Будь здоров, кинематограф!
23.03.2006 01:00:00
Прежде в этом понятии просто не было необходимости: в Советском Союзе снималось кино, которое собирало полные залы на всей его территории, причем каждая из национальных киностудий имела собственное лицо и вносила свой, неповторимый колорит в союзную кинематографию. Сегодня и российский, и белорусский кинематограф все еще не могут преодолеть последствия кризиса, в котором оказались киностудии бывших союзных республик после распада Союза. Чтобы вернуть утраченные позиции, надо восстановить единое прокатное пространство и увеличить количество совместных кинопроектов. Об этом говорили в Минске участники круглого стола “Развитие кинематографа Союзного государства. Проблемы восстановления единого кинопрокатного пространства Беларуси и России”.
Как отметил, выступая на заседании круглого стола кинорежиссер, народный артист России, вице-президент Национальной академии кинематографических искусств и наук Российской Федерации Геннадий Полока, сегодня в российском кино четко вырисовались три направления: дорогостоящее коммерческое кино, задуманное как конкурент американским блокбастерам; образцы артхауса, кино для интеллектуалов; фильмы, которые нельзя отнести ни к той, ни к другой крайности, но именно они являются “наследниками” высокого духовного уровня советского кино. Нормальное положение в кинематографе в любой стране мира определяется успехом и окупаемостью качественно поставленных картин, а не размахом спецэффектов, подчеркнул мастер.
Пожалуй, именно кинематографисты Беларуси и России сумели сохранить наиболее прочные связи. Многие российские режиссеры снимают свои картины в белорусской столице.
Лучшее российское кино широко представлено на экранах Беларуси. Ежегодно его доля в общем объеме кинопоказов увеличивается. За последние три года количество российской кинопродукции на экранах Беларуси выросло с 30 процентов в 2001 году до 40 процентов в 2005-м.
А вот российскому зрителю белорусские картины пока известны мало. Кинопрокатными организациями России за период 2001—2005 годов закуплено только 85 копий белорусской фильмопродукции, что в среднем составляет 17 копий в год.
Участники дискуссии — представители Постоянного комитета Союзного государства, белорусские и российские кинорежиссеры и кинокритики — отмечали, что необходима унификация законов в рамках Союзного государства, которая значительно упростит работу в кинопроизводстве. Необходимо также упорядочить законы об авторском праве. В ходе заседания была создана рабочая группа, которая обратится в комиссию по культуре Парламентского собрания Союзного государства с просьбой инициировать рассмотрение вопроса о правовом регулировании кинопроизводства двух государств. Решено также обратиться к министерствам культуры обеих стран с предложением подготовить проект международного соглашения о совместном кинопроизводстве и работе кинопрокатов Беларуси и России.