На экраны вышла военная драма «28 панфиловцев», снятая на народные деньги
09.12.2016 16:06:07
На экраны вышла военная драма, снятая на народные деньги. Картина занимает третье место в белорусском прокате и пятое – в российском. Режиссер Андрей Шальопа рассказал «СВ», почему семь лет назад взялся за сценарий, как с миру по нитке собирал деньги на проект и что думает о критике в свой адрес.
Основные съемки проходили в селе Першино Ивановской области. Кадр из фильма
– Андрей, премьера фильма совпала с 75-летием битвы за Москву. Так и было задумано?
– Эта тема интересовала с детства. Сценарий написал еще в 2009 году. Но из-за проблем с финансированием премьера состоялась только сейчас. Ни с годовщиной, ни с коммерцией фильм не связан.
– Что думаете о мнении, будто никакого подвига не было и все это вымысел?
– Когда начал работать над сценарием и погрузился в тему, был удивлен, что есть такие суждения. Всем, кто сомневается, советую посмотреть документы военного времени и воспоминания фронтовиков. Поймете, что все эти разговоры высосаны из пальца.
– На какие книги опирались, работая над сценарием?
– На фронтовые мемуары Александра Шумилина «Ванька ротный», который написал книгу на основе своего дневника военных лет. На воспоминания панфиловца Бауыржана Момышулы. И очень помогла подборка интервью с фронтовиками Артема Драбкина «Я дрался с Панцерваффе».
– Семейные истории ведь тоже использовали?
– Воевали два деда и бабушка по отцовской линии. Она была на Ленинградском фронте. К счастью, все остались живы. Рассказы, которые слышал о войне от родственников, тоже использовал в работе.
– «28 панфиловцев» называют одним из самых удачных краудфандинговых проектов.
– Благодаря неравнодушным людям собрали три миллиона двести тысяч российских рублей – баснословные деньги! Думаю, дело в сюжете. Если бы снимали о чем-то другом, на крупную сумму вряд ли можно было рассчитывать. И еще очень помог писатель Дмитрий Пучков, известный в народе как Гоблин, бросивший клич на своем сайте. На нас обратили внимание. Выиграли грант Министерства культуры. Большую часть бюджета дала компания «Гайдзин интертейнмент», которая занимается разработкой компьютерных игр.
– Медийных персон в картину намеренно не приглашали?
– С самого начала так решил. Никто не спорит, что среди звезд есть таланты, но их много и среди нераскрученных актеров. Тем более нужны были артисты, которые по типажу походят на людей того времени. Среди известных персон таких не оказалось.
– Как удалось добиться столь мощного эффекта реальности происходящего?
– Это была главная цель. Хотелось, чтобы актеры в кадре вели себя, как в жизни, забыли об условности кино. Солдат на поле боя испытывает страх не из-за того, что наблюдает вокруг себя, а как раз наоборот. Человек знает: приближаются враги, ползут танки, свистят пули, но он их не всегда видит. И от этого ему страшно. Вот и мы половину оставляем за кадром, чтобы зритель включил воображение.
Во время сражения, которое длилось четыре часа, защитники Москвы уничтожили восемнадцать вражеских танков. Кадр из фильма
– Многие в отзывах пишут, что в фильме нет конфликта и главного героя, а характеры персонажей не до конца обрисованы.
– Наивны и смешны эти обвинения. Главные герои – 28 панфиловцев. А более острого конфликта, чем сражение против армады немецких танков, и придумать сложно. Для некоторых авторов война – декорация. Им нужна лишь история внутри этой декорации. А у нас фильм именно о войне, о беде.
Умышленно не показали жизнь бойцов до 1941 года, не включили в сценарий любовные линии. Не стали изображать панику, истерику, бессмысленную беготню, как часто делают коллеги-режиссеры. Война не суматоха, а битва умов. И люди на поле боя ведут себя рационально.
– Как вы относитесь к призывам перестать снимать кино про войну и больше говорить о мире, о будущем, о счастье?
– Лучше все-таки помнить про войну, чем стать ее участником и очевидцем. Самые прекрасные человеческие качества люди проявляли на войне. И если хотим говорить об этом в кино, то лучше делать это, обращаясь к памяти.
О ЧЕМ ФИЛЬМ
Действие происходит 16 ноября 1941 года в один из самых героических дней битвы за Москву. У разъезда Дубосеково 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Панфилова противостояла немецкой танковой армаде. Ценой жизни 28 бойцов, вооруженных винтовками, противотанковыми орудиями и одним пулеметом, остановили врага.
Режиссер, сценарист и продюсер Андрей Шальопа родился в 1972 году в Ленинграде. В 1998 году окончил Санкт-Петербургский экономический университет. Как режиссер дебютировал в 2008 году с картиной «Поймать ведьму». Автор сценариев к фильмам и сериалам: «Сквот», «Любовь и 1000 мелочей», «Рыжая», «Слово женщине», «Черкизона. Одноразовые люди», «Море по колено» и др.
О правде и мифах вокруг защитников столицы и об отношении к новой ленте – научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков:
– Суть возникающих споров состоит в конфликте двух позиций. Одни считают, будто панфиловцев не было, это пропагандистский миф. В качестве доказательства приводят записку 1948 года главного военного прокурора Афанасьева, где говорится, что подвиг 28 бойцов – выдумка. Другая часть общества отрицает такие мысли.
На самом деле история о панфиловцах вполне реальная. Тот бой, который показан в фильме, произошел в один из критических моментов битвы за Москву. Впервые написал об этом военкор газеты «Красная звезда». Именно тогда и появилась цифра – 28. Хотя существуют и другие документы – политдонесения, стенограммы бесед с выжившими панфиловцами, которые подтверждали знаменитые слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».
Чтобы донести правду до людей, которые идут на поводу у фальсификаторов, наше военно-историческое общество недавно открыло выставку «Война и мифы» в Манеже. Первые залы как раз посвящены подвигу панфиловцев. Там можно получить ответы на все злободневные вопросы: был ли подвиг, кто эти 28 героев, сколько вооружения у них было... И рекомендую посмотреть фильм Андрея Шальопы, в котором все события показаны очень правдиво.
Основные съемки проходили в селе Першино Ивановской области. Кадр из фильма
А БЫЛ ЛИ ПОДВИГ?
– Андрей, премьера фильма совпала с 75-летием битвы за Москву. Так и было задумано?
– Эта тема интересовала с детства. Сценарий написал еще в 2009 году. Но из-за проблем с финансированием премьера состоялась только сейчас. Ни с годовщиной, ни с коммерцией фильм не связан.
– Что думаете о мнении, будто никакого подвига не было и все это вымысел?
– Когда начал работать над сценарием и погрузился в тему, был удивлен, что есть такие суждения. Всем, кто сомневается, советую посмотреть документы военного времени и воспоминания фронтовиков. Поймете, что все эти разговоры высосаны из пальца.
– На какие книги опирались, работая над сценарием?
– На фронтовые мемуары Александра Шумилина «Ванька ротный», который написал книгу на основе своего дневника военных лет. На воспоминания панфиловца Бауыржана Момышулы. И очень помогла подборка интервью с фронтовиками Артема Драбкина «Я дрался с Панцерваффе».
– Семейные истории ведь тоже использовали?
– Воевали два деда и бабушка по отцовской линии. Она была на Ленинградском фронте. К счастью, все остались живы. Рассказы, которые слышал о войне от родственников, тоже использовал в работе.
МЕНЬШЕ ВИДИШЬ – СИЛЬНЕЕ СТРАХ
– «28 панфиловцев» называют одним из самых удачных краудфандинговых проектов.
– Благодаря неравнодушным людям собрали три миллиона двести тысяч российских рублей – баснословные деньги! Думаю, дело в сюжете. Если бы снимали о чем-то другом, на крупную сумму вряд ли можно было рассчитывать. И еще очень помог писатель Дмитрий Пучков, известный в народе как Гоблин, бросивший клич на своем сайте. На нас обратили внимание. Выиграли грант Министерства культуры. Большую часть бюджета дала компания «Гайдзин интертейнмент», которая занимается разработкой компьютерных игр.
– Медийных персон в картину намеренно не приглашали?
– С самого начала так решил. Никто не спорит, что среди звезд есть таланты, но их много и среди нераскрученных актеров. Тем более нужны были артисты, которые по типажу походят на людей того времени. Среди известных персон таких не оказалось.
– Как удалось добиться столь мощного эффекта реальности происходящего?
– Это была главная цель. Хотелось, чтобы актеры в кадре вели себя, как в жизни, забыли об условности кино. Солдат на поле боя испытывает страх не из-за того, что наблюдает вокруг себя, а как раз наоборот. Человек знает: приближаются враги, ползут танки, свистят пули, но он их не всегда видит. И от этого ему страшно. Вот и мы половину оставляем за кадром, чтобы зритель включил воображение.
Во время сражения, которое длилось четыре часа, защитники Москвы уничтожили восемнадцать вражеских танков. Кадр из фильма
ЖИВИ И ПОМНИ
– Многие в отзывах пишут, что в фильме нет конфликта и главного героя, а характеры персонажей не до конца обрисованы.
– Наивны и смешны эти обвинения. Главные герои – 28 панфиловцев. А более острого конфликта, чем сражение против армады немецких танков, и придумать сложно. Для некоторых авторов война – декорация. Им нужна лишь история внутри этой декорации. А у нас фильм именно о войне, о беде.
Умышленно не показали жизнь бойцов до 1941 года, не включили в сценарий любовные линии. Не стали изображать панику, истерику, бессмысленную беготню, как часто делают коллеги-режиссеры. Война не суматоха, а битва умов. И люди на поле боя ведут себя рационально.
– Как вы относитесь к призывам перестать снимать кино про войну и больше говорить о мире, о будущем, о счастье?
– Лучше все-таки помнить про войну, чем стать ее участником и очевидцем. Самые прекрасные человеческие качества люди проявляли на войне. И если хотим говорить об этом в кино, то лучше делать это, обращаясь к памяти.
О ЧЕМ ФИЛЬМ
Действие происходит 16 ноября 1941 года в один из самых героических дней битвы за Москву. У разъезда Дубосеково 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Панфилова противостояла немецкой танковой армаде. Ценой жизни 28 бойцов, вооруженных винтовками, противотанковыми орудиями и одним пулеметом, остановили врага.
Режиссер, сценарист и продюсер Андрей Шальопа родился в 1972 году в Ленинграде. В 1998 году окончил Санкт-Петербургский экономический университет. Как режиссер дебютировал в 2008 году с картиной «Поймать ведьму». Автор сценариев к фильмам и сериалам: «Сквот», «Любовь и 1000 мелочей», «Рыжая», «Слово женщине», «Черкизона. Одноразовые люди», «Море по колено» и др.
Фальсификаторам – бой!
О правде и мифах вокруг защитников столицы и об отношении к новой ленте – научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков:
– Суть возникающих споров состоит в конфликте двух позиций. Одни считают, будто панфиловцев не было, это пропагандистский миф. В качестве доказательства приводят записку 1948 года главного военного прокурора Афанасьева, где говорится, что подвиг 28 бойцов – выдумка. Другая часть общества отрицает такие мысли.
На самом деле история о панфиловцах вполне реальная. Тот бой, который показан в фильме, произошел в один из критических моментов битвы за Москву. Впервые написал об этом военкор газеты «Красная звезда». Именно тогда и появилась цифра – 28. Хотя существуют и другие документы – политдонесения, стенограммы бесед с выжившими панфиловцами, которые подтверждали знаменитые слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».
Чтобы донести правду до людей, которые идут на поводу у фальсификаторов, наше военно-историческое общество недавно открыло выставку «Война и мифы» в Манеже. Первые залы как раз посвящены подвигу панфиловцев. Там можно получить ответы на все злободневные вопросы: был ли подвиг, кто эти 28 героев, сколько вооружения у них было... И рекомендую посмотреть фильм Андрея Шальопы, в котором все события показаны очень правдиво.
Автор публикации: Нина КАТАЕВА