Бойцовский клуб
11.03.2011
Главный герой, ничем, казалось, не примечательный парень Микки Уорд, пытается в буквальном смысле пробиться в мир большого бокса. Однако внутренний накал персонажа не только в том, чтобы раскачать мышцы побольше и отточить технику, а прежде всего в том, чтобы выбрать, за кем последовать в своей карьере. Брат–наркоман может научить его нестандартной тактике ведения боя, с которой он побеждал даже самых сильных противников. Однако от братца в последнее время больше проблем, чем помощи.
Менеджером обоих братьев выступает почти обезумевшая мать. Кстати, очень точно в картине передана обыденная обстановка в типичной американской семье. А, как известно, чем проще выглядит результат, тем сложнее его достижение. Ненавязчивая простота быта — лишнее свидетельство мастерства художника ленты Джуди Бекера, который известен по такому шедевру, как «Меня там нет».
Из этих составляющих и слагается симфония ленты. Фильм «Боец» — намного больше, чем очередной «боксерский фильм». Он не столько про бокс, сколько про все остальное: злые улицы, распад семьи, нелегкое бремя нравственных терзаний, трусость и мужество, причем не только то, которое должно пригодиться в бою, но и мужество повседневное, бытовое, без газетных заголовков, пафоса и золоченых поясов.
Фильмы о судьбах боксеров не сильно между собой отличаются фабулой. Из стройного ряда голливудских историй выбиваются, наверное, единицы. К примеру, «Бешеный бык» Скорсезе. Но с «Бешеным быком» история особая: этот фильм, вообще, не столько спортивная драма, сколько драма индивидуальная, и для Скорсезе прежде всего. «Боец» Дэвида О.Рассела, к слову сказать, близок к «Бешеному быку» самоотверженностью исполнителей и грязной жизненностью истории.
Конечно, в отличие от фильма Скорсезе «Боец» не щеголяет такой же блестящей стилизацией и шикарной операторской работой. Но снят тем не менее очень неплохо: более реалистично, без прикрас и без намеренных упрощений.
Например, истеричные, со всеми и вся, разборки матери Уорда тут смотрятся страшнее спортивных сцен, при виде их действительно становится не по себе. Именно отлично написанные и поставленные эпизоды ссор почти между всеми персонажами являются краеугольным камнем картины, формируют у зрителя хаотичное ощущение сумасбродности происходящего, заставляя сопереживать несчастным героям.
Это вовсе не означает, что собственно боксом Расселл пренебрегает — поединки поставлены достоверно и зрелищно, а Марк Уолберг играет, как давно не играл.
У фильма уже есть два «Оскара» за актерские работы второго плана. Наград удостоились Кристиан Бейл и Мелисса Лео. Их самоотверженность, как и нестандартный подход режиссера к теме, Американская киноакадемия оценила вполне по достоинству.