Боровик высказался о сложной политической обстановке в мире и объяснил, что на это готова предложить Беларусь

В мировом информационном пространстве существует мнение, что события на Ближнем Востоке могут быть преддверием глобальной войны. 16 января иранский корпус стражей исламской революции нанес ракетный удар по территории иракского Курдистана. Под удар попала и американская военная база. Могут ли эти точечные удары иметь далеко идущие последствия, или это все же разовые акции для достижения политических целей, в программе «Будни» на «Альфа Радио» рассуждает политолог Вадим Боровик.


Нужно понимать, что Ближний Восток – регион очень сложный. Там нет единства арабского мира. На данной территории проживают и сунниты, и шииты, присутствуют противоречия по этническим, религиозным вопросам, есть разные группировки: и радикальные, и умеренные. Некоторые государства готовы сотрудничать с Израилем, имея с ним дипломатические отношения. Другие же считают, что Израиля не должно существовать даже на карте, – обращает внимание гость студии. – Что касается пресловутого противостояния Ирана и Саудовской Аравии, то прежде в нем наблюдалось, что они находят общий язык, однако в последнее время произошло обострение ситуации, причем в целом в регионе. 

Политолог сравнил Ближний Восток с клубком противоречий:

– И такие клубки противоречий всегда очень выгодно используют серьезные игроки, которые контролируют международную торговлю и глобальную политику с целью дисбаланса системы на нужный им градус. Иногда наши эксперты утверждают, что в ряде случаев какое-то крупное государство, например, США или Великобритания, заинтересовано в том, чтобы в том или ином конфликте победу одержала определенная сторона. Таким государствам достаточно создать нужный уровень напряженности, чтобы потом на протяжении длительного периода времени регион либо ряд стран истощали свои ресурсы. Мы сегодня видим такое в Европе, на Ближнем Востоке. Это очень опасная игра, ведь не всегда ее можно осуществить филигранно. И этот процесс поддержания конфликта в нужной провокатору фазе, чтобы он тебя не касался, но ты мог извлекать из него выгоду, может выйти из-под контроля. Тогда он коснется тех, кто является бенефициарами тех или иных ситуаций.  


Вадим Боровик напомнил, что сложная ситуация в Иране сохраняется уже не одно десятилетие:

– В 1979 году свергли шаха, и к власти пришли новые силы, которые установили режим: постоянно проводить политику перманентного конфликта с США. Это не первые удары, которые США наносят по Ирану: они были в 2020, 2021, 2022 годах с разной степенью интенсивности. Нужно помнить, что Иран поддерживает хуситов и другие группировки, его не устраивает деятельность исламского государства, выражает недовольство иракским Курдистаном, потому что курды состоят в хороших отношениях с Израилем. К слову, в свое время Израиль даже поддерживал создание самостоятельного курдского государства. Как видите, здесь существует очень много противоречий. И на этом очень удобно играть. Давайте вспомним, что делал Иран в последние годы. И в логике того, что было, удары иранского корпуса не являются чем-то чрезвычайным. Уже били по конкретным объектам. А ведь год-полтора назад они наносили удары по американским военным, что привело тогда к гибели 20–30 человек. Сейчас граждане США вообще не пострадали, только инфраструктура нарушена. То есть уже осуществляли превентивные действия по нанесению ущерба по той или иной инфраструктуре, расположенной на территории третьих государств. 

Гость программы уверен, что если посмотреть на ситуацию в мире и существующий градус напряженности, то такие атаки – это напряженная ситуация. 

– Давайте вспомним ту схватку, в которую вступила Россия с Западом. Сейчас она находится на пике, и страны тратят большое количество ресурсов, чтобы поддерживать свою боеспособность. Несомненно, все это влияет на экономику, на настроения в регионе. Если брать Ближний Восток – конфликт в Газе, то также видим серьезную напряженность. Он вызвал недовольство в арабском мире. Также мы видим действия США и Великобритании в Йемене. Это все – тлеющее пожарище, где еще остались угли, и возле него все ближе и ближе поливают бензином. Может наступить кульминация, когда стороны начнут применять не точечные удары, а массированные атаки с применением серьезного арсенала. Объясню: Иран – это крупное государство, обладающее мощнейшей армией. Иран контролирует Ормузский пролив, соединяющий Персидский залив с Оманским заливом. Через него проходит треть торговли сниженным газом и нефтью. Вообще, с точки зрения торговли – это очень серьезное и важное место, через которое проходит сложная логистическая цепочка. А вот представьте: начинается конфликт, а они перекрывают Ормузский пролив. К чему это приведет? Остановится осуществляемая через него торговля. И какие в этом случае будут цены на энергоносители? Европа и так сейчас воет, во многих аспектах на коленях стоит, – констатирует Вадим Боровик. 


Он обратил внимание, что страны Европы и так не могут найти деньги, которые кому-то когда-то обещали. Что, безусловно, влияет на мировую экономику.

– Вот Китай достойно проходит послековидные последствия, но и он имеет сложности. А ведь Китай – это драйвер мировой экономики. И когда он сталкивается со сложностями при восстановлении экономики от послековидного периода – все это сказывается на мировой торговле. Россия, например, несмотря на то, что показала резистентность и устойчивость своей экономики, несет серьезные издержки из-за конфликта с Украиной. И вот представьте, что на Ближнем Востоке мы «поджигаем» тлеющий конфликт... Как же это скажется на мировой экономике? – задается вопросом политолог.

Он уверен, что страны, которые торгуют энергоносителями, могут в моменте выиграть, но в целом такие действия являются рецессией мировой экономики. 

– А если такие крупные игроки будут терять в экономике на 1 процент, то в малых странах и средних экономиках падение будет на 3, 4, 5 процентов. Это называется «социально-политическая нестабильность». И на Ближнем Востоке социально-политическая нестабильность заканчивается большой кровью. Там смена режимов заканчивалась революциями, которые длились потом десятилетиями, – утверждает гость программы. – Вспомните, Ливан раньше называли Швейцарией на Ближнем Востоке. А после революции Ливан стал одной из стагнирующих стран с разрушенной экономикой и инфраструктурой. А как же Ливия, Ирак, Иран, Афганистан... Мы должны осознавать, что в мире складывается крайне опасная ситуация. И Беларусь, понимая все эти процессы, заинтересована максимально содействовать тому, чтобы не накалять ситуацию и не провоцировать эскалацию. Любая эскалация в мире опасна в том числе и для нашей экономики, безопасности, в целом негативно сказывается на развитии нашей планеты. Мы со своей стороны можем не допускать влияния таких негативных процессов на работу белорусской экономики, на внутренние процессы, поддерживать у себя социально-политическую стабильность и безопасность. И в рамках работы международных организаций мы не подливаем масла в огонь, а стараемся занимать здравую, взвешенную позицию с учетом наших союзнических обязательств, что способствует тому, чтобы стороны договаривались и достигали соглашений путем переговоров. Это наш вклад. А в целом ситуация очень опасная.

Ток-шоу «Будни» выходит утром с понедельника по пятницу. В каждом выпуске предметом обсуждения становятся самые актуальные темы из жизни страны и мира. В дискуссии принимают участие политологи, ученые, общественные деятели и журналисты ведущих средств массовой информации.

Боровик – белорусам: нам нужно не допустить, чтобы нас сделали инструментом в чьей-то политической игре

Боровик: Концепция национальной безопасности – это документ, который принимает вся страна

Боровик – о военной политике Польши: мы видим существенное влияние Вашингтона на Варшаву
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter