Как идет переход к электронному документообороту и какие схемы финансового мошенничества в свое время проворачивались с бумажными накладными

Адмиралы бумажных флотилий

Недавно вступил в силу Указ Президента «О прослеживаемости товаров». Документ разрабатывался и для принятия дополнительных мер по развитию в стране электронного документооборота, предотвращению серого импорта, повышению прозрачности движения товаров по территории Беларуси и за ее пределы. Это малозаметное для простых граждан событие — повод порассуждать о том, как в стране продвигается переход от бумаг к цифре, в каких моментах еще буксует процесс формирования электронного правительства и вспомнить, как бумажные документы в свое время толкали бизнес к созданию коррупционных схем.


На нужном месте

Раз в 2 года ООН проводит глобальное исследование в области электронного правительства. По результатам последнего исследования, E-Government Survey 2020: digital government in the decade of action for Sustainable development, уровень развития белорусского е-правительства позволил нашей стране занять 40-е место из 193. Для сравнения: в 2012 году мы занимали 61-е место. В этом рейтинге Беларусь опередила Бельгию, Грецию, Латвию, Кувейт, Малайзию, Сербию, Словакию.

Действительно, за последние десять лет в данном направлении сделано было немало. И хотя до полной оцифровки процесса взаимодействия государства и граждан нам еще далеко, частичный перевод административных процедур в электронный формат и сокращение бумажной волокиты стоит отметить.
Так, согласно данным отчета Национального центра электронных услуг «Электронное правительство: сервисы для жизни 2019—2020», посредством единого портала электронных услуг portal.gov.by за 2019 год оказано более 5 миллионов услуг. В 2020 году — более 6 миллионов различных видов электронных услуг. На момент составления отчета в стране насчитывалось более 860 000 владельцев ключей электронной цифровой подписи, ежедневно их количество увеличивается от 500 до 1500 единиц.
Вообще, перечень административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал, утвержден Правительством и насчитывает 181 административную процедуру. По состоянию на конец декабря прошлого года на ­portal.gov.by были доступны 54 административные процедуры (43 — для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 11 — для граждан). Всего же на едином портале электронных услуг были доступны 168 видов электронных сервисов (из них 110 — электронные услуги).

Таможня дает добро

Первопроходцем в переходе на электронный документооборот в свое время стал Государственный таможенный комитет. 15 лет назад начинались первые эксперименты в Минском регионе. А уже в 2019—2020 годах были разработаны новые электронные услуги по предоставлению в таможенные органы различных деклараций: электронной транзитной, пассажирской таможенной для экспресс-грузов и на товары по экспресс-грузам посредством единого портала электронных услуг.

Председатель ГТК Владимир Орловский на итоговой коллегии в феврале этого года озвучивал:

— Благодаря автоматизированному выбору объектов контроля, автовыпуску товаров, неинтрузивному контролю удалось достичь максимально возможных на сегодня показателей сокращения времени выпуска товаров и уменьшить финансовые издержки бизнеса.

Если говорить в цифрах, то время оформления около 90 процентов партий экспортных товаров не превышает 5 минут, транзитных товаров — 10. При этом ускорить оформление импорта призван стартовавший в сентябре 2020 года пилотный проект по совершению таможенных операций в центре электронного декларирования, в котором сегодня принимают участие 19 ведомственных пунктов таможенного оформления по всей стране. А в этом году их количество возрастет до 22.
По результатам глобального исследования ООН в области электронного правительства, Беларусь заняла 40-е место из 193.
В прошлом году ГТК также сообщил об успешном завершении эксперимента по электронному обмену данными о совершении таможенных операций в отношении железнодорожных перевозок. Тогда перевозки на основе электронного документооборота использовались в двустороннем сообщении Беларусь — Латвия и Беларусь — Литва в шести республиканских и трех ведомственных пунктах таможенного оформления по всей стране. Как отмечали в ведомстве, новая практика позволит взаимодействовать таможенным органам и БЖД исключительно в электронном виде, без проставления отметок на бумажных документах.
Среди амбициозных задач ГТК — довести к 2025 году количество таможенных процедур, в которых товары будут выпускаться автоматически, до девяти, а долю автоматического выпуска экспортных товаров — до 75 процентов. В таможенной процедуре экспорта на конец 2020 года автоматически было выпущено 59 процентов всех деклараций.

Накладная в новом формате

Плательщики налогов также давно переходят в цифру. Так, в 2011 году разработана и внедрена автоматизированная информационная система «Расчет налогов», которая позволяла плательщикам направлять в налоговые органы ряд документов в электронном виде. С 2014 года, напомним, индивидуальные предприниматели — плательщики НДС налоговые декларации представляют только в электронном виде. А с 1 июля 2016 года в стране работает механизм использования электронных счетов-фактур по НДС.
А во второй половине июня Беларусь и Россия запустили второй этап пилотного проекта по обмену электронными товаросопроводительными документами. Как рассказали в Министерстве по налогам и сборам Беларуси, его цель — переход на обмен электронными товаросопроводительными документами и их признание при трансграничной торговле между двумя странами. По мнению экспертов, это снизит непроизводственные издержки бизнеса и государств, связанные с оформлением бумажных документов, а также позволит минимизировать вмешательство госорганов в предпринимательскую деятельность.

Благодатная почва

Переход к электронному документообороту, к слову, — это один из механизмов, который позволяет бороться с нечистыми на руку дельцами и снижать коррупционную составляющую. Предлагаем вниманию читателей схему, которая работала в стране 20 лет назад и позволяла недобросовестному бизнесу уходить от уплаты налогов.

В 2000 году было принято решение ввести в обращение защищенные товарно-транспортные накладные формы ТТН-1, которые необходимы для перемещения товаров и являются первичными учетными документами. До введения этого бланка накладные можно было приобрести в магазинах «Союзпечати», а после введения — заказывать их в налоговой и получать на почте. Каждый комплект бланков был номерным, а номера закреплялись за получателем. Таким образом жизнь любителей бестоварных сделок, перевозчиков товаров сомнительного происхождения, специалистов по налоговой «оптимизации», да и банальных обнальщиков, несколько усложнилась.

Всем нужны были накладные и печати компаний, на которые эти накладные зарегистрированы. Выход нашли быстро: создавалась новая организация, на не очень осмотрительного гражданина или иностранца. Компания изготавливала печать и заказывала максимально возможное количество накладных. На этом хозяйственная деятельность организации заканчивалась, а накладные продавались заинтересованным лицам. Оптом комплект стоил примерно 5 долларов (при расходах около четырехсот долларов на регистрацию компании и оплату услуг учредителя и директора).
Естественно, подобные тенденции не могли остаться незамеченными, и новым организациям начали выдавать всего одну пачку накладных, а после расходования — еще одну. И так до тех пор, пока компания не приобретет доверие налоговой.
Но любители быстро и просто заработать сообразили, что есть огромное количество компаний, давно работающих на рынке и использующих накладные в промышленных масштабах. И все, что нужно для их получения, — узнать реквизиты компании и иногда звонить на почту, чтобы уточнить, есть ли накладные. После этого на принтере распечатывалась доверенность на получение, оставалось только забрать накладные на почте, где мысль о подлоге и в голову никому не приходила.

Явление настолько распространилось, что милиция начала делать засады в почтовых отделениях, а выдавать накладные в итоге стали в налоговых инспекциях. Впрочем, и стоимость их выросла до десяти долларов.
Старые механизмы уклонения от налогов стали бесполезны, а фальшивые накладные перестали представлять какую-либо ценность. По финансовой преступности был нанесен серьезнейший удар, уничтоживший целый сектор теневой экономики.

Имитация легальности

В ответ злоумышленники начали регистрировать по несколько компаний, гоняя между ними небольшую сумму денег и расходуя накладные друг на друга. Налоги, хоть и минимальные, платились, отчеты сдавались, директора в налоговой появлялись, иногда даже трезвые и в чистой одежде. Через несколько месяцев такой имитации бурной деятельности налоговые начинали выдавать гораздо больше накладных, что, собственно, и было целью всех этих манипуляций. Это, конечно, весьма долго и неудобно, но все еще очень выгодно, да и накладные в цене постоянно росли.

И вот некоему сумеречному преступному гению пришла в голову мысль, что накладные можно печатать самостоятельно. Для этого нужно было знать только номера накладных, полученных любой компанией. Номера шли по порядку, и достаточно было просто получить одну легальную ТТН-1 законопослушной компании, как в руки злоумышленников попадали реквизиты организации, образец печати, заветный номер… Оставалось только выяснить, какие именно номера получила компания. Сделать это можно было через официальный электронный банк данных, созданный как раз для защиты от мошенников. Иронично.
Фальшивые накладные начали распространяться с взрывной скоростью, проблема вызвала серьезную обеспокоенность правоохранительных органов. Массовое появление фальшивых накладных спровоцировало зарождение нелегального рынка изготовления поддельных печатей.
Было очевидно: выпуск налажен в промышленных масштабах, типографским способом. Надо было срочно принимать меры. И их приняли.

Номер не пройдет

Обновили дизайн самих бланков, защита от подделки была значительно усилена сразу по нескольким направлениям. Помогло на несколько месяцев. Надо понимать, что выданные ранее бланки старого образца оставались действительными и пользоваться ими никто не запрещал, но их запас в свободном обращении стремительно таял. Да и те номера, которые существовали во множественном количестве, перекочевывали в список признанных недействительными. Естественно, цены на ТТН-1 опять выросли. Но в целом бизнес-сообщество вздохнуло с облегчением и с чистой совестью оперировало новыми защищенными накладными. Да и правоохранителям контролировать финансовый сектор стало гораздо проще.

Оказалось, что рано расслабились. Примерно через два месяца выяснилось, что выпуск бланков в новом дизайне освоило не только государство. Вот только был один очень существенный нюанс: одной из степеней защиты новых накладных были волоски красного цвета на бумаге. Зло­умышленники эти волоски в своих подделках скрупулезно воспроизвели, но не учли, что рисунок должен светиться в ультрафио­лете.

Если помните, раньше в ларьках среди всяких безделушек продавались брелоки с лазерными указками, и в похожем формате иногда встречались ультрафиолетовые фонарики. За несколько недель были раскуплены абсолютно все.

Впрочем, через пару месяцев оказалось, что и на фальшивых накладных волоски начали светиться. Все вернулось на круги своя. Было очевидно, что вопрос надо решать радикально, и следующим усилением защиты проблема будет только отодвинута. Ущерб экономике страны существованием подобного рынка наносился просто колоссальный. По одной накладной можно было не заплатить налоги с автопоезда товара…
Государство начало наводить порядок в финансовой сфере, перекраивая ее таким образом, что само существование даже самых совершенных подделок становилось ненужным. Отговорки больше не работали, и все представляющие недостоверные документы платили налоги, как и сотрудничающие с сомнительными структурами. Целые бумажные флотилии пошли ко дну, множеству людей пришлось отвечать перед законом. В итоге ситуацию удалось взять под контроль.
Старые механизмы уклонения от налогов стали бесполезны, а фальшивые накладные перестали представлять какую-либо ценность. По финансовой преступности был нанесен серьезнейший удар, уничтоживший целый сектор теневой экономики. Что, в свою очередь, повлияло на весь бизнес страны. Описанные события подошли к своему логическому завершению более десяти лет назад. Именно тогда переломили хребет организованной финансовой преступности.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter