Ближе к людям — значит, ближе к жизни
30.05.2007 01:00:00
— Сергей Макарович, полномочия вице-спикера предполагают плотный рабочий график. Однако даже в особенно напряженный сессионный период вы находите время для приема избирателей и встреч в трудовых коллективах своего Автозаводского избирательного округа № 94 города Минска. Не так давно на очередной встрече во Дворце культуры МАЗа яблоку негде было упасть: более тысячи человек пожелали послушать ваш депутатский отчет. Люди приходят к вам, знаю, не только со своими просьбами, но и с цветами, что, полагаю, в комментариях не нуждается. И все же, по большому счету, парламентское ли это дело — заниматься вопросами, находящимися зачастую в компетенции исполнительных и распорядительных органов районного уровня?
— В умозрительном идеале такое рассуждение небезосновательно, но реальная жизнь шире любого нашего “идеального” представления. И сложнее. Что, скажите, почувствует человек, который попросил помощи либо совета у депутата и получил от ворот поворот, поскольку обремененный высокими полномочиями законодатель не счел нужным тратить свое драгоценное время на якобы “мелочное” обращение, сославшись на свою занятость? Обратится ли он к депутату снова? Вряд ли. Обида может пройти, но в душе останется неприятный осадок разочарованности. Будут ли авторитетными такие народные избранники? Вопрос, согласитесь, риторический.
Мысль о том, что депутаты должны жить заботами людей, высказанная Президентом в недавнем Послании белорусскому народу и парламенту, не только верная, но и, я сказал бы, перманентно злободневная. Разве может быть успешной законодательная деятельность без досконального знания ситуации в стране в целом и в регионах? К тому же при существующей у нас мажоритарной избирательной системе, когда от каждого избирательного округа в Палату представителей избирается только один депутат, добиться массового доверия можно только конкретными делами. Убедился в этом на собственном опыте, как и мои коллеги.
Разве могли бы обратить на себя внимание в своих округах и получить твердую поддержку 46 нынешних депутатов, которые были избраны в парламент повторно, а десятки в третий раз, если бы люди не знали их по депутатской работе на протяжении ряда лет? Конечно же нет. Авторитет депутата закрепляется не статусом, а способностью “приземлиться” к реальным общественным нуждам, к тем заботам и трудностям, с которыми люди сталкиваются повседневно, и обеспечить изменение ситуации в лучшую сторону.
Вот у меня под рукой свежая статистика: в первом квартале текущего года депутаты Палаты представителей приняли более 6800 граждан, рассмотрели свыше 7000 устных и письменных обращений, провели почти тысячу встреч в трудовых коллективах. Кроме того, участвовали в почти 350 заседаниях исполнительных комитетов районного и областного уровней и сессиях местных Советов, а также в работе президиумов выборных органов.
— Цифры довольно красноречивые...
— За ними многодневная, кропотливая, черновая работа депутатов по решению вопросов, связанных не только с личными просьбами избирателей, но и с промышленным и сельскохозяйственным производством, строительством, транспортом, образованием, наукой, социальной защитой и другими важными задачами. Причем положительные решения достигаются в результате плотного делового взаимодействия с руководителями городов, районов, предприятий, хозяйств, с губернаторами, министерствами, ведомствами и конечно же с правительством и Администрацией Президента.
Почему нередко с такой дотошностью расспрашивают депутаты заместителей премьер-министра и министров на совместных с Советом Республики пленарных заседаниях, посвященных ответам правительства на вопросы парламентариев? Потому что хорошо знают положение дел на местах по обсуждаемой теме и аккумулируют в своих вопросах то, с чем к ним обращаются избиратели. Ведь люди идут к депутату с наболевшим, за помощью в трудной ситуации или за советом.
Кстати сказать, прием по личным вопросам проводится не только в округах, но и в Палате представителей, в том числе по графику, руководством Палаты и председателями постоянных комиссий, а также ежедневно, кроме выходных дней, и без предварительной записи сотрудниками отдела писем и приема граждан нашего Секретариата. Ежегодно мы получаем более 4 тысяч обращений.
— Какие же проблемы вынуждают людей обращаться непосредственно в парламент?
— Я выделил бы несколько проблемных блоков. Прежде всего это жилищно-бытовые вопросы, касающиеся работы жилищно-коммунальных служб, оплаты жилья, оформления его в собственность, а также земельных участков, улучшения жилищных условий, кредитования, субсидирования, несоблюдения договорных обязательств организациями, которые строят жилье. Еще один объемный блок составляют вопросы социальной защиты, пенсионного обеспечения, трудовых споров, тестирования при поступлении в вузы и средние специальные учебные заведения. В значительном количестве обращений высказывается несогласие с решениями судебных органов по гражданским, уголовным и административным делам. Многие граждане, к сожалению, не знают установленного законодательством порядка обжалования судебных постановлений.
Но в письмах, хочу это подчеркнуть, не только жалобы и просьбы. Люди пишут о своей поддержке политики Президента А.Г.Лукашенко, направленной на построение государства для народа, об одобрении предпринимаемых мер по укреплению законности и правопорядка. Вносятся предложения по корректировке действующего законодательства. Кстати сказать, с их учетом на текущей сессии приняты дополнения и изменения в некоторые кодексы об ответственности за нарушения в сфере долевого строительства многоквартирных домов. Установлена ответственность застройщиков за своевременное и качественное выполнение своих обязательств перед индивидуальными дольщиками. Это касается, в частности, изменения стоимости жилья, допущенных недоделок и брака при строительстве, сроков введения жилых домов в эксплуатацию. Депутаты полагают, что данное правовое новшество подстегнет застройщиков максимально добросовестно относиться к своим обязанностям.
В ряде писем выражается глубокая признательность депутатам за оказанную помощь в решении важных для людей житейских вопросов и, что особенно приятно, за хорошие законы, человечность, гражданскую смелость в отстаивании интересов и прав избирателей. Такая оценка, скажу вам искренне, дорогого стоит. Значит, мы работаем не зря.
— Постоянный контакт с избирателями дает депутатам, несомненно, надежные электоральные очки. Однако не является ли тесная “привязанность” к избирательным округам причиной так называемого “окружного мышления”, избавляться от которого настоятельно посоветовал парламентариям глава государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию?
— Причина, думаю, не в этом, а в диапазоне, если можно так сказать, депутатской инициативы и гражданской активности, в том, насколько депутат использует свои полномочия для решения общественных проблем, для выявления и искоренения недостатков. Иными словами, как он оценивает весь спектр ситуаций, с которыми приходится сталкиваться при выполнении своих полномочий, проявляет ли при этом принципиальный, по-настоящему государственный подход. Когда люди убеждаются, что депутат работает ради конкретных дел, в общенациональных интересах, то он становится авторитетной фигурой не только на территории своего округа, но и политиком, способным оказывать позитивное влияние на консолидацию общества вокруг конкретных целей, поставленных Президентом.
— Сергей Макарович, какой инструмент в парламентской работе, по вашему мнению, следует создать либо использовать более продуктивно, чтобы у депутатов всегда был неизменно державный подход как к принятию законопроектов, так и к участию в решении общественных проблем?
— Изобретать велосипед нам не надо. У нас есть проверенный механизм законотворческого процесса и сотрудничества с общественностью. Он включает экспертные группы по подготовке законопроектов с участием представителей общественности, выездные, в том числе расширенные, заседания профильных комиссий, которые проводятся, как правило, на базе предприятий, хозяйств и организаций, парламентские слушания, уже упомянутые совместные заседания Палаты представителей и Совета Республики, семинары, конференции, “круглые столы” и т.д. Другое дело, что этот механизм следует совершенствовать в плане содержательного, новационного наполнения, над чем мы и работаем.
Общественный вердикт является обязательным при рассмотрении наиболее значимых законодательных инициатив. К примеру, в проработке резонансного экономического законопроекта “Об унитарных предприятиях” приняли участие не только специалисты министерств экономики и промышленности, но и представители Минского автомобильного завода, Белорусского общественного объединения юристов-хозяйственников, а также общественных объединений “Минский столичный союз предпринимателей и работодателей” и “Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского”. По их предложению документ дополнен новыми правовыми нормами, которые отражают практическую деятельность унитарных предприятий, уточнены также отдельные положения ряда статей. На основании серьезного анализа замечаний и предложений, высказанных трудовыми коллективами, профсоюзными организациями и отдельными гражданами, подготовлены к рассмотрению в первом чтении на текущей сессии новые правовые решения об охране труда и о профессиональном пенсионном страховании.
Очень важным считаю, что даже при разбросе мнений и позиций обсуждение новых законопроектов проходит, как правило, в режиме конструктивного диалога, что позволяет сообща выбирать среди предлагаемых правовых поправок наиболее соответствующие потребностям регулируемой сферы и нынешнему этапу развития страны. Именно в таком тонусе сейчас идет проработка предложений по упрощению налоговой системы в связи с подготовкой проекта закона о бюджете страны на 2008 год и других законодательных инициатив большой общественной и социальной значимости.
Длительное время, как известно, прорабатывался принятый недавно законопроект “О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан”. Заложенные в нем новые подходы, направленные на усиление адресной государственной поддержки, обсуждались публично, дискутировались в обществе и средствах массовой информации, причем парламентарии, выступая перед избирателями, разъясняли, почему данный законопроект востребован жизнью, подчеркивая при этом, что система льгот не отменяется, а упорядочивается. Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, старики, дети и другие нуждающиеся граждане без государственной поддержки не останутся. Средства, высвободившиеся в результате принятия закона, пойдут на нужды социальной защиты. Это будет четко прописано в указе Президента об адресной социальной помощи, который сейчас готовится.
Несмотря на всю законотворческую трудоемкость тем, вызывающих широкий интерес и различные мнения, они, на мой взгляд, являются в некотором роде горнилом депутатской закалки, так как требуют не только серьезной общей подготовленности, но и ясной, твердой гражданской позиции. Той позиции, в которой депутат проявляет себя настоящим государственником, защищающим общенародные интересы.
Я полагаю, что в оптимизации законотворческого процесса и всей нашей парламентской работы, в том числе в избирательных округах, мы вышли на верную траекторию. Принцип обратной связи депутатов с избирателями приносит плоды и Палате представителей, и обществу.
— Могут ли эти плоды стать более весомыми?
— Должны быть такими. Хорошая основа для этого создана. Опираясь на знание наиболее типичных проблем, с которыми к нам обращаются люди, и состояния дел в округах, мы корректируем действующее и формируем новое законодательство, генерируем творческие идеи для диверсификации сложившейся практики нашей общественной работы. Депутаты постоянно выступают с отчетами о сделанном за конкретный период, участвуют в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, в благотворительных акциях. В последние годы Палата стала информационной общественной площадкой, где проходят встречи с депутатами местных Советов, управленческими кадрами, идеологическим активом, членами Белорусского республиканского союза молодежи, со студентами и школьниками, работниками образования, культуры, ветеранскими и другими общественными организациями. Все это дает нам более широкое представление о настроениях в обществе, позволяет быть ближе к людям, глубже осознавать существующие проблемы и объективно их оценивать, а значит — быть ближе к реальной жизни, чтобы принимаемые парламентом законы помогали ее улучшать.