Быт по новым правилам
26.03.2005
Накануне Дня работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства читатели газеты «Рэспубліка» имели уникальную возможность из первых уст узнать об изменениях в работе парикмахерских, мастерских, ателье и т.д. На вопросы ответила генеральный директор Белорусского государственного объединения организаций бытового обслуживания населения Анна ЛАВРУКЕВИЧ. Предлагаем вам наиболее интересную часть ее беседы с читателями.
«Вас беспокоит ветеран войны…»
— Меня зовут Анна Ефимовна. Живу в городе Минске. Я инвалид 1-й группы, прошла всю войну. Хочу спросить, почему в городе работает только одна парикмахерская по обслуживанию льготников? Предусмотрено ли новыми правилами их увеличение?
— Эти вопросы находятся в компетенции местных органов исполнительной власти. Парикмахерские, где обслуживается льготная категория населения, определяются управлениями бытовых услуг. Всего в Минске услуги парикмахерских по льготному тарифу оказывают более пятидесяти объектов государственной формы собственности и около сорока частной. Скидки для разных категорий составляют от 10 до 50 процентов. Вам необходимо позвонить по телефону 067, там подскажут их адреса. Что же касается правил, то остается в силе внеочередное обслуживание ветеранов войны. Кроме того, Президентом поставлена задача, чтобы ко Дню Победы все ветераны были обслужены бесплатно. Как известно, в прошлом году к 60-летию освобождения Беларуси такая практика уже имела место. Ветераны с удовольствием пользовались не только услугами парикмахерских, но и прачечных, химчисток и т.д.
— Могу ли я на дом вызвать парикмахера?
— Да. В новых правилах это четко определено. Вам лишь необходимо создать условия для работы: поставить стул, зеркало и т.д.
— Звонит вам инвалид войны Павел Андреевич Корчма из Минска. У меня есть старенькая «Таврия», на которой я езжу на дачу. Отремонтировать ее – большая проблема. Частники просят большие деньги. Подскажите, почему в городе нет мастерских по ремонту автомобилей, которые бы обслуживали со скидками участников войны?
— Уважаемый Павел Андреевич! Если вы получили машину через органы соцзащиты по состоянию здоровья, то советую обратиться в центр социальной защиты администрации вашего района, чтобы вам определили льготный ремонт.
— Нет. Я ее купил по собственному желанию.
— В таком случае я должна вам сказать, что в столице пока нет мастерских, которые бы по льготному тарифу ремонтировали машины для инвалидов.
«Могу ли я выкупить холодильник, которым пользуюсь много лет?»
— Лидия Павловна. Звоню из Могилева. Могу ли я выкупить холодильник, который взяла напрокат несколько лет назад?
— Уточните, как давно вы пользуетесь холодильником?
— Уже более трех лет.
— В 59-м пункте седьмой главы новых правил указано, что если предмет используется одним потребителем более трех лет, то исполнитель вправе принять решение о его продаже потребителю. В данном случае должно учитываться сегодняшняя стоимость этого товара в торговле за вычетом процента износа. Такая процедура определяется соглашением между исполнителем и потребителем.
— Исполнитель может этому препятствовать?
— Обращаю ваше внимание: здесь записано «исполнитель вправе…». Но думаю, что отказать он может только в каких-то исключительных случаях.
— Беспокоит вас Елена Алексеевна из столицы. Хочу узнать, могут ли мне отдать в собственность телевизор, который взяла напрокат семь лет назад? Этот «Горизонт-410» был выпущен в 1990 году…
— Согласно новым правилам исполнитель, или иными словами пункт проката, может продать вам этот телевизор. Но как я понимаю, вы хотите забрать его бесплатно?
— Да, ведь он уже совсем старый. Думаю, что срок его эксплуатации уже исчерпан.
— Стоимость предмета проката определяется по цене, существующей на момент продажи аналогичных товаров в розничной торговли, с учетом износа, установленного исполнителем согласно существующей методике. Не исключено, что износ вашего телевизора составляет 90 процентов, тогда вы сможете забрать его практически бесплатно. Этот вопрос вам необходимо решить непосредственно в пункте проката.
Про дубленку, телевизор и парикмахерскую…
— Анна Николаевна, подскажите, почему появилась необходимость разработки новых правил бытового обслуживания потребителей? Меня зовут Валентина. Я из Минска.
— Одной из основных причин изменения правил является введение в действие нового Гражданского кодекса и Закона «О защите прав потребителей», а также изменение некоторых технических нормативно-правовых актов. При подготовке учитывалась практика регулирования отношений в этой сфере не только в Беларуси, но и в России. Не остались без внимания мнения специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в этой отрасли.
— Барановичи. Нина Владимировна. Где в Минске можно покрасить натуральную каракулевую шубу?
— В столице действительно большая сеть пунктов, оказывающих такие услуги. Поэтому советую вам набрать телефон 067. Это справочная бытовых услуг населения по городу Минску. Телефон бесплатный. Там вам назовут как государственные, так и частные предприятия, которые занимаются окраской меха. Можете поинтересоваться и ценами на данный вид услуг.
— Из Витебска звонок. Михаил меня зовут. Подскажите, где я могу прочитать новые правила бытового обслуживания?
— Правила были опубликованы в «Национальной экономической газете»
№ 14 от 25 февраля 2005 года. Кроме того, в каждом Доме быта или любой другой организации, занимающейся оказанием бытовых услуг, на видном месте должны быть вывешены правила. Также человек может обратиться к администратору, чтобы ему выдали специальную книжечку с правилами для более близкого ознакомления. По всем другим вопросам советую вам обращаться в Витебское управление бытовых услуг по телефону 27-72-36.
— Меня зовут Наталья Аркадьевна. Брест. Недавно хотела сдать в химчистку свою дубленку, но приемщица сказала, что не несет ответственности за качество выполнения работ. Она предложила мне оформить какой-то договор…
— Сотрудница химчистки права. У нас раньше было множество нареканий на работу химчисток, хотя они, по сути, не всегда виноваты. Именно поэтому в новых правилах появился пункт, где говорится, что если на вашем изделии нет маркировочной ленты (а так часто бывает с вещами, купленными на рынке), то предлагается оформить договор, согласно которому исполнитель не отвечает за качество выполнения услуги. Потребитель вправе решить, сдавать ему вещь или нет.
— Елена из Минска звонит. Повела своего трехлетнего ребенка в парикмахерскую. Он стал капризничать, и мастер отказалась его стричь. Права ли она?
— Парикмахер действовала согласно новым правилам. А если бы она нечаянно поранила непоседливого ребенка? Более того, теперь, если у клиента на голове есть подозрительные раны, шелушение и т.д., мастер на полном основании может отказаться выполнять работу. Не говоря уже о пьяных посетителях парикмахерской.
— Станислав, город Гомель. Недавно состоялся неприятный разговор в мастерской по ремонту бытовой техники. Я попросил отдать деталь, которую заменили в моем телевизоре, а мне отказали. У меня появились подозрения в нечестности этих людей. Зачем им испорченная деталь?
— Посоветовала бы вам вернуться в мастерскую и восстановить справедливость. Вам должны вернуть старую деталь. Укажите им на пункт 84-й главы 13-й в новых правилах бытового обслуживания потребителей, которые должны висеть в каждой мастерской.
«Звонит директор салона…»
— Анна Николаевна? Директор салона «Бытрадиотехника» Иван Иванович Постник беспокоит, город Минск. В 44-м пункте новых правил записано, что при прокате предметов, выдаваемых на срок более месяца, по желанию потребителя плата может вноситься помесячно: за первый месяц при оформлении заказа, а за последующие — не позднее пяти календарных дней со дня наступления очередного срока платежа. Как я понимаю, из этого следует, что я не могу продлить человеку прокат на двое, трое и более суток?
— Вы неправильно трактуете этот пункт. Пять дней следующего месяца ему предоставляются для оплаты. Если он не уложился в отведенный срок, то прокат оплачивается по прейскуранту плюс один процент неустойки. Это оговорено в пунктах 51-м и 52-м.
— Еще один вопрос. В пункте 39-м сказано, что предметы проката могут выдаваться под залог. Могут ли в качестве залога выступать деньги?
— Да. Правила гласят, что залогом не может быть паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Предметы проката могут выдаваться под поручительство и (или) залог в установленном исполнителем порядке в соответствии с законодательством. Словом, этот вопрос в вашей власти.
— Директор завода «Рембыттехника». Анна Николаевна, меня смущает, скажем так, внешний вид недавно выпущенных новых правил. Чтобы найти необходимый потребителям пункт 13-й, надо прочитать все, что написано до него. Зачем в моей мастерской по ремонту бытовой техники, например, услуги химчистки? Можно ли выделить, художественно оформив, и повесить у себя правила, касающиеся лишь моего подразделения?
— Нет. Новые правила значительно отличаются от предыдущих. Теперь есть общая и особенная части, которые зависят друг от друга. Первая отражает положения, характерные для оказания бытовых услуг, независимо от вида услуг (чем должен быть обеспечен объект, как оформляется заказ и производится оплата. Указана и ответственность). Во второй содержатся особенности оказания той или иной услуги.