45 - "проблемный" возраст
29.12.2001
В самом центре нашей столицы расположен памятник архитектуры, который объединяет мою молодость и молодость моих родителей. Я говорю о Республиканском Дворце культуры профсоюзов. И моя мама 30 лет назад, как я сейчас, бегала туда на танцы. Тогда это называлось "танцы на профе", и были они в ту пору самыми в Минске популярными. Сегодня так уже никто не говорит - во дворце располагаются респектабельный ночной клуб, казино, ресторан. Но скоротать вечерок "на профе" и сейчас считается занятием достойным.
Накануне Нового года этот дворец-памятник, созданный по проекту архитектора Анатолия Ершова, отметил свое 45-летие. Учреждение было задумано как центральный очаг культуры, призванный проводить работу по духовному и эстетическому воспитанию молодежи. И нельзя сказать, что с этой задачей Дворец культуры профсоюзов не справлялся все эти годы. Начнем хотя бы с того, что ДК - это прежде всего место обитания творческих коллективов и кружков, в которых выросло не одно поколение минчан. Кстати, вместе с дворцом юбилей отмечают и такие "громкие" коллективы, как народный ансамбль танца "Радуга", народная хоровая капелла, народный театр "Эхо", принимающие, между прочим, без "гонорара" участие во всех городских мероприятиях. Выступают с концертами на заводах и фабриках, в детских садах и воинских частях. И не только в пределах Минской кольцевой дороги. 45 лет - это большая история, которую делали и продолжают делать люди, чьи имена были, есть и будут на слуху. Многие работники дворца носят почетные звания: народный артист Беларуси, заслуженный деятель и работник культуры. В разные годы здесь работали такие мэтры любительского искусства, как Василий Борисевич, Валентина Шитцова, Марина Бельзацкая, Людмила Ударова. Тут же свои лучшие годы провел всенародно любимый театр эстрадной сатиры "Христофор". Заслуженного артиста Беларуси, директора Купаловского театра, популярного актера Геннадия Давыдько тоже связывают с "профом" теплые воспоминания. Когда-то он руководил местным народным театром. В свое время участниками хоровой капеллы были поэт Владимир Каризна и известная певица Светлана Кульпа. Звезда белорусской эстрады Александр Солодуха также начинал свой путь в шоу-бизнес через сцену Дворца культуры профсоюзов, будучи в составе тамошнего джазового ансамбля "Биг бэнд". И сегодня во дворце работают десятки творческих коллективов, включая единственный в стране детский образцовый ансамбль танца "Ровесник", имеющий звание народного. В здании ДК размещаются самые разнообразные кружки - от курсов кройки и шитья до гейм-клуба.
К сожалению, этот праздник жизни может продлиться недолго. Дворец культуры находится в сложном финансовом положении, пытаясь своими силами провести необходимые ремонтно-реставрационные работы. Это только снаружи дворец создает впечатление мощи и нерушимости, а внутри, мягко говоря, все выглядит жалким и обветшалым. В аварийном состоянии коммуникации, электропроводка. А при деревянных потолках так и до беды недолго. Администрация дворца подсчитала, что на полную реконструкцию требуется астрономическая сумма в 5 миллионов долларов. А в месяц при удачном стечении обстоятельств дворец зарабатывает в основном на арендаторах 16 - 17 миллионов белорусских рублей. Выходит, что деньги придется собирать полвека. Городские власти разводят руками - таких денег нет. Обещают помочь с окраской фасада, но это капля в море. К слову, с этой проблемой очень хорошо знакомы все наши дворцы культуры. Вспомнить хотя бы едва не ставший трагическим случай в филармонии, где накануне крупного музыкального фестиваля обвалился потолок. Торжества пришлось отменить. Но проблема осталась. И от нее никуда не деться - построенные полвека назад дворцы разрушаются...
Понятно, ремонт очага культуры - не самая насущная проблема, стоящая перед государством. Однако же, вспоминая слова профессора Преображенского из "Собачьего сердца" о том, с чего начинается разруха, невольно начинаешь задумываться о нашем будущем. Если театр начинается с вешалки, то Дворец культуры - с опрятного, извините, туалета. Иначе о какой культуре можно говорить. Рано или поздно, но решать эту задачу придется. Должна, наконец, появиться реальная программа реабилитации мест культурного досуга и эстетического развития. Ведь никому же в голову не придет задаться вопросом: а зачем они вообще нужны?
А лет через 20, надеюсь, мои дети, так же, как и я, будут ходить в "проф" или же на курсы. И я буду уверена, что ничего им там не угрожает - ни пожар, ни потоп.
Накануне Нового года этот дворец-памятник, созданный по проекту архитектора Анатолия Ершова, отметил свое 45-летие. Учреждение было задумано как центральный очаг культуры, призванный проводить работу по духовному и эстетическому воспитанию молодежи. И нельзя сказать, что с этой задачей Дворец культуры профсоюзов не справлялся все эти годы. Начнем хотя бы с того, что ДК - это прежде всего место обитания творческих коллективов и кружков, в которых выросло не одно поколение минчан. Кстати, вместе с дворцом юбилей отмечают и такие "громкие" коллективы, как народный ансамбль танца "Радуга", народная хоровая капелла, народный театр "Эхо", принимающие, между прочим, без "гонорара" участие во всех городских мероприятиях. Выступают с концертами на заводах и фабриках, в детских садах и воинских частях. И не только в пределах Минской кольцевой дороги. 45 лет - это большая история, которую делали и продолжают делать люди, чьи имена были, есть и будут на слуху. Многие работники дворца носят почетные звания: народный артист Беларуси, заслуженный деятель и работник культуры. В разные годы здесь работали такие мэтры любительского искусства, как Василий Борисевич, Валентина Шитцова, Марина Бельзацкая, Людмила Ударова. Тут же свои лучшие годы провел всенародно любимый театр эстрадной сатиры "Христофор". Заслуженного артиста Беларуси, директора Купаловского театра, популярного актера Геннадия Давыдько тоже связывают с "профом" теплые воспоминания. Когда-то он руководил местным народным театром. В свое время участниками хоровой капеллы были поэт Владимир Каризна и известная певица Светлана Кульпа. Звезда белорусской эстрады Александр Солодуха также начинал свой путь в шоу-бизнес через сцену Дворца культуры профсоюзов, будучи в составе тамошнего джазового ансамбля "Биг бэнд". И сегодня во дворце работают десятки творческих коллективов, включая единственный в стране детский образцовый ансамбль танца "Ровесник", имеющий звание народного. В здании ДК размещаются самые разнообразные кружки - от курсов кройки и шитья до гейм-клуба.
К сожалению, этот праздник жизни может продлиться недолго. Дворец культуры находится в сложном финансовом положении, пытаясь своими силами провести необходимые ремонтно-реставрационные работы. Это только снаружи дворец создает впечатление мощи и нерушимости, а внутри, мягко говоря, все выглядит жалким и обветшалым. В аварийном состоянии коммуникации, электропроводка. А при деревянных потолках так и до беды недолго. Администрация дворца подсчитала, что на полную реконструкцию требуется астрономическая сумма в 5 миллионов долларов. А в месяц при удачном стечении обстоятельств дворец зарабатывает в основном на арендаторах 16 - 17 миллионов белорусских рублей. Выходит, что деньги придется собирать полвека. Городские власти разводят руками - таких денег нет. Обещают помочь с окраской фасада, но это капля в море. К слову, с этой проблемой очень хорошо знакомы все наши дворцы культуры. Вспомнить хотя бы едва не ставший трагическим случай в филармонии, где накануне крупного музыкального фестиваля обвалился потолок. Торжества пришлось отменить. Но проблема осталась. И от нее никуда не деться - построенные полвека назад дворцы разрушаются...
Понятно, ремонт очага культуры - не самая насущная проблема, стоящая перед государством. Однако же, вспоминая слова профессора Преображенского из "Собачьего сердца" о том, с чего начинается разруха, невольно начинаешь задумываться о нашем будущем. Если театр начинается с вешалки, то Дворец культуры - с опрятного, извините, туалета. Иначе о какой культуре можно говорить. Рано или поздно, но решать эту задачу придется. Должна, наконец, появиться реальная программа реабилитации мест культурного досуга и эстетического развития. Ведь никому же в голову не придет задаться вопросом: а зачем они вообще нужны?
А лет через 20, надеюсь, мои дети, так же, как и я, будут ходить в "проф" или же на курсы. И я буду уверена, что ничего им там не угрожает - ни пожар, ни потоп.