Без пафоса, засучив рукава…
30.12.2009
Петр Никитенко, директор Института экономики Национальной академии наук Беларуси, академик:
— Могу сказать, что утвержденный план социально-экономического развития страны на следующий год будет выполнен: есть все механизмы для достижения высоких показателей, в том числе роста зарплат и пенсий. Беларусь располагает необходимыми ресурсами, чтобы устанавливать высокие планки и достигать их. Моя позиция в этом смысле взвешенная, обдуманная и базируется на тех наработках, которые имеет Институт экономики.
Что касается механизмов достижения высоких показателей, то они известны: надо менять бухгалтерский учет, структуру издержек производства, политику в ценообразовании, переходить к налоговой системе, которая бы стимулировала конкурентоспособность белорусской экономики на мировом рынке. Очень важно изменить подход к оценке эффективности трудовой деятельности, перейти к начислению зарплат от заработанного. Для того чтобы повысить конкурентоспособность на мировом рынке, у нас есть все ресурсы – инновационная политика, квалифицированные кадры. Нужно только использовать наш потенциал эффективно. Курс на модернизацию экономики взят, и он продолжится: появится много новых предприятий и услуг, логистика уже в следующем году должна заработать на другом уровне. Но необходимы очень напряженные усилия на всех уровнях: стоит вопрос изменения структуры занятости, преодоления таких явлений, как бюрократизм и социальный паразитизм. Сегодня очень многие специалисты заняты бумажной экономикой – анализируют, пишут, контролируют… Эту ситуацию все равно придется менять, другое дело, насколько быстро это получится сделать. Но напряжение на этих участках велико, так больше продолжаться не может. Главное, что эти проблемы видны, осознаны, определены подходы к их решению.
Георгий Гриц, первый заместитель директора РУП «Национальное инвестиционное агентство»:
— Итоги уходящего года следует рассматривать в связке с макроэкономической ситуацией в мире. Мы видим, что в ведущих развитых странах ВВП упал на 5—10 %, в государствах с так называемой переходной экономикой — на 20—50 %. И на этом фоне сохранение объемов ВВП Беларуси фактически на уровне успешного для нас 2008 года можно признать достойным результатом.
Тот уровень управления экономикой, который формировался последние 15 лет, не позволил допустить обвального падения в условиях кризиса. И сегодня, в преддверии Таможенного союза, промышленный потенциал, который удалось сохранить неимоверными усилиями, станет фундаментом будущего развития страны.
Перспективы следующего года я бы рассматривал в контексте функционирования именно Таможенного союза – объединения, которое фактически восстанавливает в новом качестве экономические отношения, сложившиеся в советские годы. С моей точки зрения, это принципиально новые условия для белорусских субъектов хозяйствования по сравнению с последними 10—15 годами. С учетом которых ориентир на 13 %-й рост ВВП не кажется недостижимым. Естественно, при условии, что наши предприятия станут активнее переходить на современные методы работы, в том числе маркетинговые, а страны – участницы Таможенного союза будут следовать взятым на себя обязательствам.
Следует отметить, что Таможенный союз – это как улица с двусторонним движением. Для отдельных групп потребительских товаров, например продуктов питания, бытовой техники, условия конкуренции станут более жесткими. Но если в целом говорить о таких направлениях, как машиностроение, энергетика, логистика, то для них открываются совершенно новые возможности. И если в результате удастся не только диверсифицировать, но и реализовать наш промышленный потенциал, то это компенсирует выпадающие потери.
В этом году Национальный банк Беларуси очень успешно отработал по привлечению портфельных инвестиций, что позволило не допустить обвала национальной денежной системы. Но дальнейшее наращивание государственных обязательств под кредитные ресурсы представляет потенциальную угрозу. Поэтому сегодня необходимо определить ключевые шаги по наращиванию именно уровня прямых стратегических инвестиций. С этой точки зрения важно предпринять необходимые действия по привлечению в страну нескольких крупных инвесторов из так называемого списка «Fortune Global 500». Что позволит не только загрузить наш производственный потенциал, но и показать на примере, что в нашу страну можно и нужно инвестировать.
Георгий Бадей, председатель правления Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. проф. Кунявского:
Хотелось бы, чтобы в будущем году объявленный курс на либерализацию был не только продолжен, но и интенсифицирован. Мы так и не дождались принятия указа о лицензировании, хотя его подготовка ведется больше года. Более последовательных шагов требует либерализация в ценообразовании: в торговле вроде нет проблем, но у производителей процесс формирования цены зарегулирован, они не могут исходить из спроса и предложения, а вынуждены ориентироваться на себестоимость. Сдерживает развитие деловой инициативы стоимость кредитных ресурсов, хотя мы понимаем, что в нынешних условиях они не могут быть дешевыми. В то же время малый и средний бизнес нуждается в действенной программе поддержки не меньше, чем валообразующие предприятия. Так, направления финансовой поддержки определены Указом Президента № 255 от 21 мая 2009 г., но механизмы, заложенные в этом документе, не стали определяющими в работе местных органов. Получается, что правительству инвестиции нужны, а как только дело доходит до конкретного района, то ситуация меняется. Не то что за руку инвесторов никто не ловит, но еще и думают, пускать или не пускать…
Сегодня многие говорят о том, когда завершится кризис, но это не совсем правильно. Надо понимать, что так или иначе нам придется работать в новых условиях хозяйствования. И здесь очень важно, как быстро восстановится потребительский спрос. Наш экспорт в Россию сократился почти вдвое, и не один год пройдет, пока мы выйдем на прежний уровень отношений. И это новая реальность.
Николай Стрельцов, председатель РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация (БНПА)»:
Понятно, что приватизация – дело не отдельно взятых предприятий. Следовательно, должны работать различного рода курирующие структуры, как государственные, так и негосударственные, которые будут оказывать субъектам хозяйствования консультативную помощь. Здесь могут сыграть свою роль и бизнес союзы, в частности, наша ассоциация. В то же время белорусским предприятиям необходимо консолидировать свои усилия путем создания промышленных и финансово-научно-промышленных групп и объединений, присоединения к уже действующим структурам. Даже имея самых грамотных специалистов и достаточные ресурсы, удержать и расширить присутствие в рыночной нише в одиночку крайне затруднительно. В подтверждение своих слов приведу опыт России, где сегодня идет активная концентрация промышленного капитала.
Помощь государства в 2010 году не должна быть направлена только в адрес крупных государственных предприятий. Малый и средний частный бизнес тоже вправе рассчитывать на получение государственных заказов, и в связи с этим актуален вопрос развития принципов государственно-частного партнерства. В следующем году важно действовать еще более оперативно. Время уже стоит не дорого, а очень дорого.
Мечислав Витковский, заместитель председателя Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь:
— В наступающем году тенденции развития предпринимательства в значительной мере будут определяться правовыми условиями, сформированными в 2009-м. Позитивные новации в области ценообразования, лицензирования отдельных видов деятельности, регулирования оплаты труда, применения упрощенной системы налогообложения, существенные положительные изменения в вопросах финансовой поддержки малого предпринимательства, несомненно, дадут свои результаты.
Принятые государством меры в области поддержки предпринимательства в регионах приведут к определенным изменениям территориальной структуры частного сектора экономики. Полагаю, что именно в малых городах и сельской местности бизнес будет развиваться активнее, нежели в среднем по стране. В сфере индивидуального предпринимательства, на мой взгляд, нас ожидают более скромные успехи: возможно даже некоторое сокращение за счет перетока части его субъектов в сферу малого бизнеса.
Дальнейшее улучшение инвестиционного климата, сокращение административных барьеров и внедрение в практику принципиально новых подходов к организации и проведению проверок хозяйственной деятельности обусловит в наступающем году активизацию притока иностранных инвестиций. Более того, повысится качественная составляющая отечественного бизнеса в целом: имею в виду развитие франчайзинговых отношений, субконтрактинга, налаживание интеграционных связей отечественных предприятий с зарубежными компаниями.