Ольга Подгайская и Константин Яськов - о проблемах современных белорусских композиторов

Человек человеку композитор

Молодой, подающий надежды композитор Ольга Подгайская широкой общественности стала известна после мировой премьеры на фестивале Юрия Башмета. О том, каково сегодня жить музыкальным ремеслом и с чем сталкиваются ступившие на эту стезю, Подгайская рассказала корреспонденту «СБ».


— Ольга, насколько многочисленным был ваш выпуск в академии музыки?

— Нас было трое. Обычно на композицию поступают 5 — 6 человек, остаются 2 — 3, и вообще не факт, что после консерватории они будут писать музыку. Они просто исчезают, мы не знаем куда. Кто–то перестает заниматься музыкой, уходит в другие сферы.

— А много ли сегодня в Беларуси действительно интересных имен?

— Те, кто мне ближе всего из старшего поколения, — Вячеслав Кузнецов, Галина Горелова, Виктор Войтик, Евгений Поплавский, Виктор Копытько и др. Из моих ровесников — Константин Яськов, Виталий Дорошук, Елена Гутина, Максим Круглый. Среди молодежи, недавно окончившей консерваторию, есть талантливые ребята — Андрей Цалко, Вячеслав Петько, Дмитрий Горбач.

— Можно ли, находясь вне поп–индустрии, прожить на гонорары? Они вообще существуют или приходится зарабатывать иначе?

— В основном мы работаем в музыкальных школах, училищах, в консерватории. Иногда делаем какие–то музыкальные обработки. На том, что пишешь музыку, ты не зарабатываешь. Это, так сказать, для души и собственного удовольствия. Спасает только оптимизм.


— А как, по–вашему, можно привлечь слушателя к серьезной современной музыке — не массовой популярной, а продолжающей академическую традицию?

— В одиночку серьезный проект не поднять, нужно объединяться. Например, к чемпионату мира по хоккею–2014, когда все были заняты тем, чтобы придумать какой–то связанный с ним проект, мы решили написать и поставить хоккейную оперу. Организацией занялся музей З.И.Азгура. Я написала музыку, Виталий Дорошук — автор либретто, режиссером–постановщиком был Георгий Глик, дирижировал Александр Хумала — главный дирижер музыкальной капеллы «Сонорус». Он из тех невероятных людей, которые отучились за рубежом и вернулись в Беларусь, чтобы на родине продвигать и развивать культуру. Ледовая опера–буфф «0:1» шла в хоккейном манеже «Юность».

— Любая постановка — это затраты...

— У нас одна проблема: мы не умеем работать со спонсорами. Все проекты оплачиваются из своего кармана, никаких специальных грантов для музыкантов у нас нет — так, чтобы можно было представить свою идею и получить под нее финансирование. Трудность в том, что композиторы — люди, витающие в облаках, и экономические реалии большинству из нас достаточно чужды. Но мы стараемся.

Справка «СБ»

Ольга Подгайская родилась в Казахстане. В 2005 году окончила Белорусскую государственную академию музыки по классу композиции и классу органа. Лауреат международных конкурсов. Член Белорусского союза композиторов.

Компетентно

Константин Яськов, председатель Ассоциации молодых белорусских композиторов при Белорусском союзе музыкальных деятелей:

— Сегодня в Беларуси быть композитором — это хобби. Профессия сочинителя музыки, как это было в советские годы или как это сейчас существует за рубежом, у нас на грани исчезновения. Белорусских сочинителей музыки, особенно молодых, практически не видно и не слышно на большой сцене, и многие смирились с игнорированием. Филармония постепенно превращается в музей классической музыки, который изредка делает заказ на современное искусство. В год не больше 5 премьер (я имею в виду не камерные произведения — они исполняются чаще, а крупные формы: оперу, балет, симфонию). При этом симфонических произведений — единицы. И филармонию, и театры понять можно. Публика предпочитает знакомое, знаменитое. К слову, слушатели перестали ходить на музыку. Они теперь ходят на исполнителя. Если вы посмотрите на афиши, увидите крупным шрифтом имя исполнителя, а потом дальше, ниже и намного мельче, чьи произведения он играет.

Пространство академической музыки живет своей жизнью, а композиторы — своей. И они очень редко пересекаются. К слову, за рубежом пересечения тоже нет, но там композиторское сообщество обросло институтами в виде специализированных фестивалей, ансамблей, исполняющих произведения современных авторов, издательств, публикующих эти произведения... Это специально созданное пространство существует за счет различных фондов, государства, которые таким образом поддерживают культурное развитие и разнообразие. Строят этакие «теплицы» для композиторов.

У нас подобного нет, так что условия весьма суровы. Приживается лишь тот, кто самостоятельно способен творить: находить слушателей, которым интересна новая музыка, участвовать в организации концертов и фестивалей современного искусства. При этом композиторами движет исключительно интерес к сочинению. Без устойчивой финансовой поддержки композиция перестает быть профессией и превращается в образ жизни. Нужен ли нам такой подход, зависит от того, какие цели ставят государство и общество в сфере культуры.


Советская Белоруссия № 11 (24641). Среда, 21 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter