Самый известный блогер Брестчины Алексей Голиков — о своей гражданской позиции и поведении толпы

Блогерство — это не только телефон в руках

Пока одни врываются в кабинеты чиновников, другие ищут правду

Алексей Голиков — человек на Брестчине известный. Это тот самый блогер, который в один прекрасный день стал вести стримы с «протестных» акций и высказываться о ситуации в стране в YouTube и Telegram. Да, за пару недель YouTube заблокировал уже второй канал Алексея за неудобный кому-то контент. Значит, брестчанин на верном пути.

фото павла богуша.

Знакомимся. В шутку задаю Алексею вопросы, которые он часто слышит от протестующих:

— Признавайтесь, сколько стоит совесть? 

— Ну зачем же так сразу? — улыбается собеседник. — В моем случае совесть не продается. То, что я делаю, это просто порыв души, неравнодушие к происходящему в стране. Я глубоко убежден, что моя деятельность как раз направлена на улучшение ситуации. Хотя в обществе она трактуется по-разному. Есть мнение, что от моих стримов страдают люди, потому что, как мне сказали, они транслируются в суде, как доказательство нахождения на незаконных акциях тех или иных граждан. Я же вижу в этом благо. Так как, находясь на улице, показываю реальность о количестве людей, эмоциях, настроениях внутри толпы. И, естественно, в какой-то мере показываю нарушения правопорядка.

— Как и почему появился блогер Алексей Голиков? 

— Блогер Голиков появился еще несколько лет назад. Я показывал то, что вижу сам. Стараюсь дать событиям собственную оценку. А протесты всего лишь стали в череду этих событий. Мне очень хотелось показать, что происходит на самом деле, потому что информация, которую транслировали альтернативные ресурсы, на мой взгляд, не всегда соответствовала действительности. Именно по этой причине — увидеть самому и показать другим — я и пошел в толпу. 

ФОТО VK.COM

— Зрители узнали о вас именно в период протестных событий. Мы видим, что вас все время бьют или пытаются, провоцируют на какие-то ответные действия, рвут на вас одежду. Не страшно? Выходит, вы там один против всех.
— У меня есть цель: показать то, что происходит. И препятствия со стороны толпы, когда выбивают из рук телефон, пытаются рвать рубашку, обливают водой и прочее, — это всего лишь препятствия. Так к ним и отношусь. Страх же уходит на второй план. 
— Вам угрожали? 

— После того как начал вести стримы, все мои личные данные были размещены на экстремистских телеграм-каналах. Мне звонили. Таких звонков было немного. Не знаю почему. Были и прямые угрозы, которые высказывались мне в лицо.

— Как считаете, почему улица не слышит альтернативного мнения?
— Толпа — это, в принципе, не способ и не инструмент выражения точек зрения. Здесь я вижу некую бесформенную массу, которая выражает эмоцию, истерит, капризничает. В ней бесполезно искать какой-то смысл, конструктив, пытаться услышать требования или договориться.
— Может быть, дело еще и в том, что в толпе люди ведут себя агрессивно, нагло, что называется, без тормозов, потому что в общей массе теряется чувство персональной ответственности? Потому как потом эти же люди и сами ужасаются собственному поведению: мол, как я мог так поступить? 

— Я глубоко убежден в том, что в массе действительно теряется чувство персональной ответственности. К тому же, ощущение мнимого большинства (мол, вокруг столько людей), защищенности придает ошибочную уверенность в своих силах и безнаказанности. Это крайне опрометчиво и наивно. 
Что я наблюдал на «протестах»? Изначально они были очень агрессивны и эмоциональны. Люди не боялись причинять вред и имуществу, чинить физические расправы, делать резкие заявления, угрожать, оскорблять. Позднее, видимо, стало приходить понимание, что государство работает очень корректно, точечно и эффективно. Граждане также увидели, что нарушителей находят и привлекают к ответственности. Буквально в течение недели. Сарафанное радио работает хорошо, потому стали понимать, что нарушать все же не стоит. 
Сейчас я вижу, что почти нет чуждой нам символики, меньше стало прямых угроз в мой адрес, протестная масса заметно поредела. С улицы стали уходить, к примеру, люди, которые привлекались к ответственности, те, кому завтра-послезавтра на работу, студенты, которые возвращаются в соседние государства на учебу. В Бресте протесты практически иссякли. И если осталось человек 10—15, то это тот самый радикальный контингент, который всегда бастует, всегда чем-то недоволен плюс идейные и проплаченные. 

— Как изменилось настроение толпы?

— Я думаю, что людям, которые все еще выходят, стыдно признать свое смысловое, логическое и эмоциональное поражение. И вот эта гордыня вынуждает их снова протестовать. Вторая причина, которую вижу я, это все же постоянное точечное финансирование протестов. Есть, к примеру, одна пенсионерка, которую за месяц оштрафовали четыре раза. Суммы штрафов почти по тысяче рублей. И получается, ей достаточно средств оплачивать штрафы, будучи на пенсии. 

— Может, она всю жизнь не внукам, а на протесты в носок денежку откладывала...

— Вы сами-то в это верите? 

— Конечно, нет.

— Вот. Тем более что уже достаточно примеров со ссылкой на правоохранительные, следственные органы, когда протестующим действительно платили, подтверждений тому, что несанкцио­нированные акции финансируются. 

— Ваш YouTube-канал достаточно популярен. Любопытно, что изначально он собирал в основным негативные комментарии, а сейчас ситуация противоположная. Как думаете, почему?

— Думаю, дело в том, что я показываю не только протесты, но и мирную, реальную жизнь. Показываю, что у нас далеко не все так плохо, как кому-то хочется. И краски я не сгущаю. Если есть какие-то негативные моменты, недоработки, я их тоже показываю. Возможно, такая прямота, открытость и честность подкупает зрителей, подписчиков.


— Что нравится далеко не всем. Вас на YouTube блокировали уже дважды. За что? 

— В первый раз это произошло после интервью с Маратом Марковым на телеканале ОНТ. Программа, наверное, сильно задела альтернативные источники, потому что было показано, что государство пересмотрело свои подходы по отношению к палитре мнений, представленных в СМИ. Ведь нередко со стороны оппозиции раньше звучал упрек: мол, на госСМИ только прогосударственные мнения. Власть услышала и пригласила одного из блогеров, который выразил свое видение ситуации. Да, моя точка зрения созвучна с государственной, но сам факт говорит о том, что подвижки есть. Видимо, поэтому меня и заблокировали. Ничего, недавно меня снова блокировали, однако я снова создал практически одноименный канал. Подписчики стремительно возвращаются.

— Алексей, кто герои ваших сюжетов? 

— Знаете, героями моих сюжетов, стримов являются в первую очередь люди. Для меня нет неинтересных личностей, нет людей плохих или хороших. Важно каждое мнение и его природа: почему оно сформировалось именно таким? Я готов выслушать и попытаться понять всех желающих высказаться. У меня достаточно материалов и с оппозиционными блогерами, и с чиновниками, и с людьми разных профессий и должностей. 


— Помню, у вас был собеседник — парень, который до этого в толпе вступился за вас против протестующих.

— Да, этот молодой человек, сторонник оппозиции, действительно был у меня в гостях. Мы поговорили. Он откликнулся на приглашение, не побоялся прийти и озвучить свои мысли. Пусть я и не разделяю его взгляды, позицию, однако я уважаю человека за собственное мнение и за то, что он уважает чужое. 

— В одном из ваших стримов женщина-пикетчица сказала, что «мы никогда не узнаем будущее, если не забудем прошлое. В авангарде у нас молодежь, ей решать, не будем ей мешать». Но вообще-то, прошлое — это как раз то, на чем государства строят свое будущее. Это наши уроки, наша память, мы развиваемся благодаря достижениям в том числе прошлого. И если такова позиция взрослого человека, матери, то чему же она учит детей?
— Скажу так. Молодежь она ведь всегда была такой — где-то непослушной, где-то взбалмошной, легко впутываемой в разные авантюры. Отвечая на ваш вопрос: думаю, причина в недостаточном осознании как старшим, так и младшим поколениями своего предназначения. Естественно, взрослые люди должны быть сдерживающим фактором для молодежи, потому что жизнь не так проста и безоблачна, чтобы относиться к ней безответственно. У молодежи в силу возраста и недостатка опыта, избытка энергии все «сторожевые» функции не обострены, она еще не научена предвидеть опасность. Вот и стремится, как ей кажется, к новым открытиям. Передача опыта от старшего поколения младшему это эволюционный путь развития.
То, что мы видим сегодня, наверное, происходит от недостатка в воспитании и образовании. К примеру, если в семье не заложено уважение к старшему поколению, то в адрес таких людей могут высказываться некорректно. Где-то упущено и старшее поколение, вот оно и передает детям свой опыт. 

— Каким вы видите мирный диалог в обществе, между обществом и государством?

— Для начала нам всем надо понять, что такое диалог и для чего он нужен? Ведь и сейчас у каждого есть возможность обращаться к власти со своими проблемами, предложениями. Кстати, я до сих пор пытаюсь понять, в каких переработках нуждается Основной Закон нашей страны? То, что уже заложено в Конституцию, на мой взгляд, это достаточно сбалансированная конструкция, отражающая взаимосвязь личности, общества и государства. Едва ли мы внесем что-то новое. И что я вижу на диалоговых площадках? Что люди обсуждают не саму Конституцию, а определенные кодексы. То есть граждан не устраивает не стратегия, а тактика — как реализуются их права. 
В своих сюжетах мой собеседник и корову доит, и траву косит. Кто такой Алексей Голиков? 

— Это гражданин Беларуси, который не имеет отношения к власти, бизнесу, религиозным или общественно-политическим организациям, — говорит брестский блогер. — Это индивидуалист, который озвучивает свою позицию в медиа. Это также семьянин, у которого четверо детей и который живет в сельской местности, имеет подсобное хозяйство. Едим натуральные продукты.

Работаю я танатопрактиком. Профессия нужная. Мне же она помогает быть более жизнерадостным, ценить каждый день и понимать, что все мы не вечные. И все, что происходит, не стоит того, чтобы желать зла и чинить кому-то вред… Жизнь — это приятные моменты, прожить ее нужно достойно.
gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter