12 декабря в Большом театре Беларуси открывается X Минский международный рождественский оперный форум

С 12 по 18 декабря на уникальной сцене Большого состоится четыре белорусских оперных спектакля с участием приглашенных звезд, одна премьера Национальной оперы Украины и финальный гала-концерт, в котором прозвучат лучшие голоса из разных театров мира.



— Это один из самых голосистых фестивалей, какие у нас были!  —радуется первый заместитель генерального директора по вопросам творческой работы театра Владимир Рылатко. — Нам удалось, или так удачно сложились обстоятельства, что на нашу сцену выйдут 30 выдающихся солистов из 16 стран мира. Такого количества звезд у нас еще не было!

Не все уже помнят, что идейным вдохновителем первого рождественского оперного форума, прошедшего в декабре 2010 года, был обладатель медали Франциска Скорины, ныне главный дирижер Одесского театра оперы и балета Вячеслав Чернухо-Волич.

— Когда в театр пришел новый генеральный директор, я одним из первых сумел попасть к нему на прием, — вспоминал он позднее в одном из интервью. — В те времена Минск считался не оперным городом, и я убедил его, что это можно и нужно изменить.

Действительно, всего десять лет назад минчане мало ценили оперу. Белорусская столица любила балет — это личная заслуга народного артиста СССР Валентина Николаевича Елизарьева.

А опера долгие годы оставалась в тени. Не по качеству — в ней всегда, с самого первого дня работали выдающиеся артисты, — а по общественному интересу, и это было не полезно для общественного организма. Ведь если одно легкое у человека дышит не в полную силу, в крови накапливается нехватка кислорода. Балет и опера — как легкие общественной культуры. Оба — левое и правое — жизненно важны, и ни одно из них не важнее другого.

— На сегодняшний день форум уже создал новую публику в Минске, — говорит Владимир Рылатко. — Вы почитайте, что пишут люди! Настолько грамотно, настолько со знанием дела, со знанием певцов… Они спорят, кто и как поет, мыслят, обсуждают. Тысячи людей участвуют в оперном процессе! Еще каких-нибудь пять или десять лет назад невозможно было себе это представить! И оперный форум играет тут колоссальную роль.

Форум чрезвычайно притягателен и для публики из-за рубежа.

— Семнадцать стран покупают билетики!  — не скрывает гордости Владимир Рылатко. — И заметьте, это не туристы. О таких мы просто не знаем, потому что билеты для них покупает белорусский туроператор. Речь о тех, кто целенаправленно заходит на наш сайт из-за рубежа и заказывает билеты. Среди них немало завсегдатаев, которые приезжают к нам на все оперные премьеры, а потом пишут: «Когда мы в прошлый раз были у вас на спектакле…»


На нынешнем юбилейном форуме будет публика из Великобритании, Франции, Египта, Эстонии, Латвии и многих других государств. А это уже престиж нашей страны, уважительное и восхищенное отношение к ней во всем мире.

Уже на первом форуме в 2010 году было два гостевых спектакля: «Травиата» в постановке Андрейса Жагарса (Латвийская национальная опера) и «Севильский цирюльник» («Новая опера», Москва). В последние годы обычно ограничиваются одним, потому что у нас самих есть что показать.

В этом году у нас в гостях опять будет «Севильский цирюльник», но на сей раз это будет спектакль Национальной оперы Украины.

— С помощью посольства Беларуси в Киеве мы смогли впервые за всю нашу историю заполучить один из самых певческих театров мира, — рассказывает Владимир Рылатко. — Потому что после Италии и Испании перепеть Украину не может никто. И при Советском Союзе Киев всегда славился своими певцами, и к нам приезжали замечательные украинцы, которые находили здесь свою судьбу, — Данилюк, Бабий, Дедик, Гулегина.

Необычность этих гастролей заключается в том, что киевляне приедут к нам со своим оркестром.

— Мы им предлагали наш оркестр, ведь наши ребята еще не забыли «Севильский цирюльник», — говорит Владимир Рылатко. — Но они сказали: «У нас столько инструментальных находок, что мы просто обязаны показать вам свою музыкальную трактовку этого сочинения».

Любопытно, кстати, что за пультом в этот вечер будет женщина — народная артистка Украины Алла Кульбаба. Напомню, что в Большом театре БССР долгие годы работала первая женщина-дирижер Советского Союза Татьяна Коломийцева.

Спектакль свежий — его премьера состоялась 19 апреля. Постановка Анатолия Соловьяненко-сына, возможно, покажется кому-то чрезмерно экстравагантной, но на нее можно закрыть глаза и наслаждаться блистательным пением.

Зато наш «Князь Игорь» в хорошем смысле традиционен. Так считают приглашенные звезды, которых публика сможет увидеть и услышать 12 декабря.

— Спектакль абсолютно классический и очень красивый, красочный ,—говорит заслуженный артист России, солист театра «Новая опера» Сергей Мурзаев, который будет исполнять роль князя Игоря. — Костюмы потрясающие! Оркестр под руководством Александра Михайловича Анисимова звучит просто отлично!

Сергей Мурзаев впервые в Беларуси и сожалеет, что не удавалось приехать раньше.

А для Саргиса Бажбеук-Меликяна выход в партии Кончака — особенное событие, ведь два года назад он победил на Минском международном рождественском конкурсе вокалистов, исполнив в финале знаменитую сцену и арию этого персонажа.


— Если ты победитель Гран-при, всякий раз приходится доказывать это, когда выходишь на сцену, — говорит Саргис. — И теперь мне выпала честь работать с такими маститыми профессионалами, как Сергей Николаевич Мурзаев и маэстро Анисимов. Вместе со мной выступят замечательные солистки Большого театра Беларуси Анастасия Москвина и Оксана Волкова. А вчера я еще раз убедился, что в этом театре великолепный хормейстер и хор. Оркестр звучит прекрасно. Так что мне придется дважды выигрывать Гран-при — 11 декабря в гала-концерте лауреатов и 12 декабря выйти в спектакле.

Кстати, в отличие от прошлых лет, полюбившегося минчанам Международного конкурса вокалистов в этом году не будет.

— Конкурсы очень редко где проходят ежегодно, — поясняет Владимир Рылатко, — и мы решили перейти на двухлетний цикл.

Зато в рамках форума впервые в истории состоится конкурс молодых музыкально-театральных критиков из числа студентов творческих вузов. Конкурсные работы будут рассматриваться компетентным жюри, состоящим из профессиональных музыкально-театральных критиков и искусствоведов, а лучшие работы будут публиковаться на официальном сайте Большого театра в разделе «Новости». Организаторы надеются, что это поможет вырастить новое поколение оперных журналистов.

Фото Натальи БАГРЕЦОВОЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter