Александр Ильин-мл.: видимо, без ЗАГСа теперь не обойтись

фото Арсена Меметова
Александр поделился с «ТН» своим счастьем — в марте у него родился сын! Таким образом, известная актерская династия Ильиных пополнилась еще одним Сашей — уже Александром Третьим. Об этом, о семье, а также о том, как актер стал музыкантом и зачем отрастил бороду, и пошла наша беседа.

— Рождение сына меня, конечно, изменило. Любое новое ощущение меняет человека, тем более такое мощное. Появилась непрерывная радость, причем не ярко выраженная, а глубокая, бесстрастная, спокойная. Когда взял его на руки, сразу почувствовал любовь и чувствую ее до сих пор. Сейчас мы в разных концах страны (я нахожусь в гастрольном туре), а связь не слабеет. Такое ощущение, что Санек погнал с нами в тур и все время рядом. Ребенок — это новый смысл, а только новые смыслы и меняют людей. 

— Ваши родители, наверное, тоже без ума от счастья?

— Еще бы! У них уже есть один внук — Федор, сын Алексея, мой племянник. Очень сообразительный парень растет, наша порода. Меняется постоянно, узнаем в нем черты многих родственников. Светлый, улыбчивый, не капризный, любознательный. Но, понятно, мама и папа мне давно намекали, что и от меня ждут внуков. Реагировал по-разному, в основном говорил, что сам с этим вопросом разберусь — всему свое время. Вот это время и пришло.

— Впереди у вас еще одно радостное событие — скоро на экраны выйдет фильм «Тренер», в котором вы сыграли предводителя фанатской группировки Механика. А вы футбол любите?

— Могу и в жизни назвать себя футбольным болельщиком. Футбол люблю много лет, очень нравится играть. Правда, не выходил на поле уже лет восемь — с того момента, как сломал во время игры ногу. Поддерживаю команду ЦСКА. Раньше на стадион ходил, теперь времени нет. 

Кадр из фильма «Тренер», где Александр сыграл предводителя фанатской группировки Механика
фото Пресс-службы кинокомпании «Централ Партнершип»

Вот и в фильме «Тренер» я сыграл не футболиста, а болельщика, потому и тренироваться с другими актерами мне не пришлось, хотя было бы интересно. Мой герой, Механик, болеет за команду «Метеор» и является предводителем фанатской группировки. Основные его качества — харизма, драйв, чувство юмора, преданность.

— Эта картина — режиссерский дебют Данилы Козловского, который сыграл также и главную роль. Как вам с ним работалось?

— Комфортнее, чем со многими матерыми мастерами! Во-первых, он знал, чего хочет от всех нас, — а это очень важно. Во-вторых, он хорошо разбирается в теме футбола. В-третьих, у него есть вкус. Ну и наконец, в нем энергия не заканчивается никогда. И все это очень вдохновляло. Данила — душевный, очень позитивный и энергичный человек с высоченным КПД. Я рад, что нам удалось пересечься в работе. Кстати, мне нечасто предлагают самому спеть в кино. Так вот, в «Тренере» я буду петь, а что именно, пусть станет сюрпризом для зрителей.

— А какие воспоминания подарила предыдущая премьера — «Легенда о Коловрате», которая случилась прямо в ваш день рождения?


— Да, так удивительно совпало, что 22 ноября состоялось сразу две премьеры с моим участием — «Легенда о Коловрате» и короткометражка «Обмен». Еле успел с одной на другую. Очень необычный и радостный день рождения получился. Пришли поддержать все мои близкие — папа и мама, старший брат Илья, девушка Юля, много друзей. Это был лучший подарок на день рождения. 

В «Легенде о Коловрате» мы снимались вместе с отцом — это уже третья наша совместная работа. Для меня тот проект был особенно интересен — люблю все, что связано с богатырями и прошлым России. Освежил какие-то свои исторические познания, ведь история про Коловрата тронула меня еще в детстве, когда я читал о нем. Мой герой, Каркун, — дружинник, который вместе с Коловратом обучает бойцов владению оружием и рукопашному бою. Я, конечно, понимал, что на съемках такого исторического проекта будут большие физические нагрузки, и был готов к этому. Нас учили ездить верхом, владеть мечом и щитом и вообще своим телом. Я впервые в жизни стрелял из лука и умудрялся попадать в цель. Похудел за время съемок основательно — пришлось добавить пару дырочек на ремнях.

— В этом году вам исполнится 35 лет. Обычно в этом возрасте у мужчин начинается переосмысление жизни. Вам присуще самокопание?

— Еще как! Все время этим занимаюсь. И уже был момент, около 30 лет, когда я почувствовал, как сильно изменился. Проснулся живейший интерес к жизни, ушло внутреннее напряжение по поводу того, что все, к чему ты привыкаешь, рано или поздно рушится, исчезает, что нет стабильности. Пришло осознание: это движение и есть жизнь. Вот уже много лет я выступаю со своей группой «План Ломоносова», и в какое-то время мы с ребятами-музыкантами начали увлекаться метафизикой, философией, слушать лекции в интернете. 

А еще мы с друзьями любим горный туризм, ходим в походы в Карачаево-Черкесию — по горам, с рюкзаками и палатками. И вот там всегда договариваемся: видишь такую-то вершину? Встречаемся на ней. И идем — каждый своей тропой, в своем ритме. Абсолютно неважно, кто будет первым. Главное, что в итоге все обязательно придут. Так и в саморазвитии: есть вершина, к которой стремишься, но каждый добирается к ней своей тропой. И заставлять другого идти твоей дорогой неправильно.

— Кстати, а как в вашей жизни появилась музыка?

— Музыка и актерская профессия друг друга дополняют. Благодаря музыке я лучше чувствую темп сцены, ритм, тон, рисунок. Но я никогда не думал, что стану музыкантом, так сложилось. Моей панк-группе «План Ломоносова» 8 лет, у нас уже вышло пять альбомов. В первых трех и пятом автором текстов являюсь я, а в четвертом мы переложили на музыку поэму Маяковского «Облако в штанах». С музыкальной точки зрения получился интересный альбом, много разных стилей, но при этом он не выглядит как винегрет.

Александр со своей группой «План Ломоносова»
фото Арсена Меметова

Началось все с того, что однажды на съемках в Ярославле я услышал записи своего коллеги. Я тоже захотел попробовать. Коллега пообещал помочь, свести с музыкантами, но, правда, тогда ничего не сложилось. Мы разбежались, а идея в моей голове осталась. Хотя, кроме дворовых вариантов пения под гитару, другой практики у меня не было. Ну и родители, собираясь с друзьями по праздникам, пели за столом, так что я с детства знал все песни из кинофильмов, революционного периода, военные и казачьи, романсы и всегда подпевал. А музыкального образования у меня нет, тут я самоучка. 

Стихи сочинял с детства и тогда тоже, вдохновившись, написал три-четыре текста, показал их братьям и друзьям. Примерно через год друзья свели с музыкантами (они на тот момент играли в группе «Тараканы»), которые поверили в меня и позвали на репетицию. И как только они вдарили по струнам, я влюбился в эту музыку, и дело пошло. Название мы придумывали целый день — специально для этого собрались в кафе, но пили только чай, никакого алкоголя. И когда прозвучало название «План Ломоносова», все засмеялись и решили, что концептуально оно нам подходит. Ломоносов из тех краев, где не было крепостного права, волевой и сильный духом мужик, не привыкший кому-либо подчиняться. А как он радел за русских людей! Изображение Ломоносова есть на логотипе нашей группы, а я себе даже набил его на груди.

Несмотря на то что стиль характеризуется как панк-рок, наше творчество на самом деле очень позитивное и мотивирующее. Да, у нас разные песни, есть тяжелые и агрессивные, но таким образом мы выпускаем своих чертей и спокойными и умиротворенными идем в мир. Так же как и наши зрители на концертах. Все музыканты, помимо группы, параллельно занимаются чем-то еще. Например, барабанщик работает в магазине музыкальных инструментов, один гитарист делает аквариумы, а второй монтирует видео. 

Этой зимой песня «Я — любовь» заняла первое место в «Чартовой дюжине» на «Нашем радио». Текст я написал для фильма «Я — любовь» режиссера Полины Ольденбург. Жена однокурсника и моя подруга сначала попросила меня сняться в небольшой роли в этом фильме. А потом решила, что мы можем придумать песню, и я с удовольствием согласился. А еще мы получили премию все той же «Чартовой дюжины» в номинации «Взлом чарта».

— Ваша борода — часть имиджа или состояние души?

— В холодное время в бороде как минимум тепло. (Смеется.) Если честно, я не придаю особого значения внешнему виду. Вообще, погоню за модой считаю бесполезным занятием, в одежде для меня главное — практичность и удобство. Естественно, я соблюдаю гигиену, но делать прически, укладки и тому подобное не люблю. Это как у азиатов: «пришла весна — трава растет сама по себе». Так и я — ничего с бородой не делаю, она растет сама. Когда мне предложили роль в «Коловрате», у меня уже была борода, и не нужно было мучиться, клеить искусственную. Вообще, я стричься не любил с детства, парикмахерские обходил за три версты. Практиковал в школе такую штуку: брился налысо один раз в год, летом. И весь год так и ходил, постепенно обрастая. 

Семейство Ильиных: Александр Ильин-старший, его жена Татьяна, Саша Ильин с гражданской женой Юлей, Алексей с женой Александрой и сыном Федором, Илья
Из личного архива Александра Ильина


— От кого у вас такой бунтарский дух — от папы или от мамы?

— Думаю, от обоих. Папа с Урала, они с дядей (актеры Александр и Владимир Ильин — родные братья. — Прим. «ТН») еще теми хулиганами у себя в Свердловске были. Я заслушивался историями об их приключениях. А мама приехала завоевывать Москву из Вологодской области. Пусть не с первого раза, но поступила в театральный институт. Так что есть в кого, замес серьезный!

— То есть вы выросли за кулисами театра? А почему сами там надолго не задержались?

— Я с детства был хорошо знаком с театром, в первый раз вышел на сцену случайно в четыре года — вместо брата Алеши. Он был занят в спектакле «На берегу реки» филиала Театра имени Маяковского, и в ожидании его выхода на сцену мы играли в прятки. Но Леха так здорово спрятался, что никто не мог его найти. Тогда актриса Людмила Нильская не растерялась и вытащила на сцену меня. Все очень смеялись, потому что Леха играл мальчика Павлика, вернувшего из детского лагеря, где очень подрос за лето. А тут появился я — четырехлетний карапуз в валенках. 

И потому ни трепета, ни любопытства — «А что же там?» — у меня не было. Мои дедушка с бабушкой, родители, дядя с тетей, братья Илья и Алексей — актеры. Базовые знания о профессии мы получили еще до института. К примеру, играли с братом Лехой одну роль в двух составах в «Госпоже министерше» в филиале Театра имени Маяковского. Выходили на сцену в роли хулигана — сына той самой министерши.

И потом, я же армейскую службу проходил в Театре Российской армии, во взводе обеспечения, и наелся, как говорится, полной ложкой. Помимо того что мы играли в спектаклях, еще и обслуживали их как монтировщики. Ставили декорации, играли, потом разбирали. Делали ремонт зданий, убирали территорию, кололи лед, меняли крышу. И после всего этого мне не хотелось больше попадать в систему, как это было всю жизнь, — ясли, детский сад, школа, армия. Но там ты знал, что есть предел и та же школа когда-нибудь закончится. А тут, получалось, идешь в систему, театр, и это на всю жизнь… И кто-то будет руководить, решать все за меня, воплощая свои личные задумки. Эта мысль меня очень угнетала. 

В итоге я быстро нашел повод уволиться из РАМТа, где служил какое-то время. Но сам театр тут совсем не виноват. Просто моя бунтарская натура хотела отправиться в свободное плавание. 

— Как реагируете на то, что вас часто отождествляют с интерном Семеном Лобановым?

— Ну а что в этом удивительного? Года три уж как закончились съемки, а по телевидению он продолжает идти — триста серий как-никак сняли за пять лет. Сегодня я бы сказал Семену спасибо за то время, что мы весело провели вместе. Этот проект стал для меня серьезным трамплином в карьере. Теперь продюсеры не так боятся со мной сотрудничать, потому что увидели в другом свете. И количество предложений после того проекта значительно увеличилось.

В сериале «Интерны» Ильин сыграл Семена Лобанова (в центре)
фото Пресс-службы ТНТ

— Вы — актер в третьем поколении. Чувствовали ли когда-нибудь ревность по отношению к братьям?

— У меня два брата. Илья старше на тринадцать лет — тут ни о какой конкуренции речи быть не может. А средний, Алексей, старше всего на три года, и вот с ним мы в детстве и дружили, и дрались регулярно. Но ко времени поступления в институт уже не было никаких ссор. Детство у меня было замечательное, с удовольствием его вспоминаю. Все очень ярко, у меня перед глазами всегда был пример отца, дяди, старших братьев.
С братьями Ильей и Алексеем (1990-е)
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АЛЕКСАНДРА ИЛЬИНА

До первого класса я хотел стать православным священником. Потом пошел в школу и там почему-то быстро поменял приоритеты — понял, что буду артистом. С отцом мы, конечно, обсуждали эту тему, но он повлиял на мой выбор скорее личным примером, и это лучшая схема. Но я не согласен, что детям артистов проще пробиться в профессии, — тут все зависит от способностей и личных качеств человека. Зрителя не обмануть.

— Вы не скрываете, что никогда не рассматривали актерскую профессию как источник заработка. Вы бессребреник?

— Спокойно отношусь к деньгам. Хотя, если есть возможность заработать, отказываться не буду. У меня бывали периоды, когда денег не было совсем, и наоборот. Большой разницы не ощутил. Я и бесплатно много снимаюсь. Музыка тоже затевалась не ради денег — тут самое важное, что ты можешь создавать что-то новое и это кому-то, кроме тебя, нужно. Когда зрители в зале тебя слушают, реагируют, происходит такой крутой обмен энергией! Это самое прекрасное в нашей работе. А финансовая сторона — это малоинтересно.

— Но вы же теперь глава семьи… Кстати, вы больше десяти лет находитесь в отношениях с одной женщиной, Юлей. Это говорит о постоянстве и надежности…

— Да, мы с Юлей вместе уже десять лет, а знакомы вообще с детства: каждое лето отдыхали в одном дачном поселке, жили по соседству. Юля младше меня на шесть лет, она специалист по связям с общественностью. В свое время была чемпионкой Европы и мира по чирлидингу. За десять лет мы много всего пережили — расставались, сходились. В итоге пришли к пониманию, что скандалы и конфликты ни к чему хорошему не приводят.

Но у меня ведь и примеры какие перед глазами — папа с мамой вместе уже сорок лет. Хотя отец и был раньше женат, однако налево не ходил: влюблялся — женился. Так и я, если в отношениях — то в отношениях. Понятно, инстинктивно ты реагируешь на разных красоток. Но человеческая моя часть оставляет инстинкты позади. Невозможно все время воспринимать женщину как сексуальный объект — это нездоровая ситуация.

Александр с дядей Владимиром Ильиным и его женой Зоей Владимировной, братом Алексеем (слева), его женой Александрой, племянником Федором и гражданской женой Юлей
Из личного архива Александра Ильина


— Современные молодые люди не считают печать в паспорте залогом стабильных отношений. Вы тоже так думаете?

— Мы десять лет живем, не расписываясь, и прекрасно себя все это время чувствовали. Для меня штамп в паспорте ничего не значит, в отличие от поколения наших родителей. Но теперь, с появлением Сан Саныча, думаю, придется пересмотреть свои взгляды на этот вопрос. Видимо, без ЗАГСа не обойтись — ведь сыну нужно дать свою фамилию.

Александр Ильин-младший

Родился: 22 ноября 1983 года в Москве

Семья: отец — Александр Адольфович Ильин (65 лет), актер; братья — Илья (47 лет), актер, Алексей (37 лет), актер

Образование: окончил Высшее театральное училище им. Щепкина

Карьера: актер, поэт, вокалист группы «План Ломоносова». Известность получил благодаря роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Снялся более чем в 30 фильмах и сериалах, среди которых: «Изображая жертву», «Царь», «Дикое поле», «Забытый», «Время первых»
Лика Брагина
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter