Мария Шукшина и Людмила Гладкая.Как кино гробило поколения. А если завтра в поход?
— Можно, конечно, сослаться на «пипл хавает», но почему людей так легко обмануть, навязать через кино всякую чушь?— «Пипл» уже давно «не хавает». Народ, извините, плюется, людей уже тошнит от этого. Ну, во‑первых, какие установки, ценности в обществе и государстве, про то снимать и будут. Это естественные процессы… Еще Сталин говорил: культура, являясь важной составной частью господствующей в обществе идеологии, всегда классовая и всегда используется для защиты интересов господствующего класса. Вот у нас, говорил Сталин, она для защиты интересов трудящихся.
После развала СССР культура начинает сращиваться с экономикой капитализма и во всем ей подчиняться. Традиционные духовно‑нравственные ценности разрушают, подменяют их на ценности общества потребления. Все подстраивается под получение прибыли. В кино, например, что делает кассу? Секс, наркотики, рок‑н‑ролл. То, что продается хорошо. Та же кровь, симпатия к преступникам. Появляется новая мораль жизни ДЛЯ СЕБЯ: хочешь — бери от жизни все. Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех.
Страх перед общественным порицанием, как это было в Советском Союзе, исчезает. Появляется новая культура — постмодерна, которая отрицает традиционные ценности, идеалы, этические ориентиры и прославляет пороки.
И самое горькое, государство тогда само вело интенсивную пропаганду этого, теневой экономики, криминального богатства. А когда идет такая господдержка, то переориентация людей становится массовой. Мы все 35 лет в этом жили, на этом воспитаны поколения.
Смотрите, культура 1920‑х и 1930‑х годов — это же небо и земля. НЭП — и культура такая же: коммерческие фильмы, чернуха, развлекуха. Голливудские фильмы (кстати, очень низкого художественного качества), жуткие мультики ведь пакетами продавали. Пакет стоил дешевле, чем просто купить один фильм… А с 1930‑х у нас произошел перелом, кинематограф стал национально ориентированным. Пошли духоподъемные, жизнеутверждающие фильмы. Люди смотрели и понимали, на кого им равняться, кому они хотели подражать и кем гордиться.
Сталин, кстати, признавал единственную функцию кинематографа — воспитательную. И мы войну выиграли. А если бы осталась вся та развлекуха, чернуха, грязь, от которой руки опускались, жить не хотелось, мы бы проиграли.— И «Вставай, страна огромная!» не воспринялась бы.
— Конечно! В 1938‑м появляется фильм «Если завтра война…», он о нашей готовности к войне и о нашей победе. 1938 год, то есть людей воспитывали. Сталин еще в 1931‑м сказал, что мы отстали от передовых стран на 50 — 100 лет и что это расстояние мы должны пробежать за десять лет, иначе нас сомнут. То есть и культура стала работать на победу. А если бы культуру тогда не перевели на патриотические рельсы…
Культура всегда связана с идеологией. Это либералы говорят, что культура вне политики. Такого не может быть. Сейчас возвращаемся к традиционным ценностям, но как‑то не очень внятно. Чтобы было внятно, надо менять систему.
Как повернуть кинематограф на патриотические рельсы?
— Александр Лукашенко постоянно говорит чиновникам про битву за умы, адресуя посылы всем сферам...— Видим‑видим. Правильно.
— Недавно Президент пригрозил лишить «Беларусьфильм» финансирования, если и дальше нечего будет смотреть. Процитирую: «Смотреть просто нечего! Окончательно потеряны семейная, юношеская и детская аудитории. И не нужно мне рассказывать, как вы рванули в работе со зрителем и организовали просмотры для трудовых коллективов. Государством созданы условия для развития отечественного кинематографа и «Беларусьфильма». Но отдача пока ниже нуля. Минусовая! Ни государство, ни зритель результатов не видят».
— Молодец! Молодец! Браво!
— Да, но тут же отдельные «критики» заговорили, что с чувствительной творческой братией так нельзя. А как надо?
— Ну, во‑первых, очень правильно, когда руководитель государства интересуется уровнем культуры. Иначе этот уровень будет неминуемо падать. А насчет чувствительной творческой братии, у нас та же история. Четыре года назад у нас появился проект указа Президента о традиционных духовно‑нравственных ценностях, их сохранении, укреплении. Я так обрадовалась, потому что как раз об этом — о колоссальном запросе народа на духовность и нравственность — несколькими месяцами ранее говорила Михаилу Мишустину на награждении. И случилось: вот он, проект указа. Однако вдруг такой либеральный вой поднялся! Братия занервничала, письма против писать стала. Но почему большинство — народ — должно подстраиваться под меньшинство — творческую элиту, бизнес, олигархов?
Опять же, возвращаясь к Сталину. Он смотрел все художественные, документальные фильмы, хронику. Книга только выходила в печать — он ее прочитывал. Пьеса появлялась — даже лично правки вносил, принимал участие в работе над учебником истории. Понимаете, какой уровень погружения в культуру и историю? Это очень важно для политика.
Либералам нужна свобода от нравственности, а народу нужна духовность и нравственность. Народ имеет право на нравственный продукт. И запрос на правду в обществе велик. У нас умная нация, людям только помочь надо. Подход должен быть системным.— Наш Президент всегда говорит и чиновникам, и гражданам, что мыслить нужно шире, государственным должно быть мышление. То же можно перенести и на культуру, здесь тоже важно глобальное планирование, стратегическая культурная политика.

— Конечно! Обязательно! У нас глобальное стратегическое планирование, идеологическое планирование, по сути, отсутствует с 1992 года, с подписания закона о культуре, где говорилось о невмешательстве государства в деятельность творцов. А с началом СВО где они? Творцы в первых рядах из страны поскакали. Но ведь и молодежь побежала. Опять же, вспомним 1930‑е, когда люди были ориентированы на победу, а не на побег. На победу, а не на побег. Но благодаря спецоперации, благо, увидели, что идем не туда. Важные вещи.
Поэтому я предложила бы не изобретать велосипед, а черпать опыт из нашего прошлого. Посмотреть, как стратегические изменения в культуре происходили на стыке 20‑х и 30‑х годов. Было все то же самое. Как развернуть культуру на патриотические рельсы? Во‑первых, нужно иметь мнение таких выдающихся режиссеров, как Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Всеволод Пудовкин, Сергей Юткевич. Эти режиссеры не побежали, а думали о своей стране.
В 1928 году они написали письмо к Первому Всесоюзному партийному совещанию по вопросам кино. Указали главную ошибку кинодела — отсутствие политического руководства, отсутствие тем в фильмах, которые бы отвечали актуальным, поставленным самой жизнью вопросам.То есть нужно брать актуальные, конкретные, а не просто общие темы, проблемы и через фильмы доносить их до широких масс. Так потом и случилось, вот такой ход они подсказали. В 1930‑м было принято решение категорически отказаться от взгляда на кино как на развлекательную индустрию. Кстати, помимо письма, еще была между ними интересная беседа. Александров говорил: почему бы по примеру американских агентств в течение года не походить по базарам, кинотеатрам, массовым местам и не понаблюдать, послушать, о чем говорят люди, что их волнует? Условно, понять, о чем говорят на кухне. Это все записывать, обобщать и снимать нужные фильмы. И они вызывали интерес.
Шукшин предупреждал: отнимут деревню, культуру, нравственность
— На ту же «Калину красную» (1974 г.) выделили всего 300 тысяч рублей, об этом в интервью рассказывал замдиректора Госкино. 300 тысяч рублей — копейки! Но при этом фильм посмотрели 140 миллионов человек! Такого в истории кинематографа еще не было. И, к слову, зритель настолько полюбил главного героя в исполнении Василия Шукшина, что даже возмущался: человека перевоспитали, зачем же его убивать? Народ наш сострадает, сопереживает.Так и на папины похороны вся страна приехала. Потому что он о них, о людях, говорил. Любил их, искренне любил, понимал. И предчувствовал, нас предупреждал, что отнимут и деревню, и культуру, и нравственность. Он об этом в рассказах, книгах писал, говорил в фильмах. Он все это видел. Это дар от Бога у больших художников — предвидеть, предчувствовать. За 40 дней до своей смерти написал сказку‑повесть «Ванька, смотри» (после его смерти редактура изменила название на «До третьих петухов»). Это просто пророческое произведение! Но его, к сожалению, не услышали.
— И Василий Макарович сам из народа. Свой, народный, от земли. Как и Батька наш.
— Человек из народа всегда будет понимать народ. Обязательно. У нас эти чиновники, от культуры в том числе, они же ничего не видят и не слышат. Словно на другой планете живут. А тут очень важно понимать, о чем думает народ, что чувствует и чего хочет.
— Слушаю вас, и подумалось: а может, нужно обществу дать упасть на самое дно, чтобы понять, что потеряли? Однако удастся ли потом подняться?
— А мы уже, по сути, где‑то там, на дне. Столько лет нас так воспитывали! Вот благодаря СВО сейчас у многих открылись глаза. Прозрели, увидели, что падаем дальше некуда, и разворот пошел.
Низкий поклон, конечно, нашим ребятам, которые там сражаются за нашу Родину. Это при таком потребительском отношении к людям, при такой культуре низкой, пошлой, дешевой… Вот такие ребята. Это дух, это кровь православная.
Еще не все потеряно. Вовремя разворот случился. Но система, в которой мы живем, будет сопротивляться. Вот такое противоречие. И дальше будет, я думаю, острее и хуже. Можно вспомнить слова Достоевского: «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей».
Повторюсь, люди с низким уровнем культуры, как и необразованные, неначитанные, становятся прекрасной мишенью для манипуляторов. Государство не должно этого допустить.
Прибыль государства не в деньгах, а в воспитании. И эта прибыль, она отложенная. Ну а слабое, немощное в духовном плане поколение, понятно, не сможет защищаться.— Не говоря уже о том, чтобы творить, создавать нечто великое…
— А творить, так это вообще… Ориентация — на подражание. Но ладно бы подражали, передирали советскую классику, сохраняя заложенные смыслы. Однако их искажают, смешивают добро со злом, лишая людей способности мыслить, делать нравственный выбор… Идет борьба за душу человека.
Нет гениев там, где самобытность народа иссякла
— Василий Шукшин в интервью о фильме «Калина красная» говорил о трудной, изломанной судьбе и о том, что за человека нужно бороться до конца…— Да, бороться до конца. Это как в медицине, папа говорил: никогда не наступает пора, когда надо сказать, что дальше бороться нельзя. Всегда надо бороться за человека, за его душу. И про деревни тоже говорил: что с уничтожением деревень мы потеряем и нравственность, и духовность, лишимся самобытности. Это корни наши, особый уклад, труд, который воспитывает. Без всего этого, без земли своей человек как былинка на ветру. Подвержен всем ветрам.
Все от деревни шло. Папа это видел и бил во все колокола, пытаясь ее сохранить. У вас Александр Григорьевич правильно поступает, сохраняя деревни. У вас и сельское хозяйство, и промышленность развивается. Я же снималась в Беларуси, видела это все.И героев наших топтали, уничтожали, чтобы некем было гордиться. Смещали акцент с гениального творчества на недостатки. Но люди неидеальны, не надо делать акцент на недостатках. Зачем камень бросать? Ты на себя посмотри. Но нет. А сколько я за отца выстрадала, эти все ток‑шоу, эта вся желтизна… И некоторые люди действительно стали принимать подобное за чистую монету. Наверное, дело и в том, что народ наш очень доверчив и его просто используют. Это все та же либеральная стратегия.
Папа говорил: «Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак. Это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь».
Возвращаясь к паразитированию на советской киноклассике и классиках. Выращивать новые таланты дорого, сложно, долго. Да и возможно ли вообще с такой культурой постмодерна? Поэтому — дешево и сердито, выгодно для бизнеса. Те же цифровые двойники, они уже дают концерты. Вы что творите вообще? Хорошо, к слову, сто лет назад в своей статье «Штемпелеванная культура» Андрей Белый сказал: «…нет гениев там, где самобытность народа иссякла; и нет культуры, где нет гениев. В гениях обнажена и освещена душа народа; земля народа — источник рождения гениев». То есть проблемы не новые. Казалось бы, бери оттуда, из нашего прошлого, опыт и используй.
Понимаете, деревню уничтожь — и не будет гениев.От самобытности, продолжал Белый, мы открещиваемся космополитством. Как точно! А дальше — расчеловечивание. Что и видим по всему миру.
— Спектакль «Калина красная» Московского государственного академического театра «Русская песня», в котором у вас главная роль, — это тоже борьба: за человека, за поколения людей думающих, чувствующих, сопереживающих?
— Я за культуру борюсь. И конечно, за то, чтобы не отдавать наших детей на откуп чудовищному постмодернизму. Прошу взрослых, чтобы воспитывали детей на умных фильмах и книгах, которые учат думать. У нас же такое потрясающее, богатое духовное наследие от наших отцов!
Ну и самим надо также самообразовываться. Банальный пример. Ищу что‑то в интернете и вижу, что в текстах специально допущены смысловые ошибки. Чтобы людей обманывать. Это меня не обдуришь, я человек начитанный, образованный. А современная молодежь? Она все принимает за чистую монету. Все эти ремейки, сказки с извращенными смыслами, смешанными этическими полюсами — все, мол, относительно.
ЛОМы из прошлого и рецепт хороших фильмов
— Можно было бы сегодня Василия Макаровича назвать лидером общественного мнения? Мог бы он влиять на современных людей?— Да. Думаю, да. Человек, который глубоко смотрит, он понимает суть вещей и называет их своими именами. Это очень важно. «В суть каждой вещи вникнешь, коли правдиво наречешь ее». Это фраза из «Андрея Рублева» Тарковского. И папа называл вещи своими именами. Нравственность есть правда, говорил он. Воздействовать на человека необходимо нравственным способом, а не манипулятивным. Цель искусства какая? Преображение.
Не зрелищностью в кино нужно воздействовать на человека, не цифровой графикой, не формой и сенсациями (когда ты смешиваешь добро со злом), а внутренним содержанием, прямой нравственной исповедью.Что было и в «Калине красной». Это нравственная исповедь человека, который опустился на самое дно, и он все понял. Это фильм‑покаяние, возвращение блудного сына. И я абсолютно согласна с папой как большим художником, что конец должен быть именно такой. Несмотря на то, что зрители обижались.
— Егор Прокудин должен был умереть, иначе эффект, восприятие, осмысление читателем и зрителем были бы другими.
— Во‑первых, эффект, восприятие. Во‑вторых, наказание. Если ты совершил грех, но при этом каешься, Господь тебя простит, но наказание последует. Предал корни, мать, ушел из деревни — ты обязательно понесешь за это наказание.
— Вы сказали до интервью, что знаете рецепт хорошего кино. Поделитесь с читателями?
— Все просто. Берем, опять же, советский опыт. У нас создают по 300 фильмов в год, а смотреть нечего. Но государственное финансирование идет. Так вот, рецепт есть, но для претворения его в жизнь нужна политическая воля, потому что все продюсеры, прокатчики будут против. Необходимо изменить схему финансирования. Сейчас у нас фильмы финансируются наперед, а в Советском Союзе Госкино покупало картины с готовым результатом. Но покупало те, которые соответствовали идейно‑художественным ценностям. Не соответствовали — вносили правки, некоторые картины клали на полки. Ну а деньги платили студии по итогам работы, и студия возвращала их банку. Сегодня многие КОРМЯТСЯ именно во время самого производства, а какой будет фильм, плохой или хороший, многим по барабану, поскольку практически все кино у нас наперед безвозвратно финансируется государством.
Плюс так открывается дорога молодым. Сейчас монополия на эти все вещи, попробуй молодежи туда пробейся. Я уже не говорю про попытки снять патриотическое кино. Оно не надо, на нем, говорят нам, не заработаешь. Нужен блокбастер.
— Василий Макарович в интервью говорил, что каждый из нас для чего‑то родился. А вы, что бы вы хотели дать людям, зрителю?
— Я бы хотела дать людям силу и веру. Которые сейчас очень нужны для того, чтобы пережить трудные времена и чтобы закалиться, как сталь, потому что дальше будет еще труднее. Эти сила и вера нам нужны для того, чтобы оставаться самими собой. Не поддаваться манипуляциям, анализировать и твердо знать разницу между добром и злом, отделять зерна от плевел. Для того, чтобы оставить нам здоровое поколение, здоровое духовно и физически. Вот, пожалуй, самая главная задача.
gladkaya@sb.by
t.me/lgbelarussegodnya