«Арена, без которой нам не жить…»
06.12.2008
Павел Галкин не понимает, почему при строительстве «Минск-Арены» изначальная заданность порой превалирует над здравым смыслом
В следующем году Беларусь станет обладательницей уникального культурно-спортивного комплекса «Минск-Арена», аналогов которому нет в Европе. А проспект Победителей будет, пожалуй, и одним из самых спортивных во всем мире. Ведь на нем уже расположены Дворец спорта, футбольный манеж, Дом футбола, Республиканский центр олимпийской подготовки по теннису, Белорусский университет физической культуры и спорта, Республиканский центр физического воспитания студентов и учащейся молодежи и ряд других спортивных учреждений.
В состав строящегося комплекса вошли сразу три объекта: велодром, конькобежный стадион и самое крупное крытое сооружение страны, которое, кроме хоккеистов, могут использовать представители еще более 25 дисциплин! В конце текущего месяца первый из них вступит в строй, и его протестируют на своем открытом чемпионате лучшие гонщики Беларуси и ближнего зарубежья. Какие особенности имеет столичный велотрек, как проходит возведение остальных сооружений? На эти и другие вопросы корреспондента «Р» отвечает директор государственного учреждения «Минск-Арена» Павел ГАЛКИН (на снимке).
— Заказчик столь грандиозного для нашей страны строительства — УКС Мингорисполкома, генподрядчик — «Минскпромстрой», привлекающий для выполнения работ субподрядные организации, — рассказывает Павел Владимирович. — Одновременно здесь трудятся от 1000 до 1400 строителей. Укладывала полотно велодрома из лучших сортов сибирской сосны известная немецкая фирма «Шурман архитект». На завершающей стадии его качество проверял сам хозяин фирмы Ральф Шурман. К слову, этим делом занимались его отец и дед, а минский трек, если верить Шурману, уже 127-й в их богатой родословной! Пока у нас нет претензий к работе немецких мастеров. А в прошлом месяце его протестировали такие именитые гонщики Беларуси, как Наталья Цилинская, Василий Кириенко и Константин Сивцов. И отзывы самые положительные. А будет ли этот трек скоростным, отчасти покажет национальный чемпионат, а позже и остальные два объекта, тесно связанные с ним системой разных коммуникаций. В том числе отопления и кондиционирования. Ведь от чистоты воздуха также в немалой степени зависят скорости гонщиков. Сейчас на велодроме завершаются пусконаладочные работы.
— А в какой мере будет комфортно и универсально данное сооружение для атлетов, зрителей, поклонников здорового образа жизни?
— В нем установлено 2100 посадочных кресел. Яркое освещение не бьет по глазам и не оставляет бликов на полотне, что немаловажно для соревнований. Для велосипедистов предусмотрены специальные помещения, боксы для техники. Все компактно и удобно. Кроме того, в арсенале этого объекта 28 уютных раздевалок с душевыми, два тренажерных зала, помещение для хореографии, большой игровой зал, соединяющий своим расположением велотрек и конькобежный стадион. В наличии и немало офисных помещений, на которые уже объявились хозяева, начиная с руководителей федерации, национальной сборной, ветеранов велосипедного спорта...
— Какое покрытие будет внутри овала, от чего в немалой степени зависит многофункциональность велодрома и, как следствие, эффективность деятельности всего комплекса?
— «Белгоспроект» запланировал укладку регупола. Но это отнюдь не самый оптимальный выбор, против него возражают шесть федераций, спортсмены и тренеры многих сборных и клубов. Гандболисты, волейболисты, мини-футболисты, бадминтонисты и представители других дисциплин настаивают на том, чтобы внутри трека было более современное покрытие типа тарафлекс. В отличие от регупола, больше пригодного для открытых площадок, он не столь травматичен, более экологичен и удобен в уборке. В свое время мне довелось трудиться начальником СКА в легкоатлетическом манеже Уручья, в котором лежал регупол. Главный тренер национальной дружины и минского СКА Спартак Миронович тогда не раз сетовал, что у подопечных серьезно травмируются ноги, так как у этого покрытия очень жесткое сцепление с обувью. А главное, на тарафлексе можно не только тренироваться представителям многих видов спорта, но и проводить крупные международные турниры. Минск несколько обделен современными и вместительными игровыми сооружениями. Вспомните, в каких городах в последнее время проводили свои еврокубковые матчи столичные гандбольные и волейбольные клубы: в Бресте, Могилеве, Барановичах. К слову, ко мне уже обращались слабовидящие мини-футболисты, трехкратные чемпионы мира, с просьбой об организации планетарного первенства. Это возможно. Правда, при условии, если возобладает здравый смысл и тут будет тарафлекс. Не выход из положения и смена ковров. Ведь на это понадобятся дополнительные усилия, работники, помещения. Образно говоря, без многофункционального покрытия этой арены на комплексе «Минск-Арена» нам не жить.
— Кто конкретно и какие факторы тормозят решение этой актуальной для велотрека проблемы?
— Все упирается в первую очередь в проектировщиков, настаивающих на уже разработанных пожарных нормах, плане эвакуации зрителей, атлетов, тренеров и т.д. Но ведь все это поправимо. Многие спортсмены лично обращались с данным вопросом к первому замминистра спорта и туризма Владимиру Алешкевичу. Были письма от меня, федераций, самого главы спортивной отрасли Александра Григорова в адрес Мингорисполкома. Увы, все тщетно, решение по регуполу принято и обжалованию не подлежит.
— Летом будущего года на велотреке пройдет чемпионат Европы. А как быть с амбициями и на мировое первенство, регламент которого требует около 3 тысяч посадочных мест?
— Во-первых, его еще нужно заслужить высоким уровнем организации континентального турнира, этапа Кубка мира, причем не одного. А во-вторых, я думаю, конструкционные особенности нашего сооружения позволят при необходимости довести число зрительских мест до искомого количества. С другой стороны, столько и не нужно. Когда общался с директором московского велодрома в «Крылатском», он сказал, что вообще вынужден был снять часть сидений, так как они не востребованы. Состязания на треке специфичны, не столь зрелищны и рейтинговы, как, например, футбол или хоккей. А в-третьих, как говорят в Одессе: «Будем посмотреть…» Ведь Международная федерация велоспорта может и снизить требования по числу зрителей на мировом первенстве, что уже имело прецеденты.
— На какой стадии строительства находятся два других объекта и когда запланирован их ввод в эксплуатацию?
— Должны вступить в строй в конце будущего года. Сложность заключается в том, что они проектируются по ходу возведения. Специалистам приходится принимать немало неординарных решений, порой граничащих с ноу-хау. Конькобежный стадион рассчитан на 3 тысячи посадочных мест. Внутри его бегового овала будут две площадки для хоккеистов и фигуристов, а также две дорожки для керлинга. Сложность этого проекта и в том, что здесь нужно совместить разные температурные режимы. «Минск-Арена» в спортивной версии рассчитана на 15 тысяч зрителей, в концертной — на 17 тысяч. Тендер на установку коммуникаций в ней выиграла известная итальянская фирма. К концу текущего года строители обещают перекрыть и закончить крышу этого сооружения. Уже смонтированы вантовые перекрытия, поставленные нам из Франции, на них укладываются кровельные материалы. На обоих объектах, где это уже возможно, ведутся и отделочные работы.
— Окупаемость всего уникального комплекса в немалой степени будет зависеть и от сопутствующей инфраструктуры — паркингов, автостоянок, кафе, баров и так далее...
— Многое необходимое возводится параллельно. Так, трехэтажный паркинг и автостоянки общей вместимостью 3 тысячи автомобилей также войдут в строй на финише 2009 года. В ряду социально-культурных и бытовых объектов запланированы и комната ребенка, и инфокиоск, и буфеты, и рестораны. По проспекту Победителей находятся отели «Беларусь», «Планета», «Юбилейная» и «Виктория». Надобности в подобных сооружениях вроде нет. Однако считаю, что при комплексе в обязательном порядке должна быть гостиница, причем с номерами разной «звездности»: от люксов до недорогих комнат. Ведь комплекс «Минск-Арена» предназначен и для подготовки резерва. Юные атлеты будут приезжать сюда из разных концов города, а кто-то и с периферии. А время тренировок у них, как правило, начинается с раннего утра и завершается поздним вечером. Идею строительства гостиницы около комплекса уже поддержал мэр столицы Михаил Павлов, обещавший посодействовать в ее реализации.
На снимках: «Минск-Арена» уже впечатляет своей неординарностью.