Об очередях и безналичных расчетах

Об очередях можно писать бесконечно и даже защитить диссертацию
Об очередях можно писать бесконечно и даже защитить диссертацию. То ли это наш "совковый" менталитет, то ли просто дебилизм. С советских времён наш народ привык стоять в очередях. Стояли за дефицитным товаром, в поликлиниках на прием к врачу и сдачу всяких анализов, в сберкассу за получением заработной платы и оплату всяческих платежей. Да и на почте за получением пенсии и переводов. Сейчас живем уже полтора десятка лет в XXI веке. Это век высоких технологий. Почти у каждого есть мобильный телефон, смартфон, компьютер, ноутбук и планшет. Появились интернет, электронная почта, интернет-технологии. Казалось бы, весь этот прогресс должен бы уменьшить или ликвидировать очереди. Банки внедряют банковские платежные карточки, услуги дистанционного банковского обслуживания (ДБО), пытаются внедрить электронных кассиров в виде инфокиосков и банкоматов. Правительство и Национальный банк поставили задачу перейти на безналичные расчеты и довести их до половины всех расчетов. Оно и понятно. Ведь чтобы выдать 1 млн. рублей наличными деньгами, надо 200 тыс. рублей потратить на обслуживание наличного оборота. Это на изготовление бумаги, защитных элементов, печатание наличных денег, их пересчет и сортировку, перевозку и охрану. Да проще установить терминал и безналичным путем осуществлять расчеты. Многие банки решили отказаться от кассиров, принимающих наличные деньги за оплату коммунальных услуг. Действительно, трудоемкая это работа пересчет наличных денег, хотя есть и техника, которая это может делать. Проще установить банкомат или инфокиоск с кэшем для приема наличных денег. Внес деньги на карт-счет -- и тут же оплатил все платежи. Предприятия и частные фирмы уже давно перешли на выплату заработной платы путем перечисления на карт-счета. Что проще: перечислил зарплату на карт-счет и пусть работник распоряжается своими деньгами, как ему заблагорассудится.



Что же приходится наблюдать? Я -- работник ОАО "Минский автомобильный завод". В дни зарплаты раньше люди осаждали отделения (филиалы) АСБ "Беларусбанк", ныне это в прошлом. Очереди стоят у банкоматов. Железный ящик заменил банковского работника. Да и зачем снимать всю зарплату сразу? Чтобы в магазине, а их сейчас с терминалами на каждом углу, оплатить продукты? Так ведь можно просто это сделать платежной карточкой. Твои деньги у тебя в руках и в то же время -- в банке. Банк может использовать их для выдачи кредитов да и вкладчику платит процент за пользование его деньгами. Банки ведь не создают материальных ценностей, а просто аккумулируют  чужие деньги.

Часто 25-го числа -- это последний день оплаты коммунальных платежей, в банках -- столпотворение. Все хотят рассчитаться и не платить пени за просрочку. В очередях стоят и стар и млад. Многие утверждают, что пенсионеры лишены общения и только в очередях могут пообщаться. Да бред это собачий, приятно общаться, сидя на лавочке возле подъезда, а не томясь в длиннющих очередях!!! Приходилось мне стоять в очереди на почте за получением перевода за гонорар за статью, опубликованную в газете "Беларусь сегодня". Впереди стояла почтенна я дама, на вид ей лет 55 - 60. Стояла почти полчаса, было видно, что у нее больные ноги и стоять ей тяжело. Почтовый работник выдал ей заветные купюры ее пенсии, но почему-то ему не хватило ума объяснить молодой пенсионерке, что свою пенсию она могла получить, не томясь в очередях, а переведя на платежную карточку АСБ "Беларусбанк" или Приорбанка.

Сегодня почта хиреет. В век информационных технологий письмо быстрее отправить по электронной почте и не надо ни конверта и оплаты за пересылку, да и на  другой конец света такое сообщение дойдет за пару минут. Конечно, бандероль и посылку придется послать по почте. Почта пытается найти дополнительные источники дохода. Это и пересылка товаров от интернет-магазинов, товары наложенным платежом. Принимают и коммунальные платежи, хотя их принимать должны банки за исключением тех случаев, где нет их филиалов. Да и зачем выплачивать пенсию на почте, когда ее можно перевести на карт-счет.

Когда мне говорят, что пенсионеры не в состоянии освоить компьютер и интернет-банкинг, то у меня это вызывает смех. У этих пенсионеров есть дети, внуки, для которых пользование интернет-банкингом, СMС-банкингом пару пустяков. Бабушке и дедушке нужно только оформить платежную карточку и получить карточку сеансовых ключей и логин с паролем, остальное сделают их дети или внуки. Трудно, мол, в магазине рассчитаться платежной карточкой. Да никакого труда, важно запомнить четыре цифры ПИН-кода, все остальное сделает кассир магазина. Да и освоить работу с банкоматом и инфокиоском тоже особого труда не составляет. Нужно только внимательно читать надписи на мониторе и нажимать кнопки. Многие банкоматы и инфокиоски стоят в учреждениях банка и банковские работники могли бы помочь. Чтобы разгрузить почту, надо убрать несвойственные ей функции. Стимулировать безналичные расчеты можно только экономическими методами, а не администрированием. Человеку должно быть выгодно расчитываться карточкой, а не бумажными деньгами. Надо широко рекламировать дистанционное банковское обслуживание (ДБО). Думается, это позволит сократить очереди в банках. Сейчас банки, аптеки используют электронную очередь, что позволяет усовершенствовать обслуживание.

Сергей СЕМЕНОВ рабочий автосборочного завода, ОАО "Минский автомобильный завод".

Фото Артура ПРУПАСА и Александра РУЖЕЧКА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter