Белорусский хит. Солодуха
17.02.2001
Для тех, кто давно не видел и не слышал певца Александра Солодуху, но по-прежнему интересуется его творчеством, спешу сообщить, что сегодня Александр не менее Солодуха, чем вчера. Бесспорно, долгое пребывание в Москве в поисках эстрадного счастья внесло свои коррективы во внешность этого артиста. Он утратил бороду, 20 килограммов собственного веса, черную повязку с головы, которая, помнится, несколько лет подряд добросовестно сдерживала длинные волосы певца. Теперь Александр коротко пострижен, стильно одет, словом, всем, даже парфюмом и загаром, напоминает звезду большой эстрады. Его взгляд блуждает, а речь наполнилась новыми московскими впечатлениями про чудеса, лешего и русалку на ветвях. Встречались нашему певцу в первопрестольной и другие невиданные звери... Но сейчас не об этом! Он здесь для того, чтобы развеять все мифы вокруг своего имени. Итак, куда пропал Александр СОЛОДУХА?
- Действительно, Александр, вы тогда - в 1998-м - так неожиданно исчезли...
- В тот год 3 декабря меня пригласили в Москву в концертный зал "Россия" выступить в сборном концерте, посвященном памяти народного артиста Советского Союза Бориса Брунова. Я иду за кулисами и здороваюсь, обнимаюсь со всеми известными вам артистами. С Иосифом Кобзоном, Валерием Леонтьевым... "Ну ты наконец-то в Москве уже или нет?!" - подлетая, радостно кричит мне Боря Моисеев. Отвечаю ему: "Да!", поскольку искренне верил тогда, что должен изменить свою судьбу и работать в Москве.
- С чего это вдруг московские звезды так сердечно вас приветствовали?
- Накануне этого концерта у меня было пару хороших эфиров на Российском телевидении. Все за теми же кулисами зала "Россия" мне навстречу идут Александр Морозов и Анатолий Поперечный, известнейший творческий тандем, достаточно напомнить их хиты "Малиновый звон", "Душа болит" и т.д. и т.п. Саша приветствует меня словами: "Боже мой! Полдня о тебе говорим. "Музыкальный ринг" с твоим участием смотрел на Кипре. Запиши мой телефон. Если хочешь - приезжай завтра в гости". Надо ли говорить, что назавтра без одной минуты одиннадцать я уже звонил в дверь квартиры композитора Морозова? Мы разговаривали, пили чай, ели бутерброды, смотрели видеокассеты с записью моих клипов и концертов. Позже Саша сказал следующие слова: "У тебя много хороших песен, но хит всего один - это "Здравствуй, чужая милая". Необходимы еще 2 - 3 песни такого уровня - и у тебя все будет хорошо до конца дней твоих. Если доверишься и выберешь одну из моих песен, вложишь в нее сердце и душу, как сделал это в "Чужой милой", посмотришь, что с тобой будет через год.
- Очень похоже на заклинание. Неужели и денег не попросил за свое добро?
- Об этом я неоднократно говорил и буду говорить, что Саша Морозов - единственный из всех российских композиторов, который начал разговор со мной с того, что предложил мне на выбор порядка 80 своих песен. Все остальные его коллеги, те, кого вы все хорошо знаете, начинали беседу с одной и той же фразы: "Старик, ты знаешь, сколько стоит моя песня?"
- Сколько?
- Цифры назывались от 3 до 10 тысяч долларов. Ну да ладно. Это я отвлекся. Так, в декабре 1998 года я дома, в Минске, разбираю под гитару первые песни Морозова, и вдруг из Москвы звонит Саша. По громкой связи под гитару я показал ему свое исполнение песен "Обнимала, не любила", "Вишневый туман", а он говорит: "Наконец-то песня нашла своего исполнителя!" - и играет мне "Калину". Я услышал ее, и со мной произошло приблизительно то же самое, что в марте 1992 года, когда на проспекте Машерова Эдуард Ханок показал мне песню "Здравствуй, чужая милая". Я кричал тогда: "Эдуард Семенович! Это моя песня! Вы никому ее не отдали?" Почти такой же текст я кричал по телефону в Москву Морозову, но он ответил, что уже обещал "Калину" другому артисту. Правда, через 10 минут перезвонил и сказал: "Записывай". Все люди, которые слышали позже "Калину" в моем исполнении, говорили приблизительно одно и то же: "Поставь на эту песню все. В ней судьба всего русского народа".
- Значит, вы в Минске писали новый альбом?
- Да. В феврале 1999 года я купил собственную студию звукозаписи, и с моими музыкантами и звукорежиссером Олегом Вороновым мы приступили к работе над альбомом "Калина, калина...". 9 месяцев (интересный срок?) писали 10 новых песен на музыку Саши Морозова. Конечно, мне приходилось все это время участвовать в фестивалях, концертах и прочее, тем не менее диск мы собрали. И уже в октябре 1999-го с Игорем Пашкевичем - нашим клипмейкером, равных которому нет на белорусской земле, мы снимаем восьмой по счету наш совместный клип на песню "Калина". С десятью песнями и клипом я отправился в Москву. Морозов поселил меня в трех метрах от своего дома, в общежитии Московской академии труда и социальных отношений.
- Прямо-таки в общежитии?
- Нет. Там с 11-го по 15-й этажи гостиничные номера, где проживают люди из разных уголков страны, когда приезжают в эту академию обучаться на месячные курсы. Общение с ними в течение года - это, поверьте, тоже достойная история.
- Кто компакт ваш выпускал?
- Так вот. Спустя девять месяцев...
- Опять?
- Да. Я сам уже в шутку называю себя "специалистом по двойням". Тем не менее с ноября по июль я ждал в Москве выхода в свет своего нового компакта, и 3 июля прошлого года студия "АРСтрейд" выпустила мой диск "Калина, калина...".
- Тоже памятная дата?
- День моей росписи с супругой Наташей и, как известно, День Независимости нашей страны. 8 июля я уже был в Минске, где получил "кинжал в спину".
- Ой. От кого?
- Сейчас не хочется об этом... Ладно! А в октябре 2000-го прозвучал последний аккорд всей этой эпопеи длиною в год. Меня пригласили на 18 дней в круиз, четвертый в моей жизни: Черное море, Средиземное, Суэцкий канал, Красное море, Индийский океан и Персидский залив.
- Считаю, неплохая реабилитация после "кинжала".
- Да. Очень хорошая. И 19 октября в Иерусалиме, стоя на коленях у Гроба Господня, я освятил свой новый компакт-диск. В начале ноября вернулся из круиза и записал в своем блокноте: "Я родной край покинул, а вернулся, Бог мой".
- Что это значит?
- Это фраза из песни "Калина". В декабре и январе я решил поразмыслить, что мне делать дальше, и... сейчас готовлюсь к новой атаке.
- А зачем эти маневры? Не так давно я была в Москве и в рядовом гастрономе увидела магазинчик с аудиокассетами и компакт-дисками. Там - кассета "Калина" Александра Солодухи. Дай, думаю, позлорадствую. "И что? - спрашиваю у продавца. - Солодуху-то покупают?" Она благодушно и искренне улыбнулась в ответ, не подозревая о моей "фиге в кармане": "Раскупают и охотно". Не вижу смысла вам печалиться, Александр.
- Вы меня не удивили. "АРСтрейд" ежедневно информирует меня о продаже кассет и дисков. Так вот, с момента выхода нового альбома я получаю письма от русскоязычного населения из Сиднея, Чикаго, Торонто, Иерусалима. Кстати, в Израиле, в семье эмигрантов, которые принимали нас во время круиза, мне рассказывали, что они там всем домом собираются слушать "Калину".
- Если там есть такие слова: "Я родной дом покинул", ничего удивительного.
- Там есть часть моей души. А в родном краю, буквально с этой недели, я отправляюсь в гастроли по городам Беларуси, которые 3 года не заклеивались моими афишами. Пауза приличная, и сегодня я всем сердцем хочу познакомить белорусскую публику с новой концертной программой "Калина, калина...". Очень надеюсь, что люди не забыли меня. Перед гастролями, безусловно, артисту необходимо о себе хоть как-то напомнить. Поэтому я и решил показать всей стране полную версию своего сольного концерта в пятитысячной "чашке" витебского Летнего амфитеатра, который состоялся в ночь с 13 на 14 июля 1997 года. На Первом национальном канале этот мой юбилейный концерт покажут 18 февраля в 12.10.
- Как вы думаете, Александр, за 3 года этот концерт не устарел? Ведь публика наша все это время привыкала к каким-то другим исполнителям, которые сейчас с удовольствием и в больших количествах гастролируют по городам Беларуси?
- Та музыка, которую крутят сегодня на всех российских телеканалах, - это временное явление. Как сказал Саша Морозов: "Еще чуть-чуть - и все это просто волной смоет". А настоящее останется.
- Неужели вам никогда не хотелось присоединиться к славе молодых альтернативных исполнителей?
- В плане аранжировок - да. Сегодня просто необходимо "звучать" современно. Но с характером своих песен, их смыслом и манерой подачи я определился очень давно.
- И каков этот характер?
- Послушайте мои диски. Посмотрите мои видеоклипы - и все поймете.
Фото Марии Жилинской.
- Действительно, Александр, вы тогда - в 1998-м - так неожиданно исчезли...
- В тот год 3 декабря меня пригласили в Москву в концертный зал "Россия" выступить в сборном концерте, посвященном памяти народного артиста Советского Союза Бориса Брунова. Я иду за кулисами и здороваюсь, обнимаюсь со всеми известными вам артистами. С Иосифом Кобзоном, Валерием Леонтьевым... "Ну ты наконец-то в Москве уже или нет?!" - подлетая, радостно кричит мне Боря Моисеев. Отвечаю ему: "Да!", поскольку искренне верил тогда, что должен изменить свою судьбу и работать в Москве.
- С чего это вдруг московские звезды так сердечно вас приветствовали?
- Накануне этого концерта у меня было пару хороших эфиров на Российском телевидении. Все за теми же кулисами зала "Россия" мне навстречу идут Александр Морозов и Анатолий Поперечный, известнейший творческий тандем, достаточно напомнить их хиты "Малиновый звон", "Душа болит" и т.д. и т.п. Саша приветствует меня словами: "Боже мой! Полдня о тебе говорим. "Музыкальный ринг" с твоим участием смотрел на Кипре. Запиши мой телефон. Если хочешь - приезжай завтра в гости". Надо ли говорить, что назавтра без одной минуты одиннадцать я уже звонил в дверь квартиры композитора Морозова? Мы разговаривали, пили чай, ели бутерброды, смотрели видеокассеты с записью моих клипов и концертов. Позже Саша сказал следующие слова: "У тебя много хороших песен, но хит всего один - это "Здравствуй, чужая милая". Необходимы еще 2 - 3 песни такого уровня - и у тебя все будет хорошо до конца дней твоих. Если доверишься и выберешь одну из моих песен, вложишь в нее сердце и душу, как сделал это в "Чужой милой", посмотришь, что с тобой будет через год.
- Очень похоже на заклинание. Неужели и денег не попросил за свое добро?
- Об этом я неоднократно говорил и буду говорить, что Саша Морозов - единственный из всех российских композиторов, который начал разговор со мной с того, что предложил мне на выбор порядка 80 своих песен. Все остальные его коллеги, те, кого вы все хорошо знаете, начинали беседу с одной и той же фразы: "Старик, ты знаешь, сколько стоит моя песня?"
- Сколько?
- Цифры назывались от 3 до 10 тысяч долларов. Ну да ладно. Это я отвлекся. Так, в декабре 1998 года я дома, в Минске, разбираю под гитару первые песни Морозова, и вдруг из Москвы звонит Саша. По громкой связи под гитару я показал ему свое исполнение песен "Обнимала, не любила", "Вишневый туман", а он говорит: "Наконец-то песня нашла своего исполнителя!" - и играет мне "Калину". Я услышал ее, и со мной произошло приблизительно то же самое, что в марте 1992 года, когда на проспекте Машерова Эдуард Ханок показал мне песню "Здравствуй, чужая милая". Я кричал тогда: "Эдуард Семенович! Это моя песня! Вы никому ее не отдали?" Почти такой же текст я кричал по телефону в Москву Морозову, но он ответил, что уже обещал "Калину" другому артисту. Правда, через 10 минут перезвонил и сказал: "Записывай". Все люди, которые слышали позже "Калину" в моем исполнении, говорили приблизительно одно и то же: "Поставь на эту песню все. В ней судьба всего русского народа".
- Значит, вы в Минске писали новый альбом?
- Да. В феврале 1999 года я купил собственную студию звукозаписи, и с моими музыкантами и звукорежиссером Олегом Вороновым мы приступили к работе над альбомом "Калина, калина...". 9 месяцев (интересный срок?) писали 10 новых песен на музыку Саши Морозова. Конечно, мне приходилось все это время участвовать в фестивалях, концертах и прочее, тем не менее диск мы собрали. И уже в октябре 1999-го с Игорем Пашкевичем - нашим клипмейкером, равных которому нет на белорусской земле, мы снимаем восьмой по счету наш совместный клип на песню "Калина". С десятью песнями и клипом я отправился в Москву. Морозов поселил меня в трех метрах от своего дома, в общежитии Московской академии труда и социальных отношений.
- Прямо-таки в общежитии?
- Нет. Там с 11-го по 15-й этажи гостиничные номера, где проживают люди из разных уголков страны, когда приезжают в эту академию обучаться на месячные курсы. Общение с ними в течение года - это, поверьте, тоже достойная история.
- Кто компакт ваш выпускал?
- Так вот. Спустя девять месяцев...
- Опять?
- Да. Я сам уже в шутку называю себя "специалистом по двойням". Тем не менее с ноября по июль я ждал в Москве выхода в свет своего нового компакта, и 3 июля прошлого года студия "АРСтрейд" выпустила мой диск "Калина, калина...".
- Тоже памятная дата?
- День моей росписи с супругой Наташей и, как известно, День Независимости нашей страны. 8 июля я уже был в Минске, где получил "кинжал в спину".
- Ой. От кого?
- Сейчас не хочется об этом... Ладно! А в октябре 2000-го прозвучал последний аккорд всей этой эпопеи длиною в год. Меня пригласили на 18 дней в круиз, четвертый в моей жизни: Черное море, Средиземное, Суэцкий канал, Красное море, Индийский океан и Персидский залив.
- Считаю, неплохая реабилитация после "кинжала".
- Да. Очень хорошая. И 19 октября в Иерусалиме, стоя на коленях у Гроба Господня, я освятил свой новый компакт-диск. В начале ноября вернулся из круиза и записал в своем блокноте: "Я родной край покинул, а вернулся, Бог мой".
- Что это значит?
- Это фраза из песни "Калина". В декабре и январе я решил поразмыслить, что мне делать дальше, и... сейчас готовлюсь к новой атаке.
- А зачем эти маневры? Не так давно я была в Москве и в рядовом гастрономе увидела магазинчик с аудиокассетами и компакт-дисками. Там - кассета "Калина" Александра Солодухи. Дай, думаю, позлорадствую. "И что? - спрашиваю у продавца. - Солодуху-то покупают?" Она благодушно и искренне улыбнулась в ответ, не подозревая о моей "фиге в кармане": "Раскупают и охотно". Не вижу смысла вам печалиться, Александр.
- Вы меня не удивили. "АРСтрейд" ежедневно информирует меня о продаже кассет и дисков. Так вот, с момента выхода нового альбома я получаю письма от русскоязычного населения из Сиднея, Чикаго, Торонто, Иерусалима. Кстати, в Израиле, в семье эмигрантов, которые принимали нас во время круиза, мне рассказывали, что они там всем домом собираются слушать "Калину".
- Если там есть такие слова: "Я родной дом покинул", ничего удивительного.
- Там есть часть моей души. А в родном краю, буквально с этой недели, я отправляюсь в гастроли по городам Беларуси, которые 3 года не заклеивались моими афишами. Пауза приличная, и сегодня я всем сердцем хочу познакомить белорусскую публику с новой концертной программой "Калина, калина...". Очень надеюсь, что люди не забыли меня. Перед гастролями, безусловно, артисту необходимо о себе хоть как-то напомнить. Поэтому я и решил показать всей стране полную версию своего сольного концерта в пятитысячной "чашке" витебского Летнего амфитеатра, который состоялся в ночь с 13 на 14 июля 1997 года. На Первом национальном канале этот мой юбилейный концерт покажут 18 февраля в 12.10.
- Как вы думаете, Александр, за 3 года этот концерт не устарел? Ведь публика наша все это время привыкала к каким-то другим исполнителям, которые сейчас с удовольствием и в больших количествах гастролируют по городам Беларуси?
- Та музыка, которую крутят сегодня на всех российских телеканалах, - это временное явление. Как сказал Саша Морозов: "Еще чуть-чуть - и все это просто волной смоет". А настоящее останется.
- Неужели вам никогда не хотелось присоединиться к славе молодых альтернативных исполнителей?
- В плане аранжировок - да. Сегодня просто необходимо "звучать" современно. Но с характером своих песен, их смыслом и манерой подачи я определился очень давно.
- И каков этот характер?
- Послушайте мои диски. Посмотрите мои видеоклипы - и все поймете.
Фото Марии Жилинской.