Разрабатывается Национальный план действий по развитию зеленой экономики нашей страны до 2025 года

Будем делать погоду

Противодействия климатическим изменениям достаются странам — участницам Парижского соглашения не такой уж простой ценой. Уменьшение выбросов СО2, как правило, означает сокращение или переход производств на новые современные технологии, строительство экологичного жилья, экологизацию транспорта и многое другое. За период участия в этой масштабной работе Беларусь не только с опережением графика достигла заявленных сокращений, но и поставила новые цели. О том, что сделано, какими будут новые объекты для сокращений, о перспективах развития в стране экотранспорта и зеленой экономики «Р» узнавала у первого заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды, национального координатора проекта «ЕС для климата» Болеслава Пирштука.

В 2016 году Беларусь ратифицировала Парижское соглашение и взяла на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов.
Фото  БЕЛТА

Высокие цели

— Болеслав Казимирович, Беларусь определила для себя общеэкономические цели по снижению выбросов парниковых газов. Или определяемый на национальном уровне вклад (ОНУВ) в сокращение выбросов парниковых газов. Тем самым мы повысили уровень взятых ранее обязательств. Благодаря чему мы смогли увеличить прежнюю цифру? Насколько сложно ее достичь?


— В 2016 году Беларусь ратифицировала Парижское соглашение и взяла на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, определив свой предполагаемый национально-определяемый вклад, — сократить объем выбросов парниковых газов на 28 процентов к 2030 году по сравнению с уровнем 1990-го. Этих целей мы достигли с опережением. 

При этом в соответствии с Парижским соглашением страны должны повышать свою амбициозность по сокращению выбросов парниковых газов каждые пять лет. Благодаря целенаправленной политике государства в области энергосбережения и повышения энергоэффективности производства углеродоемкость экономики за 1995—2018 годы снизилась почти в три раза, что позволяет увеличить уровень взятых обязательств.

В сентябре Правительство утвердило новый вклад нашей страны в части противодействия изменениям климата, в соответствии с которым планируется сократить выбросы парниковых газов на 35 процентов к 2030 году по сравнению с уровнем 1990-го. Цель будет достигнута в рамках реализации Программы социально-экономического развития Беларуси на 2021—2025 годы, ряда государственных и отраслевых программ на этот период. 

— Ключевыми направлениями, благодаря которым сможет произойти еще большее снижение выбросов СО2, определены секторы землепользования, лесного хозяйства, использование новых современных технологий. Каким образом осуществится поэтапная экологизация? 

— Этапы экологизации определены такими документами, как Стратегия по адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата до 2050 года, Национальный план действий по адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата до 2030 года, Стратегия по адаптации сельского хозяйства Беларуси к изменению климата до 2050 года, Национальный план действий по адаптации сельского хозяйства Беларуси к изменению климата до 2030 года.

Мероприятия, направленные на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения, также включены в ряд программ: Государственную программу «Белорусский лес» на 2021—2025 годы, Государственную программу «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021—2025 годы, Государственную программу «Транспортный комплекс» на 2021—2025 годы», Государственную программу развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2021—2025 годы, Программу комплексной модернизации производств энергетической сферы на 2021—2025 годы, Национальный план действий по энергоэффективности до 2030 года.

Кроме того, в настоящее время находятся в стадии разработки Cтратегия долгосрочного развития Беларуси с низким уровнем выбросов парниковых газов, Национальный план действий и стратегии по адаптации к изменению климата, секторальные рекомендации по решению проблем изменения климата.

Включение секторов лесного хозяйства и землепользования не случайны, ведь даже при разных прогнозах экономического развития это ведет к более амбициозной цели по сокращению выбросов парниковых газов. Этому могут поспособствовать запланированные увеличение лесистости до 41 процента до 2030 года, оптимизация возрастной структуры лесхозов, совершенствование рубок леса и рубок ухода за лесом, повышение продуктивности лесов путем увеличения среднего запаса насаждений до 240 м3/га.

Экономика активно «зеленеет»

— Беларусь неоднократно заявляла о переходе экономики на зеленые рельсы. Каковы наиболее удачные примеры реализации этой задачи на практике? И какова перспектива на ближайшие 5—10 лет, в том числе с учетом новых обязательств?

— Сейчас в процессе разработки находится Национальный план действий по развитию зеленой экономики нашей страны до 2025 года. Его стратегическая цель — содействие достижению «зеленого» экономического роста в условиях сохранения природного капитала и повышения занятости путем создания зеленых рабочих мест. Когда мы анализируем предыдущий документ, можем сказать, что намеченные ранее цели были верными. Будем их развивать. Речь об устойчивом потреблении и производстве, энергетике, энергоэффективном строительстве, развитии инфраструктуры для электротранспорта и городской мобильности, концепции умных городов, органического сельского хозяйства и экологического туризма и многом другом. Все это позволяет сделать вывод не только об успешности внедрения отдельных принципов зеленой экономики в отдельных направлениях, но и о намеченных позитивных тенденциях экологизации экономики в целом.

Учитывая существенный вклад мобильных источников в выбросы парниковых газов, очевидное решение для Беларуси — развитие электротранспорта.

— Одним из перспективных направлений считается экологизация транспорта, который вносит наибольший вклад в копилку вредных выбросов. Пересядем ли мы в ближайшее время на электромобили, обойдемся более активным внедрением общественного электротранспорта? 

— Учитывая существенный вклад мобильных источников в выбросы парниковых газов, очевидное решение для Беларуси — развитие электротранспорта, который на перспективу может в принципе вытеснить автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. 

В стране создаются условия и меры по стимулированию развития и использования электротранспорта: принят Указ Президента от 12 марта 2020 года № 92 «О стимулировании использования электромобилей», реализуются Программа создания государственной сети для зарядки электромобилей и Комплексная программа развития электротранспорта на 2021—2025 годы. Если проанализировать темпы роста количества электромобилей в Беларуси, мы видим: меры дают результат. Количество электромобилей достигло четырех тысяч единиц, из них более двух тысяч ввезено в страну только за этот год. Растет число электробусов. 

К услугам их владельцев 450 электрозаправочных станций, а к концу года их будет около 600. Акцент сейчас делается на увеличение мощности зарядных станций до 350 кВт, что позволит за десять минут зарядить батарею для 300 километров пробега.

Сокращению выбросов парниковых газов может поспособствовать запланированное увеличение лесистости до 41 процента до 2030 года.

Не забываем о ВИЭ

— Какие еще направления целесообразно задействовать в целях снижения выбросов? 

— В целях сокращения выбросов парниковых газов целесообразно дальнейшее развитие возобновляемой энергетики, которая является обязательной составляющей зеленой экономики и одним из направлений устойчивого развития страны.

И хотя выработка электрической энергии из таких возобновляемых источников, как энергия ветра, энергия движения водных потоков, энергия солнца, уже возросла в 15 раз к уровню 2010 года, слабо задействован ряд других направлений. Так, для получения электрической энергии необходимо увеличивать использование биомассы, более масштабно внедрять биогазовые установки.

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter