Бродячие сюжеты
28.12.2010
— Пока все происходит так, как и планировали, — прокомментировал свое отношение к происходящему художественный руководитель театра, режиссер Николай Пинигин. — Посмотрите на нашу январскую афишу. Кстати, вы можете видеть здесь новую эмблему театра, таким он станет после реконструкции, так вот она по количеству названий не уступает нашей обычной афише, несмотря на то, что площадки мы теперь арендуем.
Директор театра Павел Поляков уверен, что потерь в репертуаре не будет, а со временем и трудоемкие спектакли со сложными декорациями, такие как «Не мой» или «Хам», рано или поздно будут представлены на чужих площадках. Кстати, фестивального хита, «Свадьбы», в ближайшей афише театра тоже нет. Видимо, постановке требуется небольшая передышка. Ведь турне «Свадьбы» в постановке московского режиссера Владимира Панкова стало заметным событием для всего европейского театрального пространства. «Оказалось, что мы не варимся в собственном соку, не производим какой–то местечковый продукт для внутреннего пользования, а делаем нормальный, современный, актуальный театр, который не стыдно показать, который понятен зрителям Москвы, Парижа, Мадрида и Баку», — выразил свой восторг актер Михаил Зуй. А народный артист СССР Геннадий Овсянников пошутил, что благодаря «Свадьбе» «увидел мир»: «Хотя бы на старости лет...»
— Когда Манаев пришел на первую репетицию, выяснилось, что он знает всю роль на польском языке назубок. Поляки сразу же устыдились и быстренько выучили все свои слова.
Полный аншлаг, аплодисменты, восторженные отзывы поляков зафиксированы в документальном фильме, посвященном гастролям. Правда, по словам Пинигина, пока он не заинтересовал ни один национальный телеканал.
Несмотря на отсутствие собственной площадки и бродячий образ жизни, театр репетирует новые спектакли. Уже 20 января в Малом зале КЗ «Минск» пройдет премьера спектакля «Сиротливый Запад». Николай Пинигин приступил к работе над спектаклем «Похищение Европы, или Театр Уршули Радзивилл». В этом сложном проекте режиссер обратился к истокам белорусского профессионального искусства. Проект будет включать в себя балет, оперу и драму и, по сути, станет исторической реконструкцией одного из театральных вечеров в Несвижском замке. В основу декораций спектакля войдут гравюры, созданные по спектаклям Уршули Радзивилл.
К концу сезона выйдет спектакль «Ночь перед Рождеством» по Гоголю в постановке Николая Пинигина. В ноябре 2011 г. начнется работа над спектаклем «Люди на болоте» по Ивану Мележу. Постановщиком «полесской хроники» выступит Александр Гарцуев.
Известно критическое отношение Николая Пинигина к современной белорусской драматургии. Всем запомнилось его высказывание: «Я никогда не буду ставить пьесу только потому, что она белорусская». Тем не менее в конце сезона состоится премьера спектакля «Лифт» драматурга Юлии Чернявской в постановке Валерия Раевского.
Есть и другие оригинальные театральные идеи. Возможно, драматург Алексей Дударев сочинит пьесу по сказкам Андерсена. Проект «Местечковое кабаре» объединит в своей концепции творчество известного барда Виктора Шалкевича и других белорусских и польских музыкантов. Получит свое сценическое воплощение пьеса об Адаме Мицкевиче «Мистер» литовца Мариуса Ивашкявичюса. Мечтает Купаловский и о «Пане Тадеуше» Мицкевича в переводе Винцента Дунина–Марцинкевича. Как никогда театральные проекты Купаловского театра ставят перед собой цель напомнить об общности белорусской, литовской и польской культур.
А в октябре следующего года пройдет V Международный театральный фестиваль «Панорама». Программа будет скромнее и короче. Однако заметные события будут и здесь. Сейчас, например, ведутся переговоры с известным российским режиссером Дмитрием Крымовым и его театром, культовым литовским постановщиком Эймунтасом Някрошюсом. В общем, пусть все бездарное останется в уходящем году...