На тысячу квадратных метров две крысы: как в Минске контролируют численность грызунов

Борьба с серыми схемами

В конце октября в столичной многоэтажке 12-летнюю школьницу укусила крыса. Чуть позже в другом доме пенсионер пытался палкой прикончить агрессивного грызуна. Пасюков видели то тут, то там, о чем горожане активно сообщали в местные ЖЭСы, делились друг с другом в социальных сетях. Им отвечали: «На объектах проводится дератизация». Что это такое и почему ночные существа в последнее время все чаще «выходят из сумрака», узнавала корреспондент «Р».

animals-portal.ru

Шпион, выйди вон!


С дезинфектором санитарно-профилактического коммунального унитарного предприятия «Центр профилактической дезинфекции» Светланой Сорокиной мы договорились встретиться утром у первого дома на Логойском тракте. По плану у нее дератизация (уничтожение грызунов) в этой столичной многоэтажке и четвертом доме на улице Мележа. Светлана Константиновна ждет меня у первого подъезда. На ней обязательная экипировка — халат, маска, перчатки и специальная шапочка. Без лишних разговоров опытной рукой — как-никак уже восемь лет в организации — ложкой она раскладывает приманку по бумажным пакетикам. На вид обычное пшено. Но на самом деле крупа смешана с ядом.

— Грызуны — очень умные существа, — говорит дезинфектор. — Сначала они отправляют самую больную особь, чтобы она попробовала, что это у них новенькое появилось в рационе. Потом наблюдают за ней, ждут реакции. Когда видят, что с ней все в порядке, начинают есть сами. Если заметят, что сородичу стало плохо, к еде не притронутся, какими бы голодными ни были.

Учитывая эту способность грызунов, в Центре профилактической дезинфекции используются яды накопительного действия. Съедая ежедневно по чуть-чуть, к концу недели крыса или мышь погибают от кровоизлияния.

Наполнив пакеты, Светлана Сорокина отправляется в мусороприемную камеру.

— Ядоприманка раскладывается в недоступных для жильцов местах — теплоузлах, техподполье, мусороприемных камерах и даже на чердаках. Все эти помещения должны быть закрыты. Накануне приезда мы сообщаем сотрудникам ЖЭСа о проведении работ, и они должны предоставить нам доступ во все обрабатываемые помещения.

Ядоприманка раскладывается в мусороприемных ка-мерах, теплоузлах, техподполье и даже на чердаках.
Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА

Чтобы грызуны не воротили нос от смертоносной еды, в дератизационной лаборатории организации разработали около 70 рецептур. Яд смешивается с печеньем, гречкой, перловкой, семечками, орехами и другими продуктами. Специалисты комбинируют различные пищевые основы и смотрят, что едят в конкретном жилом доме грызуны, а что игнорируют. И в следующий раз раскладывают другую ядоприманку. Причем для ее приготовления используются исключительно продукты с неистекшим сроком годности, иначе избалованный грызун ее есть не станет.

Самое главное, о чем стоит знать жильцам и рассказывать об этом детям: мыши и крысы — животные ночные. Днем они обычно отдыхают, а ночью ведут активный образ жизни. Если грызун показался в светлое время суток, значит, он ищет воду, так как яды вызывают жажду. К такому категорически нельзя подходить. Умирающее животное дезориентировано и агрессивно, может напасть и укусить. От таких грызунов необходимо держаться подальше!

Дубль два


Когда дезинфектор разложила в укромные места все пакетики, интересуюсь, что дальше.

— Через неделю проверю, поедена ли ядоприманка, — рассказывает Светлана Сорокина. — Потом через 10—13 дней проведу повторную обработку. Каждый дом мы месяца три держим на контроле.

Узнать о том, стало ли больше грызунов в городе в последнее время, отправляюсь в офис Центра профилактической дезинфекции.

— У нас на обслуживании почти 13 тысяч объектов общей площадью более 30 миллионов квадратных метров, — говорит главный врач организации Светлана Лободенко. — Я могу говорить о ситуации конкретно на этих объектах. Два раза в год мы проводим относительный учет численности грызунов: сколько их приходится на тысячу квадратных метров площади. Эти показатели у нас не выше двух. То есть на тысячу квадратных метров — два грызуна. Это умеренные показатели. Выше 5 — считается много, меньше 1 — мало. Причем в 95 процентах преобладают крысы.

Кушать подано! Бумажные пакетики для приманки.

За последние 4 года намечена тенденция к снижению «заселенности» грызунами объектов города более чем в 2 раза. За октябрь она составляла 0,9 процента площадей. Хотя по документам, регламентирующим качество и эффективность дератизационных мероприятий, допускается 15 процентов.

— К слову, в этой службе я работаю более 30 лет и больше 15 процентов у нас никогда не было, — уверяет Светлана Лободенко.— Однако повторюсь, что мы обслуживаем не весь Минск. Имеются иные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие эти услуги. Наша основная цель — снижать численность грызунов, а для этого необходимо профессионально и качественно оказывать эти услуги.

Были, есть и будут есть


Общеизвестно, что уничтожить крыс и мышей до конца невозможно. Они обладают удивительной способностью приспосабливаться к разным условиям. И, конечно же, лучше всего им живется в тех местах, где еда падает буквально с неба. В связи с этим интересуюсь у Светланы Владимировны, нужно ли заваривать мусоропроводы в домах?

— Все индивидуально. В городе есть здания с мусоропроводами, где нет грызунов. Вместе с тем были и такие дома — два на улице Плеханова и один на проспекте Рокоссовского, где проблему размножения крыс решили, заварив мусоропровод. Часто причина в его неудовлетворительном санитарном состоянии. Если жильцы выливают туда прямо из кастрюли остатки пищи, то, естественно, там будут жить грызуны. Вторая причина — его плохое техническое состояние, дыры в стволе мусоропровода. Через них крысы могут проникать на верхние этажи и межэтажные перекрытия.
Светлана ЛОБОДЕНКО.


Светлана Лободенко продолжает:

— Мы постоянно работаем в тесном взаимодействии с обслуживающими организациями. Когда грызуны попадают на объект — по канализационной системе города или по территории, они начинают расселяться, размножаться. Тогда мы приступаем к активной борьбе с ними. И очень важно после гибели грызунов провести дезинфекцию помещений, потому что они метят свою территорию обитания. Даже если в здании заделать все дыры, то они все равно прогрызут. А если нейтрализовать метки, тогда, возможно, они не вернутся.

Кстати, жители Минска могут обратиться в Центр профилактической дезинфекции и заказать дератизацию в своей квартире или доме.

— Стоимость услуги у нас уже год не меняется, — добавляет Светлана Лободенко. — Единственное, цена может меняться из-за стоимости используемых препаратов. А она у нас такая же, по какой мы приобретаем ее у поставщиков. На материалах не зарабатываем. Если поступила платная заявка, то дератизация проводится в течение 5 рабочих дней. С 50-процентной доплатой за срочность — в течение 48 рабочих часов. Если заявка поступит с объекта, с которым у нас заключен договор, то проводим дератизацию в течение двух рабочих дней.

ЯЗЫКОМ  ЦИФР

Стоимость дератизации (обработки от грызунов):

1-комн. квартира до 30 кв. м —  4,31 рубля.

2-комн. квартира 30—45 кв. м — 6,46 рубля.

3-комн. квартира 45—60 кв. м — 8,60 рубля.

Индивидуальный дом до 100 кв. м — 5,77 рубля.

Индивидуальный дом 300 кв. м —  16,87 рубля.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter