Чтобы противостоять угрозам, нужно согласованно действовать
18.05.2006 01:00:00
— Виктор Петрович, понятие “безопасность” включает в себя много аспектов, сегодня говорят об экологической и даже продовольственной безопасности. На чем, как вам кажется, следует сосредоточиться прежде всего — на угрозе, исходящей от внешнего окружения, террористов или столкновений на национальной почве?
— Угроза терроризма, который приобретает характер открытого противостояния государству, несомненно, опасней всего. И это подчеркивал в своем Послании Владимир Путин. Поэтому приоритетным направлением работы депутатов Государственной Думы является разработка законодательных мер, направленных на создание эффективной государственной системы противодействия террористам. Мы должны сформировать национальный антитеррористический фронт и наладить международное сотрудничество в этой области.
Кроме того, необычайно выросли масштабы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так что важнейшим вопросом национальной безопасности становится защита людей, а также материальных и культурных ценностей от стихийных бедствий, пожаров и т.д. Мне поручено руководить подкомитетом по законодательству, отвечающим за обеспечение региональной транспортной безопасности, за деятельность единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Мы проанализировали, на какие объекты покушаются в основном террористы в России, и пересмотрели российское антитеррористическое законодательство. Выяснилось, что отдельные нормы законов обособлены, а иногда противоречат друг другу. Недостаточно учитывается технологический уровень современных угроз, и не всегда правоохранительным органам позволено использовать средства и методы, адекватные угрозам. Мы предложили немало законодательных инициатив на рассмотрение Думы. После оценки их экспертами сделали предложения по дополнению и изменению действующего законодательства. Чтобы учесть мнение всех слоев общества, провели “круглые столы”, в которых приняли участие священники, деятели культуры, представители общественных организаций, журналисты.
Изучив поступившие в Думу материалы, координационная рабочая группа, возглавляет которую Борис Грызлов, подготовила более 30 законопроектов. В частности, в январе 2005 года Государственной Думой принят федеральный Закон “О ратификации договора о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом”. В ближайших планах разработка законодательных инициатив по противодействию терроризму в области уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и административного права.
— Москва считается одним из самых опасных для проживания городов Европы. Что делается для того, чтобы жители чувствовали себя защищенными? Не настало ли время выделить безопасность столицы и других больших городов в отдельную “отрасль”?
— Вы абсолютно правы, именно крупные города чаще всего оказываются под прицелом террористов, поэтому обеспечение безопасности в них нужно сделать самостоятельным направлением деятельности органов федеральной и муниципальной власти. В Москве такой опыт есть. Мы разрабатываем проект “Безопасный город”: вводим централизованное видеонаблюдение за подъездами жилых домов, центральными площадями и улицами, школы и детские учреждения оборудуются охранной сигнализацией, появилась система пунктов экстренной связи.
Сотрудниками метрополитена и милицией значительно усилен контроль за безопасностью пассажиров. Однако для решения проблемы необходим комплекс мер. Мы намерены провести серьезные научные исследования, чтобы оценить вероятность воздействия терактов на пассажиров и выработать эффективные меры по ликвидации их последствий. Необходимо отработать систему управления аварийно-спасательными работами, обеспечить четкое взаимодействие всех служб, создать подразделения “быстрого реагирования”, укомплектованные специалистами и оснастив транспортом, средствами экспресс-контроля, для защиты людей и обеззараживания среды. Работа в этом направлении идет, и наш комитет принимает в ней участие.
— Все это требует дополнительных расходов. Удалось ли в ходе последнего принятия бюджета добиться увеличения финансирования соответствующих программ? Не тратим ли мы на безопасность больше, чем во времена СССР?
— К формированию бюджета текущего года депутаты приступили задолго до его рассмотрения правительством — на стадии “нулевого чтения”. И нам удалось убедить правительство пересмотреть многие позиции и усилить социальную направленность бюджета. В дальнейшем под давлением депутатов в законопроекте были увеличены как доходная, так и расходная части. Некорректно и сравнение с советскими временами, потому что иными стали военные расходы, изменилось стоимостное выражение денег. Законодатели в данном случае поддерживают курс Президента и правительства России на возрождение военного и оборонного потенциала страны, а также на обеспечение безопасности ее граждан. При этом мы не преследуем никаких агрессивных целей и помним о том, что все расходы должны быть сопоставимы с возможностями налогоплательщиков.
— Президент Путин придает большое значение всесторонним партнерским отношениям с Беларусью. Является ли Союзное государство единым полем в общей системе безопасности? Насколько важно для нас сотрудничество в этой области?
— В сентябре прошлого года я впервые побывал в Беларуси в составе Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи СНГ по вопросам обороны и безопасности. Мы знакомились с военно-политической обстановкой в Западном регионе с точки зрения коллективной безопасности. У меня остались самые хорошие впечатления от Бреста, где мы посетили промышленные и сельхозпредприятия, пограничные заставы, пункты пропуска через государственную границу. Белорусы необыкновенно радушные люди. По мнению нашей делегации, в Беларуси не только серьезнейшим образом занимаются обеспечением обороны и безопасности государства, но и эффективно руководят экономикой, социально-ориентированный характер которой общеизвестен.
Что касается безопасности Союзного государства, разумеется, она в едином правовом поле с общей системой безопасности, в обеспечение которой вносят вклад Межпарламентская ассамблея государств — членов СНГ и Парламентское собрание Союза Беларуси и России. Сегодня сняты многие правовые барьеры, мешавшие эффективной работе органов государственного управления России и Беларуси. Реализуется ряд совместных программ по таким важнейшим направлениям, как противодействие коррупции, нелегальному обороту наркотиков, торговле людьми. Правоохранительными органами обеих стран ведется активная борьба с этими видами преступлений. В наших странах действуют Законы “О борьбе с терроризмом”, их реализация осуществляется в тесном взаимодействии.
Особо хочу сказать о таких проблемах, как растущий наркотрафик, торговля оружием, незаконная миграция. Беларусь находится на пересечении двух встречных потоков доставки наркосодержащего зелья растительного происхождения. Оно поступает из Афганистана и других стран “золотого полумесяца”, через Казахстан попадает в Россию и далее транзитом через Беларусь уходит в Западную Европу. В обратном направлении идут синтетические наркотики, в основном голландского и польского производства. В немалой степени осуществлению криминальных схем перемещения контрабандных товаров через границы способствует то, что белорусские таможенные органы стали меньше обмениваться информацией с коллегами из сопредельных стран, новыми членами Евросоюза — Польшей, Литвой и Латвией. Это не может не вызывать сожаления.
Усиливает угрозу безопасности Союзного государства и незаконная миграция, которая, как правило, ухудшает социальную и криминальную обстановку, расширяет поле деятельности для организованных преступных группировок, международных террористов и экстремистов. С ростом незаконной миграции напрямую связано увеличение оборота наркотиков, оружия, валюты, изготовления и сбыта поддельных документов. Именно поэтому мы вместе с белорусами должны развивать сотрудничество с компетентными органами третьих стран и международными организациями, а также продолжить работу по унификации законодательств России, Беларуси и других стран СНГ.
Обстановка на западных рубежах Союзного государства в целом стабильна, что, однако, устраивает далеко не всех. Нельзя не заметить стремление ряда стран опорочить Союзное государство, усилить политико-информационное давление на Республику Беларусь. Попытки эти направлены на создание негативного имиджа страны на международной арене, на раскол белорусского общества и дестабилизацию внутренней обстановки.
Примерка технологий “цветных революций” в ряде бывших республик Советского Союза дала возможность открыто спекулировать проблемами соблюдения демократических прав и свобод в отношении как Союзного государства, так и Беларуси. Политика “двойных стандартов” фактически стала официальной. Не способствует разрядке международной напряженности и то, что военные базы передового базирования НАТО приблизились к границам Союзного государства.
— Виктор Петрович, как российский генерал, дайте, пожалуйста, оценку расширению НАТО?
— Давайте исходить не из устных заявлений политиков, а из практических возможностей НАТО. Сегодня для России и Беларуси возникла новая геополитическая реальность: всего 150 километров будут отделять ударную авиацию НАТО и его общевойсковые дивизии от Санкт-Петербурга — крупного центра оборонно-промышленного комплекса, если в странах Балтии будет развернута соответствующая группировка войск. Я не говорю, что именно так и будет, но в принципе это возможно.
Глубина воздушно-наступательных операций НАТО на театре военных действий — более тысячи километров, а для отдельных групп тактической авиации — две тысячи километров. Иными словами, все объекты на территории Беларуси и России — до Урала могут быть подвергнуты массированным ракетно-авиационным ударам уже в первые часы после начала боевых действий.
Надо учитывать и то обстоятельство, что согласно стратегии НАТО совсем не обязательно развертывать масштабные группировки войск в той же Прибалтике — против этого сейчас активно выступают наши дипломаты. Принципиален ли этот вопрос? Думаю, нет. Полагаю, что если в Прибалтике будет создана соответствующая военная инфраструктура, включающая переоборудование аэродромной сети Литвы, Эстонии и Латвии под стандарты НАТО, это позволит сосредоточить вблизи границ Беларуси и России значительные группировки войск в считанные дни.
Хотелось бы надеяться, что Североатлантический альянс не воспользуется возможностями нынешней военно-политической ситуации. Однако надежды, не подкрепленные обязательствами на межгосударственном уровне, не более чем благие пожелания. В этой непростой обстановке необходимы правильные государственные решения, в том числе на уровне Союзного государства. Чтобы противостоять угрозам безопасности, защитить права и свободы граждан, нужно согласованно действовать политикам и юристам, сотрудникам специальных служб обеих стран, совершенствуя и укрепляя единое правовое пространство.