В регионах Беларуси не теряют популярности "целительные" препараты
04.01.2016 21:45:31
В преклонном возрасте дворник Надежда Ивановна имеет стопроцентную растяжку, прекрасно себя чувствует, сидя на шпагате, и сама копает огород. Кто бы мог подумать! Ведь долгое время Надежда Ивановна страдала от артроза и даже мечтать не могла, что намажется чудо–кремом и станет снова молодой и энергичной... Это одна из счастливых историй из рекламных листовок о «целительных» препаратах, которые раз в месяц собирают очереди пенсионеров. Откуда такая популярность? Я отстоял в одной из подобных очередей в Гомеле.
Рекламные листовки «Удивительная сила природы» кто–то раз в месяц настойчиво заталкивает в почтовые ящики гомельчан и жителей райцентров. Газеты, распечатанные в формате А3, красноречиво рассказывают о целебных средствах, которые впитали в себя «тысячелетнюю энергию Тибета, вырвавшуюся вместе с миграцией народов на просторы Бурятии и Алтая и соединившуюся с первозданной чистотой таежных даров». Разработки неких научно–исследовательских институтов лечат все хвори. Кроме информации о бальзамах–кремах, газета полна отзывов клиентов. Счастливые, улыбающиеся, а главное, здоровые люди рассказывают свои истории исцеления.
С мыслями о невероятной растяжке Надежды Ивановны отправляюсь в Гомеле на одну из трех долгожданных выставок–продаж волшебных пилюль. Суббота, 9 часов утра. Очередь в одно из кафе в центре города начинается еще во дворике. Основной контингент — старики. Внутрь заглядывает румянолицый мужчина, дохнув «вчерашним»:
— А что дают–то?
Не скрываю иронии:
— Здоровье!
Но интрига не удается. Любопытный прохожий, махнув рукой, видимо, решает поправлять свое здоровье в другом, более проверенном месте. Старушка со слезящимися глазами моей иронии не оценивает:
— Зря вы так. Когда они прошлый раз приезжали к нам в Белицу, я купила две упаковки капель для глаз. И знаете, как–то легче стало.
Начавшийся разговор прерывает горожанка на вид 45 — 47 лет. Протягивает бабушке несколько двухсоток:
— Вам же как пенсионеру положена скидка? Возьмите мне 4 упаковки «Эффектума».
Ближе к кассе «пациентов» принимает консультант, который бойко рассказывает, что, кому и в каких количествах. Цена одной упаковки от 180 тысяч рублей. Профилактический курс — 2 упаковки, при хронических заболеваниях нужно от 4. На мои придуманные боли в коленках после тренировок он посоветовал мазь «Эффектум». Он и сам ею пользуется. Говорит, двух упаковок молодому организму вполне хватит. Ну а глазам от долгой работы за компьютером помогут, конечно же, капли, изготовленные по авторской методике светилы медицины.
На кассе складно идет торговля, в стариковских руках мелькают крупные купюры. Выходя на свежий воздух, интересуюсь у веселой парочки, которая крутит в руках яркую пачку:
— Верите, что поможет?
— Верим — не верим, но попробуем, а вдруг поможет. Намажемся — смоется, это ж не глотать.
Среди постоянных посетителей выставок–продаж — заместитель начальника управления торговли и услуг Гомельского горисполкома Наталья Лазунова. Не в числе покупателей — по долгу службы:
— В наше поле зрения эти выставки попали еще в феврале 2014 года. За нарушение законодательства о рекламе и правил торговли тогда неоднократно привлекались индивидуальные предприниматели из Минска и Могилева. Летом минувшего года они нашли выход: заключили договор с частным унитарным предприятием, которое зарегистрировано администрацией Фрунзенского района столицы. Согласно договору ответственность за все мероприятия по продвижению товара, в том числе размещение рекламных материалов и организация выставок–продаж, взяла на себя организация–поставщик.
По словам заместителя начальника, сегодня правила торговли соблюдаются: и режим работы, и наличие кассового аппарата, а рядом с кассой прямо под носом у покупателей лежит папочка с полезной информацией. В ней — все необходимые документы: свидетельство о регистрации ИП, прейскурант цен, декларации о соответствии требованиям Таможенного союза. Вот только мало кто заглядывал в эти бумаги, где черным по белому написано, что весь товар — это парфюмерно–косметическая или пищевая продукция. «Бальзам Медария» — это не что иное, как медовая смесь, «Литомасло» — смесь растительных масел, чудодейственный «Бальзам тибетский «100 даров» — медово–растительная смесь, которая и вовсе является пищевой продукцией, «Эффектум» — крем для тела, а волшебные капли «Экстракт алоэ по Федорову» — это косметический тоник. Никто никого не обманывает. Каждый сам обманываться рад? Однако хотя правила торговли выполняются, с рекламой у бизнесменов дела плохи, констатирует Наталья Лазунова:
— Продаваемые препараты не являются лекарственными средствами (о чем мелким шрифтом указано в листовках). Но полосы газет пестрят информацией об их лекарственных свойствах, в том числе и в отзывах людей. Это нарушение части 1 статьи 12.15 КОАП. Поскольку виновным лицом в распространении ненадлежащей рекламы является минская фирма, мы отправили в эту организацию письмо с уведомлением явиться в Гомель для составления протокола. Но письмо вернулось обратно, потому что по адресу регистрации в Едином государственном реестре и указанном в договорах такой организации не существует. Мы обратились в администрацию Фрунзенского района Минска для того, чтобы они приняли меры по поиску и привлечению компании к ответственности.
МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ
Александр Кравцов, заведующий травматологическим отделением Гомельской городской клинической больницы № 1:
— Скипидар, который содержится в одном из этих кремов, обладает раздражающим действием, прополис — ранозаживляющим. Можно смешать любые вещества в разных пропорциях и получить какую–то чудодейственную мазь. Это эффект плацебо. Однако я не знаю таких лекарств, которые излечивают артроз. Вы знаете? Расскажите, я буду советовать своим пациентам. Если бы все эти препараты действительно помогали, больные отдавали бы любые деньги за волшебные кремы, а не шли к нам на тяжелейшие операции по замене суставов.
Алексей СЧАСТНЫЙ.
gv@mail.ru
Фото автора.
Советская Белоруссия № 1 (24883). Вторник, 5 января 2016