Боль по имени "Куропаты"
05.10.2001
"Тот, кто не помнит свою историю, обречен опять и опять ее повторять". Эта выстраданная философом мысль зазвучала сегодня по-новому, когда общество оказалось встревожено ситуацией, сложившейся вокруг Куропат. Наша газета не единожды обращалась к теме необходимости максимально бережного и трепетного отношения к этому месту массового захоронения жертв репрессий тоталитарного режима. Проблема, сложившаяся сегодня вокруг Куропат, выглядит достаточно ясно: есть безымянное кладбище (где в районе бывшего "спецучастка" НКВД, по разным оценкам, покоится прах нескольких десятков тысяч человек) и есть план расширения Минской кольцевой автодороги, по которому новая стройка должна пройти по территории урочища, ставшего пантеоном жертв и навсегда вошедшего в нашу историю. Так же ясно выглядит и экономическое обоснование этого плана: двухполосная современная автодорога должна быть расширена до шести полос, однако строительство дороги в обход Куропат, по подсчетам специалистов из "Белгипродора", обойдется государству в пять раз дороже и окупится лишь через много десятков лет. По существующему плану, над частью захоронений нависает прямая угроза попасть под равнодушный ко всему ковш экскаватора...
История удивительно легко забывает кровь, пролитую невинными жертвами классовых либо расовых "теорий" XX века. Однако культура - это усилие по поддержанию памяти, это сопротивление естественному процессу забвения. Сколько у нас допущено глупостей, а то и прямого вандализма, сколько домов построено на месте старых кладбищ и разных "ям" времен нацистской оккупации? Вполне, разумеется, понятны резоны деловых людей, спланировавших расширение кольцевой автодороги, - для них святость места массовых захоронений играет пусть важную, но отнюдь не первостепенную роль. Они - прагматики. Но так ли симпатичен пресловутый "прагматизм", для которого главное планы, темпы, цифры? Ведь когда катком проезжаются по памяти - это совсем не говорит о цивилизованности общества...
В контексте событий заслуживают всяческого уважения люди, которые забили тревогу, как только нависла угроза над народной памятью. И то, что эти люди в большинстве своем молодые, студенты, школьники, - очень хорошо.
Но это не должно стать поводом к очередной конфронтации, между разными позициями должен быть найден здравый компромисс.
Конфликт, ставший уделом первых страниц газет, - а это еще и тест нации на историческую ответственность, - в который превратилась ситуация вокруг Куропат, используется ныне некоторыми суетливыми лицами, чтобы еще разок блеснуть перед видеокамерами и кого-нибудь заклеймить. Печально было видеть, как на собрании, куда в поисках приемлемого для всех сторон решения пришли представители дирекции "Белгипродора" (организации, имеющей прямое отношение к проекту расширения МКАД), люди из БНФ упрямо "пи-арили" свое присутствие и сворачивали разговор на политические разборки, абсолютно в данном случае неуместные. Нет желания здесь отвлекаться на личности, но все равно скажу: мне очень по душе нетерпимость молодых людей к фальши, их обеспокоенность, трепетность к исторической памяти. Вместе с этим удручают традиционная суета и появление в газетах "списков", а в них "подписантов", надоевших своей саморекламой до чертиков. Просто какие-то политические бомжи, честное слово! Эти "знаковые фигуры", как мухи, оставляют след на любом месте бумаги, где только можно поставить свою подпись. Не обошлось без них и в истории со строительством автодороги. Чуть запахло скандалом - они тут как тут, с ручкой наготове - где отметиться?
(Окончание на 2-й стр.)
Опять те же обитатели склепов: пребывающие в тираже литераторы, махровые "правозащитники", главы "диванных партий" и еще целый отряд городских кликуш обоего пола. Какое отношение у этих персон к Куропатам? Никакого, кроме желания примазаться, отметиться, засветиться...
Как все у нас опошляется! Палец о палец не ударил, скажем, Шушкевич в 1991 - 1992 годах, чтобы увековечить память жертв террора, когда одного его звонка было достаточно, чтобы в Куропатах появился памятник и место захоронения получило официальный статус. Но он тогда искал "згоду", позволявшую со вкусом проводить время. Зато теперь он гневно "протестует". Против самого себя и своего конформизма? Впрочем, сколько уже говорилось об особенностях ментальности подобных "политиков"...
Однако проблема дороги вокруг Куропат должна найти решение. Специалисты "Белгипродора", тщательно изучив ситуацию, решили провести трассу так, чтобы минимально затронуть прилегающую местность. На состоявшейся в среду в музее Янки Купалы встрече членов общественных организаций с ответственными за проект расширения МКАД работниками государственных учреждений главный инженер "Белгипродора" Николай Кречетников пообещал, что "отныне станет лично следить, чтобы дорожные работы не нанесли Куропатам ущерба. Вчера на место строительства в Куропаты прибыли депутаты Палаты представителей Национального собрания Ольга Абрамова, Владимир Новосяд и Мария Худая. Переговоры с активистами общественных организаций, участие в которых принял министр транспорта и коммуникаций Михаил Боровой, принесли реальные результаты. Было решено, что строительство дороги возобновится лишь после того, как археологи тщательно обследуют территорию будущей стройки. "Покой почивших не должен быть нарушен", - заявил Михаил Боровой.
Что ж. Лучше поздно, чем никогда. Жаль, что "прагматики" перед тем, как утвердить проект, не вспомнили о том, что уже много лет набатом стучит в сердце белорусов. Хорошо, конечно, что есть возможность исправить ошибку. Но надо, наконец, и поставить точку на одной из болезненных нравственных проблем. Пора отмахнуться от группки мракобесов, твердящих, что в Куропатах, мол, расстреливали не "наших", а значит, можно не терзать душу... Эти мракобесы не первый год политизируют Куропаты, оскверняя память белорусов, поляков, русских, украинцев, евреев - жертв тоталитарного террора.
И власти, и духовенству, и общественности, и активистам гуманитарных обществ надо бы собраться, посоветоваться, а потом пустить, как говорится, шапку по кругу - в Куропатах должен быть возведен храм, который стал бы и символом примирения, и символом единения одновременно.
История удивительно легко забывает кровь, пролитую невинными жертвами классовых либо расовых "теорий" XX века. Однако культура - это усилие по поддержанию памяти, это сопротивление естественному процессу забвения. Сколько у нас допущено глупостей, а то и прямого вандализма, сколько домов построено на месте старых кладбищ и разных "ям" времен нацистской оккупации? Вполне, разумеется, понятны резоны деловых людей, спланировавших расширение кольцевой автодороги, - для них святость места массовых захоронений играет пусть важную, но отнюдь не первостепенную роль. Они - прагматики. Но так ли симпатичен пресловутый "прагматизм", для которого главное планы, темпы, цифры? Ведь когда катком проезжаются по памяти - это совсем не говорит о цивилизованности общества...
В контексте событий заслуживают всяческого уважения люди, которые забили тревогу, как только нависла угроза над народной памятью. И то, что эти люди в большинстве своем молодые, студенты, школьники, - очень хорошо.
Но это не должно стать поводом к очередной конфронтации, между разными позициями должен быть найден здравый компромисс.
Конфликт, ставший уделом первых страниц газет, - а это еще и тест нации на историческую ответственность, - в который превратилась ситуация вокруг Куропат, используется ныне некоторыми суетливыми лицами, чтобы еще разок блеснуть перед видеокамерами и кого-нибудь заклеймить. Печально было видеть, как на собрании, куда в поисках приемлемого для всех сторон решения пришли представители дирекции "Белгипродора" (организации, имеющей прямое отношение к проекту расширения МКАД), люди из БНФ упрямо "пи-арили" свое присутствие и сворачивали разговор на политические разборки, абсолютно в данном случае неуместные. Нет желания здесь отвлекаться на личности, но все равно скажу: мне очень по душе нетерпимость молодых людей к фальши, их обеспокоенность, трепетность к исторической памяти. Вместе с этим удручают традиционная суета и появление в газетах "списков", а в них "подписантов", надоевших своей саморекламой до чертиков. Просто какие-то политические бомжи, честное слово! Эти "знаковые фигуры", как мухи, оставляют след на любом месте бумаги, где только можно поставить свою подпись. Не обошлось без них и в истории со строительством автодороги. Чуть запахло скандалом - они тут как тут, с ручкой наготове - где отметиться?
(Окончание на 2-й стр.)
Опять те же обитатели склепов: пребывающие в тираже литераторы, махровые "правозащитники", главы "диванных партий" и еще целый отряд городских кликуш обоего пола. Какое отношение у этих персон к Куропатам? Никакого, кроме желания примазаться, отметиться, засветиться...
Как все у нас опошляется! Палец о палец не ударил, скажем, Шушкевич в 1991 - 1992 годах, чтобы увековечить память жертв террора, когда одного его звонка было достаточно, чтобы в Куропатах появился памятник и место захоронения получило официальный статус. Но он тогда искал "згоду", позволявшую со вкусом проводить время. Зато теперь он гневно "протестует". Против самого себя и своего конформизма? Впрочем, сколько уже говорилось об особенностях ментальности подобных "политиков"...
Однако проблема дороги вокруг Куропат должна найти решение. Специалисты "Белгипродора", тщательно изучив ситуацию, решили провести трассу так, чтобы минимально затронуть прилегающую местность. На состоявшейся в среду в музее Янки Купалы встрече членов общественных организаций с ответственными за проект расширения МКАД работниками государственных учреждений главный инженер "Белгипродора" Николай Кречетников пообещал, что "отныне станет лично следить, чтобы дорожные работы не нанесли Куропатам ущерба. Вчера на место строительства в Куропаты прибыли депутаты Палаты представителей Национального собрания Ольга Абрамова, Владимир Новосяд и Мария Худая. Переговоры с активистами общественных организаций, участие в которых принял министр транспорта и коммуникаций Михаил Боровой, принесли реальные результаты. Было решено, что строительство дороги возобновится лишь после того, как археологи тщательно обследуют территорию будущей стройки. "Покой почивших не должен быть нарушен", - заявил Михаил Боровой.
Что ж. Лучше поздно, чем никогда. Жаль, что "прагматики" перед тем, как утвердить проект, не вспомнили о том, что уже много лет набатом стучит в сердце белорусов. Хорошо, конечно, что есть возможность исправить ошибку. Но надо, наконец, и поставить точку на одной из болезненных нравственных проблем. Пора отмахнуться от группки мракобесов, твердящих, что в Куропатах, мол, расстреливали не "наших", а значит, можно не терзать душу... Эти мракобесы не первый год политизируют Куропаты, оскверняя память белорусов, поляков, русских, украинцев, евреев - жертв тоталитарного террора.
И власти, и духовенству, и общественности, и активистам гуманитарных обществ надо бы собраться, посоветоваться, а потом пустить, как говорится, шапку по кругу - в Куропатах должен быть возведен храм, который стал бы и символом примирения, и символом единения одновременно.