Почему потребители туруслуг становятся заложниками финансовой несостоятельности авиакомпаний?
29.09.2017 07:18:00
Международная туристическая выставка «Турбизнес–2017», которая в эти дни проходит в Национальном выставочном центре «БелЭкспо», — хорошая возможность наметить шаги в развитии внутреннего и въездного туризма. Но нет сегодня в турбизнесе более громкой темы, чем события вокруг российской авиакомпании «ВИМ–Авиа». Там дело дошло уже до Кремля, а чуть позже и до задержаний топ–менеджеров.
О финансовых проблемах перевозчика стало известно на прошлой неделе. Несмотря на банкротство из–за долгов и явной невозможности перелетов в указанные сроки, компания продолжала продавать билеты. В итоге десятки тысяч людей застряли в аэропортах России и за границей, без денег, еды и возможности вернуться домой без чьей–либо помощи. Есть ли среди них белорусы, сказать сложно. Да, в наши Минспорта и туризма, МИД обращений не поступало, однако люди могли покупать билеты из России. Только утром 26 сентября было отменено более 20 регулярных и свыше 10 чартерных рейсов. Итог — уголовное дело.
Шлейф проблем с пассажироперевозками у «ВИМ–Авиа» тянется еще с прошлого года. Массовые и длительные задержки рейсов этим летом достигли такого масштаба, что потребовалось вмешательство Минтранса и Росавиации, а когда в щекотливой ситуации за рубежом оказались почти 40 тысяч туристов — и Президента России Владимира Путина. Он предупредил министра транспорта Максима Соколова о неполном служебном соответствии из–за ситуации, сложившейся вокруг авиакомпании «ВИМ–Авиа». Критика прозвучала и в адрес вице–премьера Аркадия Дворковича, что тот уделяет недостаточно внимания транспортной отрасли. Последнему поручено представить предложения по урегулированию ситуации в сфере транспорта.
В российском же союзе туриндустрии считают, что из–за неплатежеспособности компании могли пострадать сотни тысяч человек. Отдыхавшая в Анталье девушка с ужасом рассказывала журналистам: «Мы сидели в аэропорту без еды, без воды, без всего! На стойках администрации говорили, будто мы должны купить билеты. А это еще долларов 400, и деньги есть не у всех. Причем это стоимость не самого удобного маршрута — с пересадкой в Стамбуле». По словам обманутых клиентов, представители авиакомпании общения избегали.
Почему же потребители туруслуг становятся заложниками финансовой несостоятельности авиакомпаний? Как защитить белорусов от подобных проблем? Об этом я спросила у директора Республиканского союза туристических организаций Валентина Цехмейстера. Он уверен:
— Единственный способ — страхование рисков при выезде за рубеж. Ничто другое не поможет. Мы давно ведем дискуссию на этот счет, в том числе по поводу ответственности туроператоров. Ведь даже при надежном партнерстве нельзя исключить неприятные случайности.
— О чем следует задуматься самим туристам?
— Наш человек едет путешествовать, и вместо того чтобы задаться, казалось бы, логичными вопросами — насколько поездка безопасна и какие риски его могут ожидать, — он даже не читает договор с турфирмой, не интересуется, каких моментов касается медстраховка. А уже на месте у гражданина — паника. Потому здесь очень бы помогло появление в стране закона о страховании рисков путешественников. Как сделано, к примеру, в Швеции, Германии. Это касается и тех, кто путешествует самостоятельно, и едущих через турагентства. Законодательно можно было бы подстраховаться на случаи, когда вам вдруг не открыли визу или вас почему–то поселили не в тот отель; если турист отравился в ресторане или его покусала акула...
— Есть ли смысл создавать, как, к примеру, в России, антикризисный штаб при серьезных сбоях в работе гражданской авиации?
— Нет, только страхование туристических рисков. Ничто другое, как показывает практика, не помогает. Если что–то случается, именно государство отправляет за людьми самолеты.
По мнению начальника отдела маркетинга и качества туруслуг Департамента по туризму Минспорта и туризма Беларуси Анны Муха, белорусам не нужно жалеть деньги на допстраховки:
— К сожалению, частные страховые компании не особенно стараются предлагать виды страховок, которые влекут выплаты компенсации. А ведь есть страховка от невыезда, досрочного возвращения (мало ли что у человека может случиться). Вместе с тем в Беларуси все же маловато вариантов страховок от рисков... Мы постоянно анализируем жалобы туристов. В этом сезоне видим всплеск претензий к качеству обслуживания турфирмами (лицензирование для них отменили). Вот мы и смотрим, почему люди недовольны, что за турагентства, по каким направлениям работают?.. Однозначно решить проблему в одночасье не получится. Работаем в этом направлении пошагово и настойчиво, в том числе вместе с Белгосстрахом.
В АВИАКОМПАНИИ УЖЕ ПОШЛИ ПОСАДКИ
Следственный комитет РФ задержал гендиректора и главного бухгалтера авиакомпании «ВИМ–Авиа» по делу о мошенничестве, местонахождение сбежавших из России совладельцев устанавливается.
«В рамках уголовного дела о хищении денежных средств пассажиров сотрудниками авиакомпании Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России задержан генеральный директор указанной компании Александр Кочнев, а также главный бухгалтер Екатерина Пантелеева», — сказала официальный представитель СК Светлана Петренко. В ближайшее время им будет предъявлено обвинение, после чего следствие планирует ходатайствовать перед судом об избрании в отношении фигурантов уголовного дела меры пресечения.
Совладельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы поспешно покинули Россию и, по имеющейся у следствия информации, находятся за границей. В связи с этим принимаются меры к установлению их местонахождения. В настоящее время продолжаются следственные действия, направленные на установление всех лиц, причастных к хищению денежных средств, и обстоятельств преступления.
gladkaya@sb.by
О финансовых проблемах перевозчика стало известно на прошлой неделе. Несмотря на банкротство из–за долгов и явной невозможности перелетов в указанные сроки, компания продолжала продавать билеты. В итоге десятки тысяч людей застряли в аэропортах России и за границей, без денег, еды и возможности вернуться домой без чьей–либо помощи. Есть ли среди них белорусы, сказать сложно. Да, в наши Минспорта и туризма, МИД обращений не поступало, однако люди могли покупать билеты из России. Только утром 26 сентября было отменено более 20 регулярных и свыше 10 чартерных рейсов. Итог — уголовное дело.
Шлейф проблем с пассажироперевозками у «ВИМ–Авиа» тянется еще с прошлого года. Массовые и длительные задержки рейсов этим летом достигли такого масштаба, что потребовалось вмешательство Минтранса и Росавиации, а когда в щекотливой ситуации за рубежом оказались почти 40 тысяч туристов — и Президента России Владимира Путина. Он предупредил министра транспорта Максима Соколова о неполном служебном соответствии из–за ситуации, сложившейся вокруг авиакомпании «ВИМ–Авиа». Критика прозвучала и в адрес вице–премьера Аркадия Дворковича, что тот уделяет недостаточно внимания транспортной отрасли. Последнему поручено представить предложения по урегулированию ситуации в сфере транспорта.
В российском же союзе туриндустрии считают, что из–за неплатежеспособности компании могли пострадать сотни тысяч человек. Отдыхавшая в Анталье девушка с ужасом рассказывала журналистам: «Мы сидели в аэропорту без еды, без воды, без всего! На стойках администрации говорили, будто мы должны купить билеты. А это еще долларов 400, и деньги есть не у всех. Причем это стоимость не самого удобного маршрута — с пересадкой в Стамбуле». По словам обманутых клиентов, представители авиакомпании общения избегали.
Почему же потребители туруслуг становятся заложниками финансовой несостоятельности авиакомпаний? Как защитить белорусов от подобных проблем? Об этом я спросила у директора Республиканского союза туристических организаций Валентина Цехмейстера. Он уверен:
— Единственный способ — страхование рисков при выезде за рубеж. Ничто другое не поможет. Мы давно ведем дискуссию на этот счет, в том числе по поводу ответственности туроператоров. Ведь даже при надежном партнерстве нельзя исключить неприятные случайности.
— О чем следует задуматься самим туристам?
— Наш человек едет путешествовать, и вместо того чтобы задаться, казалось бы, логичными вопросами — насколько поездка безопасна и какие риски его могут ожидать, — он даже не читает договор с турфирмой, не интересуется, каких моментов касается медстраховка. А уже на месте у гражданина — паника. Потому здесь очень бы помогло появление в стране закона о страховании рисков путешественников. Как сделано, к примеру, в Швеции, Германии. Это касается и тех, кто путешествует самостоятельно, и едущих через турагентства. Законодательно можно было бы подстраховаться на случаи, когда вам вдруг не открыли визу или вас почему–то поселили не в тот отель; если турист отравился в ресторане или его покусала акула...
— Есть ли смысл создавать, как, к примеру, в России, антикризисный штаб при серьезных сбоях в работе гражданской авиации?
— Нет, только страхование туристических рисков. Ничто другое, как показывает практика, не помогает. Если что–то случается, именно государство отправляет за людьми самолеты.
По мнению начальника отдела маркетинга и качества туруслуг Департамента по туризму Минспорта и туризма Беларуси Анны Муха, белорусам не нужно жалеть деньги на допстраховки:
— К сожалению, частные страховые компании не особенно стараются предлагать виды страховок, которые влекут выплаты компенсации. А ведь есть страховка от невыезда, досрочного возвращения (мало ли что у человека может случиться). Вместе с тем в Беларуси все же маловато вариантов страховок от рисков... Мы постоянно анализируем жалобы туристов. В этом сезоне видим всплеск претензий к качеству обслуживания турфирмами (лицензирование для них отменили). Вот мы и смотрим, почему люди недовольны, что за турагентства, по каким направлениям работают?.. Однозначно решить проблему в одночасье не получится. Работаем в этом направлении пошагово и настойчиво, в том числе вместе с Белгосстрахом.
В АВИАКОМПАНИИ УЖЕ ПОШЛИ ПОСАДКИ
Следственный комитет РФ задержал гендиректора и главного бухгалтера авиакомпании «ВИМ–Авиа» по делу о мошенничестве, местонахождение сбежавших из России совладельцев устанавливается.
«В рамках уголовного дела о хищении денежных средств пассажиров сотрудниками авиакомпании Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России задержан генеральный директор указанной компании Александр Кочнев, а также главный бухгалтер Екатерина Пантелеева», — сказала официальный представитель СК Светлана Петренко. В ближайшее время им будет предъявлено обвинение, после чего следствие планирует ходатайствовать перед судом об избрании в отношении фигурантов уголовного дела меры пресечения.
Совладельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы поспешно покинули Россию и, по имеющейся у следствия информации, находятся за границей. В связи с этим принимаются меры к установлению их местонахождения. В настоящее время продолжаются следственные действия, направленные на установление всех лиц, причастных к хищению денежных средств, и обстоятельств преступления.
gladkaya@sb.by