Арт–азарт
04.06.2008
Я вам вот что скажу: белорусскому искусству остро не хватает, как бы это помягче выразиться, скандала. Хорошего такого арт–скандала, качественной провокации, чтобы всем моим коллегам и их читателям разом захотелось бы обсудить это, пусть даже и возмутительное явление. Потому что когда о новых явлениях в искусстве перестают говорить, оно заканчивается. Нет, я не опасаюсь, что выставки и вернисажи в одночасье исчезнут из нашего обихода, но, если они превратятся в рутину или в эстраду, служащую развлечению публики, это и будет концом искусства. Но часто ли у нас обсуждают выставки? Не хвалят вежливо, не констатируют факт вернисажа, а именно обсуждают? Или публика наша уже настолько пресыщена, закалена и ко всему привычна, что равнодушие стало ее обычным состоянием? Преодолеть эту стену молчания удается разве что изредка — вон сколько шума наделали в прошлом году тираннозавры Андрея Капустникова, собранные из деталей трактора «Беларус», да и о вызывающем «Техно–арте» все в той же галерее «Университет культуры» во Дворце Республики только глухой, наверное, не слышал... Правда, вопреки ожиданиям художника Дениса Барсукова, директора «Университета культуры», нынешняя выставка «Пэндзаль&Table» открылась здесь не особенно громко, хотя несколько весьма любопытных реплик молодых художников все же имеется. К слову, при желании экспонаты можно даже потрогать, а на серебряном троне от Ирины Буяк, любовно утыканном канцелярскими кнопками, разрешается посидеть. И хотя я не думаю, что найдутся желающие так буквально ощутить шипы власти, возле этого арт–объекта всегда переминается кто–нибудь из посетителей, причем в глубокой задумчивости... Однако это совсем не та реакция, которой мне так хотелось.
— Знаете, чем искусство еще может удивить? — парирует Барсуков, заметив в моих глазах невысказанный вопрос. — Стоимостью работ! К примеру, созданный англичанином Херстом платиново–бриллиантовый череп «тянет» сейчас на 100 миллионов долларов и будет стоить еще больше... Но ведь задача искусства — не только удивлять, у него много функций. Вопрос в другом: насколько эти функции востребованы обществом? Скажем, белорусы любят природу, но многие живут в городах, видимо, поэтому у нас так популярны пейзажи, компенсирующие людям дискомфорт их существования.
— Ага, значит, вот почему у Национального художественного музея собирались такие очереди, когда там выставляли полотна Левитана, Поленова и Верещагина из коллекции Третьяковской галереи?
— Не совсем. «Третьяковка» — это все–таки мировой брэнд. Не сомневаюсь, что выставка Дали или Ван Гога в Минске спровоцировала бы не меньшие очереди.
— Ну, вы мечтатель. Ван Гог, Дали — и в Минске...
— Почему же? Полагаю, в новом здании Национального художественного музея вполне могут проходить такие выставки.
— А страховка?
— Однако же есть у нас и другие — люди, которые не только разбираются в искусстве, но и готовы его покупать. Кстати, когда–то и в вашей галерее проходили предаукционные выставки, значит, о существовании арт–рынка в Беларуси уже можно говорить...
— Увы, все еще только гипотетически. Если сравнивать с Москвой, Киевом или Варшавой, у нас его по–прежнему нет. Ситуация парадоксальная: столько художников, но арт–рынок не развит. Скажем, в той же Москве — тысяча галерей, а в Минске их — около 40, причем это с учетом всех кинотеатров и библиотек, где так или иначе демонстрируют искусство. Абсурд, но есть даже галереи «закрытого типа», например, знаю одну такую по улице Интернациональной, куда невозможно попасть... С аукционами — то же самое. Одна из моих картин имела счастье продаваться на одном из наших аукционов дважды, и оба раза ее купили, но покупатели потом почему–то так и не объявились... Впрочем, когда арт–рынок не сформировался, спрашивать не с кого. Тут ведь еще в чем загвоздка: нет еще у белорусов традиции приобретать предметы искусства! Хотя материальное положение многих уже позволяет строить дома и создавать пробки на минских улицах. Но чем наши люди украшают стены своих новых домов? Пейзажами максимум за 100 долларов, при этом цена квадратного метра плитки в санузле вполне может превышать стоимость всех произведений искусства, которыми человек «украсил» свой быт. Потому что искусство — не предмет престижа у белорусов. Но почему бы банкам, солидным финансовым учреждениям не открыть в Минске галерею–другую? Висят же в «Третьяковке» картины с табличками, где указано, что данное произведение является собственностью конкретного банка или предприятия. Это солидно.
— Интересно, как «Университет культуры» собирается расширять сознание своих посетителей дальше?
— В августе у нас будет очень любопытный шотландский проект: школа искусств Глазго собирается выставить здесь свою живопись, которую дополняют специальные аппараты с наушниками, созданные учеными из Эдинбурга. С помощью этих аппаратов все, что изображено на картине, каким–то мудреным образом преобразуется в шумы, в звуковые колебания... С белорусской стороны, кстати, этот проект поддерживает Национальная академия наук. А к сентябрю мы планируем реализовать уже чисто белорусский проект «Арт–бульба», так сказать, возвысить наш священный продукт. Согласитесь, это же чистый акт искусства — если в Японии вся нация отправляется любоваться цветущей сакурой, то у нас в мае все дружно сажают картошку, а в сентябре так же дружно ее выкапывают, хотя никакой практической нужды в этом у большинства людей давно нет. Впрочем, по потреблению картошки Беларусь занимает первое место в мире, и, когда ООН объявляет нынешний год годом картошки, непростительно это не отметить... Ну и дальше ожидается уже пятая, юбилейная выставка «Техно–арт»... Понимаете, галерея в центре города просто обязана быть вызывающей, провоцировать резонанс. И иногда, как мне кажется, нам это удается...