Что мешает Браславу стать комфортабельным курортом
10.05.2016 19:30:08
Неделю назад в одном из красивейших уголков нашей страны собрались эксперты и практики, чтобы в преддверии лета поговорить о туристическом потенциале Браславского края. Он, как принято считать, огромен, однако прибыли почему–то приносит мало. Кого ни спросишь, все — от хозяина скромной агроусадьбы до представителя Нацпарка «Браславские озера» — утверждают, что по итогам года в лучшем случае выходят «в ноль». Почему так и что надо сделать, чтобы все было по-другому?
...На въезде Браслав и впрямь очень похож на курорт. Проезжая вдоль берега почти бескрайнего озера Дривяты, невольно испытываешь чувство белой зависти к людям, которым повезло здесь жить. Дух захватывает от природных красот. А тот, кто хоть раз увидел Белорусское Поозерье с высоты птичьего полета, — пленник этих мест навсегда. Волшебные фотопейзажи, захватывающий ролик с гидросамолетом, кадры типа «рыбацкое счастье», фешенебельные коттеджи, скромные крестьянские хаты, летние домики — судя по картинкам и видео в сети, кажется, что в районе деньги буквально лежат под ногами. Но из года в год на разных уровнях власти и турбизнеса обсуждается вопрос: как увеличить туристический поток на Браславщину? Дотационный, кстати говоря, район, который стабильно входит в десятку районов с самой низкой заработной платой в стране...
В январе 2011–го газеты писали: «Через пять лет Браславские озера должны стать здравницей европейского уровня. Летом — пляж и рыбалка, зимой — горные лыжи и боулинг. Отдыхать и поправлять здоровье гости курорта будут в комфортабельных корпусах с системой «все включено». Помимо развития гостиничного сервиса и общепита, речь, в частности, шла о 3D–кинотеатре, лыжероллерной трассе, яхт–клубе и даже местной авиации с пристанью для гидросамолетов. Все задумывалось для того, чтобы круглый год (а не только коротким летом) задействовать уникальный природный потенциал и доказать самим себе, что и у нас туризм сможет поднять экономику района.
Что же сегодня предлагает туристам курорт? Послушаем заместителя начальника отдела образования, спорта и туризма Браславского райисполкома Станислава Остановко:
— В городе работают три гостиницы, одна из них — новая. Базы отдыха национального парка могут принять 180 человек, профсоюзный комплекс «Браславские озера» рассчитан на 380 мест. В районе больше 280 агроэкоусадеб, где одновременно могут отдыхать около двух тысяч человек. Есть 50 зон отдыха, платные оборудованные стоянки нацпарка — их около 60. Прирастает сеть общепита: в 23 точках питания можно покормить более тысячи человек. В районе создано 45 культурно–познавательных, экологических, исторических и других маршрутов.
Несмотря на то что ежегодно на Браславские озера приезжают около 30 тысяч туристов, сервис как был, так и остался на уровне «приезжайте к нам на озеро, будет шашлык и баня». Летом, говорят, население райцентра удваивается, но основной экономический эффект — до 80 процентов всех доходов — нацпарку, например, приносят охотничьи туры. Агроэкоусадьбы, за редким исключением, предлагают проживание и отдых у воды. Местные пытаются туристические смыслы расширить: развивают фестивальное движение, событийный и паломнический туризм, разрабатывают экологические тропы, водные маршруты. Интерактивную программу предлагает Музей традиционной культуры, рассказала директор Браславского районного объединения музеев Надежда Дударенок:
— При музее есть «Заездный двор» на 13 мест, постояльцы могут пройти мастер–классы по народным ремеслам: гончарному делу, плетению поясов, ткачеству, соломке. Приглашаем молодоженов на свадебный обряд «Вяселле ў млыне», трижды за лето проводим ярмарки ремесел, со своей батлейкой выезжаем в агроусадьбы.
В конце мая в городе проходит фольклорный праздник «Браславские зарницы». Приезжают коллективы из Беларуси, Литвы, Латвии и других стран. Параллельно на Замковой горе шумит фестиваль средневековой культуры «Меч Брачыслава». В июле молодежь собирается на международный спортивно–музыкальный фестиваль Viva Braslav: в прошлом году приехали около 5 тысяч человек. В августе к иконе Пресвятой Девы Марии, которая коронована Папой Римским и почитается католиками как Владычица озер, устремляются тысячи паломников. Есть тут еще «Браславская регата», турнир по спортивному рыболовству, в прошлом году впервые провели международные соревнования по пляжному теннису и вейкбордингу.
Все это хорошо и интересно, но скажем прямо — малодоходно, ведь гости приезжают на пару дней. А задержать туриста там, где деньги потратить негде, кроме супермаркета, трудно. Вспомним еще, каким непредсказуемым бывает наше лето, и станет ясно: чистейшие озера и красоты природы турпродуктом не являются. Как раз об этом говорит генеральный директор центра стратегического развития Анатолий Акантинов:
— Имидж в туризме — не абстрактная вещь, это в первую очередь деньги. Это конкретный клиент, который платит за проживание, питание, транспорт, развлечения. Мне, например, до сих пор непонятно, что такое Браслав. Красивые озера? Ну если сравнить с земным шаром, то, наверное, озера есть и в других странах. Это пляжный отдых? Охота? Коттеджный? Кто тратит у вас больше денег? Рыбаки? Или все–таки семейная пара с детьми? Откуда эти туристы, какого они возраста, что для них важно? Какие уникальные преимущества имеет Браславщина? Кто и как будет их продвигать?
В процессе семинара стало очевидно: на все эти вопросы основные игроки местного туристического бизнеса отвечают по–разному. Единой стратегии в регионе нет. Нацпарк, агроусадьбы и местная власть действуют разрозненно, отчего в итоге все и проигрывают. Агроусадьбы, к примеру, стараются как можно больше заработать за короткий сезон — благо летом спрос превышает предложение. А потом снова ждут лета...
Отдельный вопрос — цены. В среднем за ночлег на Браславщине просят от 200 тысяч до 1,2 миллиона рублей с человека. Комфортный отдых здесь стоит так же, как на морском берегу с системой «все включено». В новеньком «Браслав–отеле» за бунгало на берегу (двухспальная кровать, кондиционер, подогрев полов, душевая) надо заплатить полтора миллиона в сутки. Настоящего лета при этом, понятное дело, никто не гарантирует. И готовить вам придется, скорее всего, самостоятельно...
Да, в Браславе есть что посмотреть, но туристической инфраструктуры как не было, так и нет. Сама отдыхала тут с детьми трижды за девять лет и без труда могу перечислить перемены этого курорта. На центральном пляже появился аквапарк, рядом — малые архитектурные формы, в центре города построили приличный отель и сделали наконец нормальную лестницу на гору Маяк. Здесь тоже дух захватывает от красоты, но все же хочется чуть большего, чем чудесное селфи на фоне озера Струсто...
Мнения по поводу
— Браславщину изучаю в течение последних пяти лет и хочу сказать, что многое изменилось за это время. Но городу как воздух необходим единый информационный центр, где турист, приехавший самостоятельно, сможет получить информацию. Экологический туризм, спортивно ориентированный будут развиваться — это становится модным во всем мире. Но даже тому туристу, который хочет отдыхать без удобств, нужно создавать условия. Удобный транспорт, простая навигация, экологические тропы должны начинаться в Браславе, карты и гиды обязаны присутствовать на каждом углу.
— Думаю, пора подумать о создании туристического кластера с названием «Браславские бриллианты». В районе можно найти не менее десяти хороших заинтересованных игроков, которые предложат для организованных групп разнообразные туры. Организатором и координатором мог бы стать отдел спорта и туризма нашего райисполкома.
kruha–tut@rambler.ru
Фото автора
Фото автора
Советская Белоруссия № 87 (24969). Среда, 11 мая 2016