70 лет: эпоха возрождения на МПЗ

13 августа 1951 года был собран первый белорусский подшипник. Прошла целая эпоха в истории предприятия. За семь десятилетий путь МПЗ усыпан не только розами. Если в 1980-е завод занимал лидирующее положение среди подшипниковых предприятий СССР, то в 90-е позиции значительно ослабли, а в новый век он вошел с массой проблем... В сложное время, в октябре 2019 года, МПЗ возглавил Анатолий Савенок, под руководством которого началось активное возрождение предприятия. 



— Анатолий Николаевич, 31 декабря 2020 года МПЗ получил лучший за десять лет новогодний подарок. Наконец-то была поставлена победная точка в неоправданно затянувшейся масштабной модернизации предприятия.


— С 2010-го на нашем заводе начала реализовываться Программа технического перевооружения ОАО «МПЗ», сроком окончания которой был намечен 2016 год. Но, к сожалению, и в 2019-м она не была осуществлена, поэтому мне пришлось принять волевое решение по интенсификации работ, которые были завершены за год и два месяца. Выполнены все 26 мероприятий, в эксплуатацию введена 41 единица нового и модернизированного оборудования. Задача текущего года — выведение инновационного оборудования на проектную мощность. 

Но на дворе — начало третьего десятилетия XXI века. Модернизации тех же кузнечных переделов и реализации других пунктов программы сегодня недостаточно. Для эффективной конкуренции жизненно необходимо развитие ролико-сферического производства, которое является экономическим локомотивом МПЗ. Поэтому мы приняли решение по комплексному инновационному развитию всего цикла производства. Ведь внедрение новых технологий, оборудования позволит не только интенсифицировать процесс выпуска подшипников, снизить энергоемкость, уменьшить затраты на производство, поднять на новый уровень культуру производства, но и решить хроническую болезнь многих лет — дефицит рабочих кадров. Так, на участке со старым токарным оборудованием мы полтора года не можем довести численность до штатной: вместо 12 человек работают восемь. И это понятно, сегодня молодежь привыкла жить с айфонами, компьютерами, поэтому, говоря образно, ей необходимы для работы станки с ЧПУ и дисплеями (да и требования к культуре производства значительно выше). Всего два инновационных комплекса заменят целых 20 старых станков, а вместо 12 человек достаточно будет только четырех, работающих в две смены. Переналадка же вместо трех дней будет осуществляться всего за несколько часов. Сейчас идет активная работа по поиску необходимого инновационного оборудования и технологий. К сожалению, из-за ковида деловая активность резко снизилась, значительно уменьшилось количество выставок и предложений. А для оптимального приобретения технологий необходимо выбирать из 5–7 их обладателей. Но эта проблема решаема. Так что сегодня завод живет стратегией комплексного внедрения новых, самых современных технологий в ролико-сферическом производстве.

— Возвращение на конвейерные производства топовых белорусских и российских промышленных предприятий стало еще одним из зримых дел по возрождению славного имени МПЗ. 

— Наряду с модернизацией вторым стратегическим направлением для Минского подшипникового завода является восстановление поставок на конвейерные предприятия. На момент моего прихода отгружали подшипники только «Группе ГАЗ» и на бобруйский «Автогидроусилитель». С остальными же работали по остаточному принципу. Потому что несколько лет назад в силу разных причин на МПЗ было закрыто промышленное производство шариковых, игольчатых и конических подшипников. Как результат, наш завод потерял не только рынки, но и квалифицированных специалистов. Глубокий анализ показал: это стратегическая ошибка. Было принято решение отвоевать утерянные позиции на отечественном рынке. Начали активно поставлять промышленные партии на «Белкард», МТЗ, МАЗ, БЕЛАЗ… Но ломать легко, а вот строить гораздо тяжелее. В процессе возвращения на конвейерные предприятия нам приходится решать одновременно несколько задач: восстанавливать оборудование, которое стояло без дела несколько лет (а это экономическая нагрузка на предприятие), заново набирать и обучать персонал. Ведь утроить объемы производства, не имея достаточно специалистов, невозможно. 

Слесарь Надежда Бизун, контролер Жанна Любецкая, контролер Елена Бирюкова.

— Не секрет, что сегодня одним из основных рычагов недобросовестной конкуренции являются санкции. Этот домоклов меч занесен и над белорусской промышленностью. Как отвечает на этот вызов Минский подшипниковый завод?

— Импортозамещение — будущее нашего завода, в этом направлении ведется активная работа. Так, для ОАО «Гомсельмаш» определен 31 типоразмер подшипников номенклатуры ОАО «МПЗ», предлагаемых в текущем году вместо продукции SKF, FAG. 
До конца года со всеми предприятиями Министерства промышленности будут утверждены программы по импортозамещению. Ведь наша подшипниковая продукция не только не уступает аналогичной продукции ведущих мировых производителей, но по ряду позиций и превосходит их. Например, Минский подшипниковый завод производит роликовый сферический подшипник 30–13636АМНК5 в комплекте с закрепительной втулкой, шайбой и гайкой в специальном виброустойчивом исполнении весом 105,62 кг. Данный тип подшипника является монопольным на постсоветском пространстве и предназначен для применения в щековых дробилках предприятий ферросплавной, горнорудной промышленности, промышленности строительных материалов.


Наладчик Александр Абакунчик.

Шлифовщик-наладчик Артем Печкуров.
— Какие еще знаковые проекты сегодня реализуются на МПЗ? 

— Это внедрение подшипников в виброустойчивом исполнении. Перед Минским подшипниковым заводом стоит задача: за 2021–2022 годы в четыре раза увеличить их объем производства и реализации. Они предназначены для горнодобывающей промышленности, АЭС… С Белорусским металлургическим заводом активно отрабатываем импортозамещение по номенклатуре, которая в больших количествах закупается этим предприятием. С референс-листом БМЗ мы имеем возможность активно продвигать свою продукцию на крупнейшие металлургические предприятия России. Реализуем и другие серьезные проекты, но пока это коммерческая тайна.

— В мировой конкуренции становится нормой лоббирование крупными экономиками своих национальных компаний. Беларусь небольшая страна, и чтобы экономически побеждать, нашим предприятиям необходимо быть лучшими из лучших. Что предлагает в этом смысле МПЗ? 

— Минский подшипниковый завод — единственное предприятие полного технологического цикла среди всех заводов экс-СССР. То есть МПЗ владеет полным технологическим циклом от закупки металла, конструирования и до выпуска готовой продукции. В то время как наши конкуренты работают по аутсорсингу, где невозможно досконально проконтролировать процесс производства. Мы знаем, что и из чего производим, и осуществляем строжайший контроль качества — благодаря системе пооперационного контроля и сохраненному с советских времен ОТК. Качество подшипников Минского подшипникового завода стало международным брендом. Потребителями продукция МПЗ отнесена в сегмент премиум-класса. Все это позволяет Минскому подшипниковому заводу быть ведущим производителем подшипников в Восточной Европе и СНГ. МПЗ сегодня — это экспорт­но ориентированное машиностроительное предприятие.


Шлифовщик Василий Цурбанов.
 Заместитель начальника цеха Иван Савостьянов.


— Вы часто встречаетесь с коллективами цехов и управлений. Чем это вызвано?

— Для успеха мало обновить технологии — надо развивать и производственное сознание. Минский подшипниковый завод гремел на весь Советский Союз. К сожалению, коллективом утерян дух лидерства. А ведь во времена СССР именно человеческий фактор во многом способствовал успехам нашего предприятия. И рыночное время тоже подтверждает, что никакие технологии не могут эффективно работать без человеческого участия. Поэтому для укрепления корпоративного духа я регулярно встречаюсь с коллективами цехов. Заводчане постепенно начали возвращать веру в себя, а это важнейшая составляющая в возрождении Минского подшипникового завода. Кстати, если оценивать наш коллектив с позиций human capital (человеческого капитала), то на МПЗ он достаточно весомый. 

— Вспомним, как 70 лет назад, например, Людмила Орлова собрала первый белорусский подшипник. И это стало событием для всего народно-хозяйственного комплекса республики. Ведь ни одна машина не может работать без подшипников. Что сегодня в связи с юбилейной датой предприятия вы пожелали бы заводчанам и всем, кто связал свою трудовую жизнь с белорусской промышленностью?

— Главной ценностью остается здоровье — его и хочу пожелать! И, конечно же, экономических успехов! В наше непростое конкурентное время они имеют большую ценность. А еще — праздничного настроения, тем более есть значимый повод — 70-летие со времени выпуска первого белорусского подшипника. С праздником!

УНП 100103346
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter