Корреспондент «СГ» побывал на отправке призывников в армию

Армейские брюки на бедрах не носят

ПОЧТИ три месяца Жлобинский военный комиссариат и врачи решали, годен ли я для армейской службы. Результаты многочисленных анализов и обследований показали: увы, нет. По крайней мере, не сейчас. У медицины есть некоторые вопросы к моему здоровью, поэтому получил отсрочку на год, попав в категорию «временно не годен». Тем не менее повестка на следующий год уже лежит дома и ждет своего часа. Правда, наступит он не так скоро, как хотелось бы, ведь желание попасть в армию никуда не делось. По этой причине я решил, несмотря на все запреты, отправиться в войсковую часть 5525 внутренних войск МВД вместе с призывниками родного военкомата. Хотя всего и на один день. 

К ШЕСТИ утра у здания комиссариата начинают собираться люди. Первым появляется семейство Демченко. Провожать  Ивана на службу приехала мама Светлана и дедушка Вячеслав Адамович. Все трое выглядят достаточно спокойными. 

— А чего волноваться? – задается вопросом Светлана. – Я в своем сыне уверена на сто процентов. Он у меня парень взрослый, самостоятельно пять лет жил и учился в Могилеве, получил два высших образования. Думаю, все будет хорошо. 

Такое настроение и у Ивана. Он улыбается и слушает наставления деда, который желает ему ровной и спокойной службы. Своей судьбой призывник более чем доволен, ведь еще с февраля метил попасть в милицию, но без армейской закалки туда берут редко. На семейном совете решили: нужно идти во внутренние войска. Так, к его большой радости, и получилось.

Жлобинчане к службе готовы!

Пока разговаривали, подошла семья Аскерко. У призывника Евгения ситуация практически, как у Ивана: ему тоже 22 года, есть высшее образование и желание работать в милиции. Более того, он даже собирался поступать в Академию МВД, но врачи обнаружили небольшие проблемы со зрением, которые и преградили путь. Однако не дорогу во внутренние войска, куда парень идет с оптимизмом.

— Если понравится, то останусь на контрактную, — уверенно заявляет Евгений. — С детства мечтал носить форму и помогать людям. Надеюсь, все получится.

Родители полностью поддерживают желание сына. Правда, маме тяжело отпускать его. Татьяна хоть и сдерживает слезы, но заметно переживает. Ее пытается успокаивать глава семейства – Александр Валерьевич. Он, в отличие от жены, спокоен. Оно и понятно, ведь сам служил, да еще во времена СССР, когда могли отправить и за тысячу, и за две тысячи километров от дома. А тут — Гомель. 

— Тань, думай, что он снова на учебу поехал, — подбадривает супругу муж. 

В НАЗНАЧЕННОЕ время на площадке перед военкоматом собирается около 25 человек. До отправки автобуса в областной центр остаются считаные минуты, поэтому  призывники пользуются свободным временем и общаются с родными. Говорят на разные темы. Вот отец с сыном обсуждают вчерашний футбольный матч. Рядом мать не выпускает отрока из объятий. Чуть поодаль группа призывников рассуждает о будущей службе.

Трогательный момент прерывает команда начальника отдела призыва подполковника Юрия Билецкого. Офицер приказывает новобранцам построиться по линии для переклички. Те быстро выполняют. Получается почти как в армии. 

Убедившись, что все на месте, начинаем грузиться в транспорт. У дверей скапливаются родственники. Чья-то мама начинает плакать. Через мгновенье замечаю, как парень сзади вытирает слезы рукой и отводит взгляд в сторону. Юрий Олегович заходит в автобус и снова пересчитывает будущих солдат. Все здесь. Можно выезжать. Двери закрываются. Следующая остановка – сборный пункт областного военкомата.

ЧЕРЕЗ полтора часа оказываемся в Гомеле. Дежурный офицер предупреждает, что впереди нас петриковские новобранцы, а потому в очереди на медосмотр мы после них. Призывники в полудреме выгружаются и опять строятся. Юрий Билецкий проверяет содержимое сумок и дает вводную на ближайшее время: сначала ребята должны расположиться в актовом зале и получить военные  билеты, затем посетить врачей и ждать приезда офицеров из части. 

К девяти часам утра парни справляются с первыми двумя заданиями. Теперь остается только дождаться представителей войсковой части. Чтобы призывники не скучали, в актовом зале крутят «Девятую роту». Правда, многие из ребят уже видели этот фильм, и теперь больше общаются между собой. Подключаюсь к беседе и я.

Узнаю, что самому старшему из жлобинских призывников — Вадиму Шиханцову — 24 года. В этом году он окончил юридический факультет университета в Полоцке, а до этого учился в колледже. Говорит, что останется после службы  на контракт: «Для себя сразу решил: если попаду в часть МВД, то дело одной срочной не ограничится. Образование юриста у меня есть, желания тоже предостаточно. Буду офицером».

Парни моложе так далеко пока не смотрят. 19-летний Алексей Юшкин об армии и вовсе знает только из рассказов отца, который служил в Афганистане. Дед, к слову, тоже побывал в горячих точках. Сам призывник надеется, что служба у него будет спокойнее. 

Спустя два часа разговоров собираемся перекусить. Спрятавшись от дождя под навесом, выкладываем на импровизированный стол свои припасы. После подкрепления решили исследовать дворик сборного пункта. Там отыскали буфет, в который непременно зашли. У столиков двое солдат ели бутерброды. Чуть позже узнали, что у этих ребят через неделю служба заканчивается. Старослужащие охотно делились опытом с молодежью.

— Бегать кто-нибудь любит? — спрашивает сержант.

— Смотря куда, – пошутил один из призывников.

— В общем, так: если со спортом дружите, идите в спецназ, не пожалеете, — заключает опытный воин.

На прощание они посоветовали слушаться офицеров и сержантов, чтобы быстрее вникнуть в особенности службы.

ЗА призывниками из части приехали во второй половине дня. Всех снова построили, провели перекличку, раздали сухпаек. Затем лейтенант дал команду: «По машинам!» И мы поехали.

В части пополнение встретил заместитель командира первого патрульного батальона по идеологической работе и по совместительству командир первой учебной роты майор Алексей Блоха. Офицер сразу ввел в курс армейской жизни: «Здесь модные и стильные прически носить нельзя, поэтому тех, кто не постригся дома, приведем в порядок мы. Еду из дома брали? Сегодня, максимум завтра утром ее нужно съесть или выбросить. Вашу гражданскую одежду мы сложим у старшины и передадим родственникам. Кстати, можете им сказать, чтобы они привезли вам спортивную форму. А сейчас заселяемся в казарму и после этого идем получать военное обмундирование».

Командир первой учебной роты майор Алексей БЛОХА

На вещевом складе заведующая Татьяна Казакевич уже подготовила для каждого специальные осенние комплекты — трусы, майка, теплая фуфайка, кальсоны, две пары носков (летние и зимние), два ремня (широкий и узкий). Верхнюю одежду подбирает уже в присутствии новобранцев. Наметанным глазом Татьяна Тимофеевна безошибочно определяет размер каждого. Командир роты рассказывает, как правильно нужно все носить: «Запомните, армейские брюки носят не на бедрах, а на животе», — наставляет он пополнение. 

Татьяна КАЗАКЕВИЧ оденет любого солдата

Через полчаса все мои друзья стали похожи друг на друга. Однако Татьяна Казакевич уверена, что ее работа еще не окончена. Бойцам нужно походить в новой одежде, чтобы почувствовать, что жмут берцы или тесен китель. Меняют форму, к слову, без проблем. Как и находят нестандартные размеры.

После переодевания — баня. Там ребята моются и проходят очередной медицинский осмотр. Затем возвращаются в казарму, где сержанты учат пополнение подшивать воротнички и застилать кровати. 

На ближайшее время казарма станет родным домом для новобранцев

За два часа до отбоя ужин— жареная рыба и пюре. Правда, еще не отошедшие от домашних харчей призывники практически ничего не тронули.

МНЕ пора уезжать. Даже как-то грустно было оставлять парней, с которыми всего за один день сдружился. Но ничего, возможно, уже через год и я составлю им компанию. А пока: «Служите, мужики!»

В ТЕМУ

Во время осеннего призыва на срочную службу в Вооруженные Силы отправят около 11 тысяч новобранцев. Также около 1,5 тысячи человек пройдут службу в резерве. На альтернативную службу направили 17 человек. Всего вызову в призывные комиссии подлежало около 80 тысяч парней. На данный момент принято более 26 тысяч решений по предоставлению отсрочки: в 85 процентах случаев для получения образования.  Напомним, что отправка в войска продлится до 30 ноября.  

banny@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter