Каким будет 2015 год для белорусских производителей молочной продукции
20.02.2015 19:47:47
В ТОМ, что белорусская молочная продукция интересна российскому потребителю, сомнений нет. Некоторые бренды узнаваемы на полках магазинов, зачастую именно им отдают предпочтение покупатели. Однако выйти на этот рынок в последнее время становится все сложнее. Даже тем, кто не первый год работает на нем. Российские дистрибьюторы, занимающиеся оптовыми поставками молочной продукции белорусских предприятий, видят несколько причин этого. Причем не только связанных с недавними запретами Россельхознадзора. Поговорить с ними об этом корреспонденту «СГ» удалось на международной выставке продуктов питания «Продэкспо-2015», которая не так давно проходила в Москве.
Одна из таких компаний — «Фудлэнд» — не первый год работает с белорусским производственным рынком. Сотрудничество налажено сразу с несколькими молочными предприятиями. Но акцент дилер делает в основном на закупке сыра. Их выставочный стенд с логотипами нескольких белорусских предприятий и привлек мое внимание. Представитель фирмы сходу объяснил выбор для себя белорусских партнерских заводов: крупные дилерские компании вроде «Фудлэнда» предпочитают работать в первую очередь с более самостоятельными предприятиями. Самостоятельными как в своих финансовых расчетах, так и в принятии решений.
— Мы заинтересованы в более широкой линейке продукции, которая востребована в торговой сети. Поэтому работаем со многими предприятиями. Что касается Беларуси, то давно сотрудничаем с Туровским молочным заводом, «Савушкиным продуктом», «Бабушкиной крынкой», а именно — с их Мстиславским сыродельным заводом. Достаточно давно и успешно работаем с «Беловежскими сырами». Плюс этого завода в том, что он может самостоятельно принимать решения о сотрудничестве, о поставках. Их продукцию мы завозим в торговую сеть Ашан, — рассказывает заместитель генерального директора компании «Фудлэнд» Вадим Золотарев. — А вот с предприятиями Минской области работать достаточно тяжело. Там руководит всем Минскоблпродукт, который по сути сам дистрибьютором не является. Это как бы разведывательное звено, которое время от времени меняет свою политику. В том числе периодически обращается к нам. Его позитивная роль в том, что он аккумулирует вокруг себя достаточно много заводов. Отрицательная — в том, что он не организует дистрибьюцию, и даже не управляет ею.
Попасть на прилавки крупных международных торговых сетей — цель для большинства перерабатывающих предприятий. Сегодня много говорится о необходимости диверсификации рынков, но в случае с молочной продукцией важно удержаться, а лучше закрепиться на российском рынке. Поэтому многим предприятиям удобно работать через дистрибьюторские компании, которые сотрудничают с крупными торговыми сетями. Но это не тот случай, когда можно отдать продукцию и тут же получить за нее деньги.
— Сегодня очень жесткая конкуренция, поэтому без поддержки со стороны самих производителей закрепиться на рынке очень сложно, — говорит Вадим Золотарев. — До сих пор приходится конкурировать даже за полку и место на этой полке в магазине, хотя уже отменили плату за выход на рынок. Тем не менее есть примеры среди белорусских предприятий, когда им удается закрепиться и успешно конкурировать с другими производителями. Например, уже упомянутый Туровский молочный завод. Он представлен достаточно широко — его продукция сегодня есть практически во всех крупных торговых сетях, с которыми мы работаем, хотя в его сегменте очень жесткая конкуренция. В принципе, по качеству белорусская молочная продукция может конкурировать на российском рынке. А вот по цене — вопрос. Причем главная проблема даже не в уровне стоимости, а в ее прогнозируемости. Потому что когда все зависит от курса доллара, работать с импортом катастрофически сложно.
С изменением валютных курсов специалист связывает и отмеченное в последнее время его компанией сокращение поставок белорусской молочной продукции на российский рынок. Что касается качества, то и здесь, к сожалению, не все так гладко.
— Белорусская молочная продукция качественная. Но ей все равно нужно создавать имидж. Вот, кстати, беловежские сыры занимают очень хорошую ценовую категорию и имеют отличное качество. Но с кем-то по качеству еще нужно работать. Оно бывает очень неровное именно из-за того, что никто этим не занимается. Например, Слуцкое предприятие ничем не хуже Березовского — тот же завод, те же линии, даже проект писался одинаковый. Сырьевая зона у них тоже неплохая. Но березовская продукция идет на ура, а слуцкая — отстает, — отмечает Вадим Золотарев.
И здесь не лишним будет вспомнить недавние претензии Россельхознадзора к качеству белорусской молочной продукции. Очевидно, что сегодня, прежде чем бороться с конкурентами за выход на рынок, нужно убедить в высоком качестве своих продуктов главных санитарных врачей этого экспортного рынка.
— Контроль не ослаб. Поэтому белорусским предприятиям не следует расслабляться. Надо продолжать работу над повышением качества продукции. Минсельхозпрод проведет 2015 год под маркой диверсификации рынков экспорта, повышения качества продукции и работы над ее стоимостью. Чтобы быть конкурентоспособными на рынке, необходимо иметь стандарт — постоянно высокое качество, постоянно высокие потребительские свойства товара и низкую конкурентную цену. Такую цену можно обеспечить за счет продуктивности предприятия. Соответственно, должна быть снижена себестоимость, — прокомментировал ситуацию начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Алексей Богданов, также посетивший «Продэкспо-2015».
Попавшие под запрет предприятия получили неплохой урок — им ясно объяснили, что посредственная работа оборачивается экономическими потерями.
— Потери были существенные, ведь у нас более 75 процентов продукции отправляется на экспорт. Сейчас пытаемся наверстать — активно идут отгрузки. Словом, то, что недобрали за время запрета, добираем сейчас. Есть определенная емкость рынка — ее нужно заполнить. К тому же наша продукция пользуется спросом — ее берут все регионы России. Даже Китай интересовался, сможем ли мы по территории России максимально близко к ним доставить ее. Мы-то можем, но будет ли им это интересно по цене. Активно работаем над поиском новых рынков — возобновляем старые контакты, которые по определенным причинам были утеряны, — поделился опытом работы во время выставки «Продэкспо-2015» представитель ОАО «Рогачевский молочноконсервный комбинат».
Каким будет 2015 год для белорусских производителей молочной продукции? Дилеры говорят, что готовы в том же объеме работать с хорошо зарекомендовавшими себя предприятиями. Причем планируют расширять географию — вывозить ее за пределы Брянска, Смоленска и Москвы. Речь уже идет о поставках в Иркутск, Красноярск и даже Владивосток и Хабаровск. Насколько реалистичны такие планы, покажет время и… качество, которое должно быть таким, чтобы придраться было не к чему, особенно Россельхознадзору.
mizkevich@sb.by