«Волонтеры жертвуют временем, терпением своих семей, чтобы спасти других, чужих детей»: командир ПСО «Ангел» Сергей Ковган — о призвании

Ангел-спасатель

Наш сегодняшний герой — создатель отряда ангелов. Не с крыльями в белых одеяниях, а тех, которые в грубых шнурованных ботинках, с компасами, рациями прочесывают леса, городские улицы в поисках тех, кто пропал и потерялся. Знакомьтесь: Сергей Ковган — командир поисково-спасательного отряда «Ангел». 

Сергей КОВГАН: «Отряд несколько лет назад создал проект «Под крылом» для людей, которые в силу заболеваний часто теряются, — семьи могут арендовать электронные GPS-браслеты, по которым их можно быстро найти». 

Прийти на помощь

«Базу» отряда найти просто: по желто-синему автокемперу с символикой «Ангела» на улице Дунина-Марцинкевича, 2/1. Внутри — настоящий офис с кухней, спальным местом, рабочим столом, зарядными станциями. Как только нужно отправиться на поиски, волонтеры туда запрыгивают вместе с навигацией, дронами, тепловизорами и прочей техникой, которая нужна порой в самых отчаянных погодных условиях в дальних уголках страны. Каждые 10 минут на телефон Сергея приходят сообщения, звонят, и всем нужно ответить. Работа отряда — не только поиск на местности. Но обо всем по порядку. И главное, что меня интересует: как человек, который никогда не был связан с волонтерством, создал самый масштабных отряд по поиску людей?

Родился он в Минске, отучился на экономиста-менеджера — управление трудовыми ресурсами на предприятии. После окончания института работал экономистом в управлении материально-технического снабжения на Минском заводе колесных тягачей. Через время предложили перейти на руководящую должность в службу охраны другого предприятия. График подходящий — сутки через трое: как раз нужно было помогать родителям с домом за городом.  

В один из выходных 2012 года мама Сергея увидела по телевизору, как жительница Борисовского района просит о помощи — найти ее пожилого отца. 

— Мама сказала: может, вы, здоровые кони, поедете и поможете? — вспоминает с улыбкой Сергей. — Мой круг общения на тот момент — ребята из охраны — все крепыши. Я позвонил другу, поехали. 

Пропавшего тогда не нашли. Через время обнаружили погибшим. 

— Но мы двигались в том лесу в правильном направлении, просто к нему не дошли. Его можно было спасти. Тогда показалось, что причина — малое количество задействованных людей. 

Сейчас Сергей понимает, что волонтеров, сколько бы их ни приехало, всегда будет не хватать. Командир продолжает:

— Тогда, пока ходил с сотрудником уголовного розыска по лесу, я задавал огромное количество вопросов: как будем искать, почему тут, до которого времени? Получив ответы, начал вынашивать идею — надо попробовать создать группу единомышленников, которые помогут искать пропавших. Такого в стране не было. 

Ошибка стоит жизни

Первый шаг — создание группы в соцсети. В сообщество добавились пару знакомых — из солидарности. 

— Через два дня позвонила женщина и попросила найти ее дочь. Что удивительно, девушка пропала в Минске. А мы создавали группу для поиска людей, заблудившихся в лесу. Даже не думали о том, что кто-то может потеряться в городе или что люди могут уехать на заработки в другую страну и исчезнуть. 

В стране благодаря ПСО «Ангел» появились новые поисковые отряды в Гомеле, Гродно, Бресте, Кобрине, Барановичах, Ганцевичах, Витебске и других городах.  
vk.com

Сергей с командой единомышленников сделали ориентировки на пропавшую — фото, описание, телефон семьи — и разместили это в группе. За считаные дни этой записью поделились 6 тысяч человек! Люди писали, предлагали помощь. Офиса у отряда не было, встречались с добровольцами в кафе, они печатали ориентировки на девушку и развешивали на столбах. Все проделали колоссальную работу. И тогда про волонтеров стали говорить. 

— В период до 2015 года мы были просто добровольцами. Тогда же у меня начались проблемы на работе. Звонят: «Найдите!» Все, кто обращается, хотят, чтобы им помогли прямо сейчас. А у меня смена… — Сергей переходит к тому моменту, когда «Ангел» зарегистрировался официально. — Начали появляться организации и люди, которые хотели оказать нам помощь, журналисты перестали с подозрением относиться — все шло к тому, что пора ставить отряд на рельсы серьезного поиска.

Нынче основной костяк отряда — более 50 человек. Это именно те, кто обучен и всегда готов выехать на помощь. Безусловно, есть еще сотни людей, которые могут в выходные, в свободные часы помочь. Самая большая ценность сейчас — отряд пустил корни в регионах. Там есть свои сильные волонтеры, прошедшие обучение. 

Главное в работе отряда, неоднократно подчеркивает Сергей, правильно скоординировать группы поиска. Стратегическая ошибка может стоить жизни. В целом на обращение есть базовое время для сборов — 2 часа. В каждой группе поиска людей на местности не менее трех. Это техника безопасности. Если пропавший человек лежачий — ослаб, например, то используется прочес местности. Это кропотливая работа. Выбираются квадраты 500 на 500 метров, и группа в составе 5—6 человек отправляется аккуратно на протяжении 4—5 часов искать следы на этом участке. Другой вариант, если родные вовремя спохватились и велика вероятность, что человек быстро передвигается. Тогда все стремительнее — работа по линейным ориентирам, квадратам, когда в одном направлении двигаются группы на расстоянии 200—300 метров. Так быстрее отрабатываются куда большие площади.  

Домой, пора домой 

— Когда кто-то из членов семьи теряется, люди просто не знают, что делать. Наша задача в том числе их проконсультировать. Мы никогда не отказываем в поиске. Но первое, о чем просим, — написать заявление в милицию, — озвучивает правила Сергей и развеивает миф: — Из фильмов появился стереотип, что ищут человека через трое суток. Это не так: сразу, как только написано заявление, начинают работу следственно-оперативные группы. По статистике, как раз таки в первые три дня находят людей. Если в десятидневный срок не нашли, возбуждается уголовное дело по факту безвестного исчезновения и продолжают поиск. Такое случается, когда люди уезжают на заработки на территорию других государств. 

«Ангел», кстати, может помочь найти человека и за пределами страны — сотрудничают волонтеры с отрядами Польши, России, Украины и другими. 

— К примеру, мальчика, который 4 года находился в международном розыске, нашли благодаря нашей ориентировке. В его день рождения разместили информацию о том, что до сих пор не найден, через пару часов позвонили двое жителей Украины: этот ребенок живет в соседнем подъезде, уверены, — вспоминает случай Сергей Ковган. Это только один пример, а их сотни. ПСО «Ангел» обнаруживал местонахождение потерявшихся через 17—20 лет после пропажи!

Спрашиваю, когда чаще обращаются за помощью? Ответ: всегда. Нет спокойных дней. Лето — пик потерявшихся в лесах грибников, ягодников, прогуливающихся дачников, плавающих. Когда объявляют длительную жару, у отряда уже водолазы на связи, подготовлена лодка, а также мощнейший эхолот (сонар) бокового сканирования, способный выводить изображения со дна в разрезе. Увы, не всегда ведутся поиски живого человека. 

Осень и весна — время обострения депрессивных состояний, расстройств психического здоровья. В день нашего разговора Сергей приехал домой лишь к 3 часам ночи. Утром минский дедушка, ушедший из дома в четвертый раз, нашелся благодаря ориентировке отряда — таксист его узнал на улице в 1.30 ночи. 

— Да, отряд — это моя работа, но я остаюсь волонтером. Не могу сказать: «Завтра у меня выходной». Из-за этого у многих в нашей команде случаются выгорания. Волонтерская деятельность — это всегда самопожертвование: не видеть близких, недосыпать, тратить семейные деньги на выезд и просто выбивать себя из колеи. Но по-другому уже нельзя, — завершаем беседу с Сергеем, судя по его телефону, он нужен сегодня многим. 

Что уж говорить о том, что любовь нашего героя — жена Юлия — одна из ключевых специалистов отряда, а их дочка Ангелина — уже маленький отрядовец «Ангела»!

kasel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter