Четыре «петушка»? Это – комфорт
16.10.2013 18:49:05
Помочь агроусадьбам сделать качественный турпродукт призван новый проект «Простыя рэчы»
БЕЛОРУССКОЕ общественное объединение «Отдых в деревне» совместно с Министерством спорта и туризма объявили о старте этого проекта. Именно информационно-образовательная кампания под названием «Простыя рэчы» выиграла грант программы USAID/ПРООН «Местное предпринимательство и экономическое развитие». Предмет проекта — агроэкотуризм, объект — Гродненская и Брестская области.
Кампания «Простыя рэчы» продлится один год. Ее специфика в основном гуманитарная: социальные плакаты и реклама, организация волонтерских групп студентов для работы на объектах агро- и экотуризма, конкурс детского рисунка. Под эгидой кампании в мае 2014 года агроусадьбы Беларуси проведут День открытых дверей. А ярчайшим событием проекта станет фестиваль «Organic party» («Зеленый праздник») о натуральной еде.
Председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова считает «Простыя рэчы» конструктивным проектом. Эксперт уверена, что он, во-первых, напомнит потребителям туруслуг — горожанам — о том, что отдохнуть хорошо и интересно можно и в нашей стране, в нашей глубинке. Во-вторых, обратит внимание на простые вещи, которые белорусы должны сохранить: кухню, быт, фольклор. В-третьих, «Простыя рэчы» должны направить хозяев на создание качественного турпродукта. Тем самым разовьется предпринимательство в этой сфере, придут инвесторы.
К слову, сфера агроэкотуризма, по словам эксперта, высокорентабельна. Пример прибыльного развития бизнеса — Минщина, в особенности агроусадьбы, расположенные в радиусе 100 километров от столицы. Какова их прибыль? В прошлом году 412 агроусадеб региона положили в свою копилку 18,6 миллиарда рублей. Спрос на их услуги создают горожане. Однако для сельских предпринимателей остается проблемой качественный турпродукт, чтобы пребывание туристов в агроусадьбах не ограничивалось лишь питанием и проживанием.
— Всем владельцам объектов агроэкотуризма нужно думать о создании полноценных программ пребывания туристов, начиная от трансфера, — говорит Валерия Клицунова. — Хорошо с этим обстоят дела в Воложинском районе, где создан агроэкотуристический кластер. То есть в одну команду объединены не только все владельцы агроусадеб, но и местные ремесленники, народные ансамбли и фермеры, которые поставляют натурпродукты в агроусадьбы.
Интересны с такой точки зрения подобных кластеров на Гродненщине и Брестчине в программе «Простыя рэчы» 17 объединений. Это «Северные Афины» в Сморгонском районе, центральная тема которой для развития агроэкотуризма — земля, где творил Михал Клеофас Огинский. На Брестчине — «Полесская Амазония» в Столинском районе. Это уникальное место Беларуси, где «наживкой» для экотуриста могут стать болота.
Изучая опыт Литвы, Польши и Германии в развитии агроэкотуризма, в Беларуси принялись выдавать агроусадьбам сертификаты. Однако пока сертификация не обязательна и проходит добровольно. Из двух тысяч таких объектов сертифицировано около 300. Им присваивают от одного до четырех «петушков» (по аналогии со звездами для гостиниц).
— Конкуренция на рынке туруслуг подстегивает к тому, чтобы владельцы сертифицировали свои усадьбы. Все же, если усадьба умудрилась получить четыре «петушка», то это гарантия качества, комфорта и дополнительных услуг, — резюмировал директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин.
Татьяна УСКОВА, «БН»
Фото БЕЛТА