве что, необычного названия — село Огдемер. Однако именно здесь родился тот самый Терентий, дедушка будущего великого хоккеиста. 

Вальтер Гретцки (слева) празднует очередную победу сына в Кубке Стэнли.

В начале ХХ века Терентий, как и многие другие его современники, решил познать неизведанное и рванул за приключениями и лучшей жизнью в Новый Свет — манивший своими загадочностью и перспективами. Уехал с женой и сыном, но те вскоре вернулись, а отец семейства остался: одному закрепиться и выжить было легче. Расставание планировалось на время, а получилось навсегда. В Канаде Терентий женился во второй раз, у него родился сын Вальтер — отец Уэйна Гретцки. 

Эта история известная, о ней сегодня много говорят. Уэйн Гретцки приезжал на свою историческую родину в 2010 году — на открытие «Минск-Арены». 

«У меня была возможность посмотреть Минск, узнал его историю, увидел достопримечательности, — рассказал тогда знаменитый канадец. — Город мне понравился. После того сыграл в хоккей с вашим Президентом — ничья». Вспомнил легендарный 99-й номер и о своих родственниках, сказал, что был у своего деда Терентия любимцем. Тот в Канаде сделался фермером, и Уэйн летом часто у него гостил. Позже, когда стал заниматься хоккеем, дедушка приходил на тренировки за него поболеть. И называл Уэйна на свой манер — Ваней. А тот его — Антоном. После того как Александр Овечкин забросил свою 895-ю шайбу в НХЛ, опередив легенду, Гретцки не смог обойти стороной данный факт своей биографии: 

— Помню, когда он забил 798 голов и выиграл пару матчей, не сумев забросить шайбы, я позвонил ему и сказал: «Эй, тебе нужно расслабиться». А он такой: «Знаешь, я себя накручиваю». Я ему: «Да ладно! Куча игроков проводит сразу 20 матчей без гола, и ничего. А для тебя два матча без голов — уже проблема». Я сказал ему: «Просто расслабься. Ты не успеешь оглянуться, как забьешь 900 голов».

Здесь покоится Терентий (Тони) Гретцки — белорусский дедушка канадского бомбардира.
bbc.com

— Что вас впечатляет в Овечкине?

— Он легко забивает голы в 39 лет. Слушайте, только Горди Хоу в 50 лет мог забить 20 голов в НХЛ. Да, игра тогда была другой, понимаю. Но если тебе 50 лет и ты забиваешь 20 голов в этой лиге — значит, ты хороший хоккеист. Такой же и Овечкин. Когда тебе почти 40 лет и ты забиваешь 40 голов в НХЛ — значит, ты очень крутой парень. Особенный, уникальный. Овечкин может играть в НХЛ еще три или четыре года. Я рад за него. Я счастлив за Алекса. Мой дедушка был русским (Гродненская губерния входила тогда в состав Российской империи. — Прим. авт.). Он был бы очень рад, что русский побил мой рекорд, так что он молодец.

В Гродненской области и сейчас живет очень много людей с фамилией Грецкий. В хоккей они тоже играют. На детском, юношеском уровне и не только. Вячеслав Грецкий выступал за минское «Динамо», а сейчас выходит на лед в составе хабаровского «Амура» и считается далеко не последним силовым форвардом в КХЛ. В 2020 году он принял участие в Матче звезд, выйдя на площадку в джерси с фамилией GRETSKY на спине и тем самым 99-м номером. Перформанс удался, его эхо долетело до Америки. 

— Друг прислал ссылку, — отреагировал тогда Уэйн Гретцки. — Я прочитал все о том парне и думаю, что это удивительно. Я сказал себе: «Он может быть как-то связан со мной». Мой дедушка Антон приехал из Чикаго в Виннипег, чтобы вступить в канадскую армию. Когда он пересек границу, то не знал, как пишется S, поэтому поставил в фамилии Z. Так что правильное написание моей фамилии именно Gretsky. Если этот парень хочет носить номер 99, я вообще не против. И желаю Вячеславу всяческих успехов в хоккейном мире!

Из Минска с любовью

Александр Овечкин не раз заявлял, что чемпионат мира — 2014, который прошел в Минске, стал для него одним из самых запоминающихся. Сборная России показала классный хоккей, уверенно выиграла, а фото с военно-исторического музея под открытым небом «Линия Сталина», где вся команда во главе со своим капитаном и лидером позирует на легендарном танке Т-34, облетело множество СМИ. Но связывает Александра Овечкина со столицей Беларуси не только этот факт. Его отец, Михаил Овечкин, в юности жил в Минске, занимался здесь футболом, учился в БНТУ, выступал за сборную университета и даже был ее капитаном! Некоторые российские интернет-ресурсы называют его белорусом. Цитата: «Отец будущей легенды хоккея начинал заниматься спортом в Беларуси. У молодого человека неплохо получалось в футболе, и его заметили в московском «Динамо». Михаил Овечкин играл в дубле с будущим призером Олимпиады-1980 Сергеем Никулиным и чемпионом СССР Александром Маховиковым. Белорус был центральным защитником с хорошими для своего амплуа габаритами. Казалось бы, ему светит яркая карьера в великом «Динамо». Но в дело, как это часто бывает, вмешалась травма. В одном из товарищеских матчей в Брянске Овечкин повредил мышцу бедра. Операция прошла неудачно, и о профессиональном футболе пришлось забыть. Пока Никулин и Маховиков стремились к основе, их друг занимался здоровьем и думал, что делать дальше».

Михаил Овечкин всегда был рядом с сыном.
ria.ru

А дальше вы знаете. Михаил Овечкин женился на баскетболистке Татьяне Кабаевой (будущей двукратной олимпийской чемпионке), у них родилось трое сыновей, один из которых стал звездой хоккея и побил считавшийся вечным рекорд Уэйна Гретцки. Неисповедимы пути Господни.

Минск-2014. Александра Овечкина не зря называют «русским танком».
ria.ru

s_kanashyts@sb.by







Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter