Как барабанщики из Орши и Барани попали в Книгу рекордов Гиннесса

Барабаны бьют рекорды

В канун дня рождения Санкт-Петербурга, который празднуют 27 мая, на Невском проспекте 556 барабанщиков одновременно исполняли крещендо. Да так сыграли, что попали в Книгу рекордов Гиннесса! Два памятных сертификата приехали и в Беларусь (в Оршу и соседнюю Барань), ведь среди барабанщиков-рекордсменов оказались ученики Николая и Антона Железняковых. Николай Валентинович руководит ансамблем девушек Drum Show в оршанской детской школе искусств № 2, а его сын Антон Николаевич — командой парней Drums Shock в оршанской детской школе искусств № 3 в Барани. Рекордсмены разъехались на летние каникулы, но ради корреспондентов «СБ. Беларусь сегодня» собрались, чтобы с барабанными палочками в руках устроить мастер-класс.


В шоу только девушки


В учебном классе Николая Железнякова с музыкой связана каждая деталь, даже часы на руке у педагога тематические — со скрипичным ключом. Подарок эстонских друзей, таких же увлеченных ударными инструментами. На стенах сплошь грамоты, дипломы и благодарности за выступления на различных площадках. Вот и в прошлом году ученицы Николая Валентиновича вернулись из Питера с дипломом третьей степени конкурса «Ударная волна», там же получили приглашение на парад по случаю 315‑го дня рождения города и стали участницами рекорда России по одновременной игре на ударных инструментах: барабанили 806 человек!

В этом году задачка усложнилась: для Книги Гиннесса нужно было сыграть крещендо. Вызов приняла не только команда Николая Валентиновича, но и ученики его сына. В итоге от Беларуси отправился сводный десант из 19 барабанщиков. Причем из более 1.100 участников парада, которые исполняли два подготовленных к празднику произведения, для рекорда отобрали лишь половину и провели для них всего одну репетицию. В итоге вместе с сертификатами привезли в Оршу еще и выигранный большой белый барабан — ценное пополнение для музыкантов и подарок к 50-летию школы.



— Девчонки только на третий день начали осознавать, что мы получили, — улыбается Николай Валентинович. Сложно поверить, но изначально он, духовик, играл на тромбоне. Ударные инструменты появились в его жизни позже, зато изучал их досконально с мастерами из Швеции, Финляндии, Германии, России.

Ансамбль Drum Show («Барабанное шоу») появился в 2013 году как шоу двух ударных установок. Сейчас же его участницы могут показать отличную программу, и их музыкальная палитра куда разнообразнее, чем у мажореток — девушек в военной или похожей на нее форме, традиционно участвующих с барабанами в парадах и шествиях. Играть при оршанской школе искусств учатся и совсем юные барабанщицы, и без году выпускницы общеобразовательной школы, которые как раз и стали рекордсменами. Среди приехавших на наш мастер-класс барабанщиц — Валерия Вильчик, которая пришла в ударные из цимбалисток. Подружки Даша Фролова и Кристина Андроненко еще год назад не были связаны с музыкой, зато сейчас играют по нотам, а одна из самых опытных ударниц — Ксения Потапенко — с 11 лет осваивает тонкости этого искусства:

 — Мне все это так понравилось! С радостью приходила на занятия, с каждым годом все больше совершенствовались мои умения. Мы сами выбираем музыку, придумываем движения, ездим на разные конкурсы, участвуем в праздниках в Орше.



Николай Валентинович отмечает, что смелые идеи очень поддерживает директор школы искусств Анна Светлова, дает полный карт-бланш, а решить бытовые вопросы помогает местный спонсор Александр Бобков. Но каждый ли может стать барабанщиком? По наблюдению педагога, особенно хорошо это получается у… пианистов. Дело тут в постановке рук. А вот ноты все равно выглядят непривычно, ведь вместо до или фа указаны лишь длительность и по какому барабану нужно ударить. Между делом подробно нам объясняет: вот сплэш, то есть тарелка, а рядом хай-хэт, который может быть закрытый и открытый. Еще у нот для барабана нет высоты. Да уж, тут тебе не просто палочками стучать…

— Меня часто спрашивают, почему мы в Беларуси на конкурсах не играем. В основном в Санкт-Петербурге, Москве и Эстонии. Дело в том, что у нас нет таких конкурсов чисто для барабанщиков, — уточняет руководитель ансамбля. Отмечает он и еще один важный момент: на зарубежные состязания участники едут только с палочками, инструменты им предоставляют на месте, что тоже огромный плюс. Но вот для постановки рекорда пришлось ехать в Питер уже со своими барабанами. Там все-таки 80 коллективов одновременно участвовали!


В ритме латино


Первый учитель Антона Железнякова — его папа. Увлечение барабанами с лет восьми переросло в профессию: после музыкального колледжа в Новополоцке и столичного университета культуры и искусств музыкант приехал по распределению в Барань, где и создал свой ансамбль Drums shock («Барабанный шок»). Причем многие инструменты — самоделы, ведь барабаны очень дорогие. Сначала ансамбль был классическим, но со временем ребята стали маршевыми барабанщиками. И если подопечные отца больше ориентируются на шоу, то у сына ставка на музыку.

— У меня появился друг Джеймс в американской Атланте, который посоветовал, где достать ноты стиля маршевого барабанщика. Мы заинтересовались не привычным звучанием, а игрой латиноамериканских маршевых барабанщиков. Изюминка такого ансамбля — тенор-тома, это четыре барабана вместе, которые выдают мелодию.

Руководитель всегда объясняет ученикам: нет более или менее важного инструмента — у каждого своя роль. Выброси один элемент — и уже не то. И если у Николая Валентиновича в команде одни девочки, то у Антона Николаевича, который тоже работает с младшей и старшей группой, коллектив в основном мужской, но бывают исключения.

 — У меня есть одна девушка, королева, она уже поступила в Новополоцк по специальности. А сейчас будет еще и принцесса: только начала ходить 6-летняя ученица. Она еще раньше хотела, но была слишком маленькой.



Продолжить обучение в музыкальном училище решили и некоторые парни. Но и те, кто видит себя в других сферах, признают: как хобби это точно останется. Знакомимся с Никитой Тарасовым, который вспоминает, что все началось 5 лет назад, когда он с духового отделения переходил на ударные. Говорит, Антон Николаевич тогда приютил — и понеслось. Егор Елонов мог стать художником, но папа подтолкнул играть на барабанах, а Борису Анищенко с детства нравились именно ударные: прогуливались с мамой мимо музыкальной школы, записался, затянуло — в итоге четыре года уже на тарелках.

Рекордное крещендо в Питере — не единственный совместный проект ансамблей, две команды часто выступают в дуэте. Правда, шутит Антон, название для сводного коллектива так до сих пор и не придумали.

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter