Что сломалось в Человеке?

Общественное сознание нельзя брать на излом, доводить его до состояния, в котором пребывает боксер, пропустивший сильный удар. То есть до состояния, когда вроде бы все понимаешь и видишь, а по сути, ничего не понимаешь и ничего не видишь.

Общественное сознание нельзя брать на излом, доводить его до состояния, в котором пребывает боксер, пропустивший сильный удар. То есть до состояния, когда вроде бы все понимаешь и видишь, а по сути, ничего не понимаешь и ничего не видишь. Типичный пример этой ситуации — то, что происходит с российским общественным мнением и настроениями тех из нас, кто воспринимает события в Украине как свои, близкие. Дело в том, что показ реальных ужасов войны, которые нам демонстрируют в первую очередь российские телеканалы, не может продолжаться бесконечно. Любой здравомыслящий человек при виде этих ужасающих кадров рано или поздно начинает задаваться вопросом: почему это мне показывают и почему не принимают мер, чтобы данную ситуацию прекратить.

Честно говоря, у меня нет ответа на вопрос, чего хотят достичь, демонстрируя пресловутую правду войны? Хотят сказать, что они показывают именно “правду войны”? Но правда всегда имеет относительный характер и ее бывает ровно столько, сколько необходимо. Хотят поддержать мирных жителей Донбасса и Луганска? Но жителям Луганска и Донбасса нужна не только информационная поддержка, им нужны лекарства, хлеб, вода, а главное, чтобы не стреляли.

Может, готовится почва для будущих Нюрнбергских процессов, собираются факты для того, чтобы в перспективе добиться справедливого наказания для виновных? Но ведь цена такого сбора информации слишком велика, и, представляется, в эфире нет мольбы тех людей, которые призывают помочь любыми средствами не когда-нибудь, а сейчас. Еще вариант: это лишь акт вселенской трагедии, связанной со  столкновением на мировой арене геополитических монстров. Но как тогда быть с одной человеческой судьбой, одной человеческой жизнью, известной слезинкой безвинно страдающего ребенка?

Почему-то кажется, будто что-то сломалось не просто в механизме международного права, а в целом в международной системе безопасности. Что-то сломалось в человеке, в нас самих. О кризисе христианства сегодня не говорит только ленивый, о новых ценностях, по сути, нехристианских, говорено-переговорено, популярная постмодернистская философия, культура в целом ориентирует не на ясную и понятную большинству людей истину, а на поиски смыслов и прочие изыски деструктивных, по сути, настроений. Ведь примените ту же постмодернистскую методологию к событиям в Украине — все легко встанет на свои места. У всех своя правда — это тезис первый. Никакая из этих “правд” не является исчерпывающей — тезис второй. Состояние множественности “правд” естественно и комфортно и так далее. На протяжении последнего столетия общество многое сделало для того, чтобы разрушить привычные ценности, навязать прагматичную, жесткую по сути, но аморфную и всеядную по форме философию. Цель во многом достигнута. Те, кто оперирует привычными нравственными ориентирами, теряют представление о сути происходящего. Но зато все это нравится тем, кто заинтересован не в ненужной “достоевщине” и прочей гуманистической “дребедени”, а во вполне реальных результатах, связанных с переделом мира, дележом дивидендов и так далее.

Все это понятно. Непонятно иное: что делать с собственной психикой? Выключить телевизор и компьютер? Вести себя, как Бумбараш в период гражданской войны? Но как ему не удалось дистанцироваться от красных и белых, так и у нас не получится спрятаться от мира.

Борис Лепешко,
доктор исторических наук, профессор

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter