В Минске прошла премьера из Бреста "Сон смешного человека"

Как мухи на «Мёд»

Мой верный армейский друг Викентий Вератила довольно скептически относится к театральным постановкам вне театральных стен, считая, что настоящему театру не место в ночном клубе. «Дуракаваляние», — заявляет Вератила. Ему, как человеку старой формации, для внутренней эмоциональной опоры при посещении театра по–прежнему нужен увесистый бинокль на шнурке, программка на финской бумаге. Обязательно буфет с люстрами, запеченными бутербродами и симпатичной буфетчицей за прилавком, способной поддержать в разговоре любую тему. Уж тем более Вератила непримирим к получившим столь широкое распространение в столице (до провинции эта мода еще не докатилась) всевозможным креативным хабам или антикафе. 


Во–первых, Вератила считает, что места эти сами по себе глубоко антисанитарные, они — рассадники всевозможной заразы. А во–вторых, убежден, что посещают места эти лодыри, дармоеды и тунеядцы, по которым Минкультуры плачет. Хипстеров он на дух не переносит, считая их гнилым народцем. Тем не менее театральная молодежь придерживается иного мнения, смело синтезирует театр и пространственные возможности, которые предоставляет наше креативное время. За примером далеко ходить не надо. В центре Минска открылась новая площадка «Мёд», на входе висят три определения ее творческих задач: театр, антикафе, пространство. Выбирайте что по душе.

Недавно здесь прошла премьера брестского театрального проекта «Навзничь» «Сон смешного человека» по рассказу Федора Михайловича Достоевского. И это была не просто премьера. Этот показ — примета времени. Всегда интересно знать, что на уме у прогрессивной молодежи. А на уме у нее, как ни ругают ее сегодня, по–прежнему Достоевский, Ницше, Че Гевара и прочая свистопляска о смысле жизни. Поиск его по–прежнему продолжается.

Фактически заявлена была просто вдохновенная читка рассказа. Но все оказалось более атмосферно. Напор и страстность главного исполнителя, неожиданное музыкальное решение — звучали хиты культовых групп Radiohead и Muse, певца Moby — создали целостный спектакль, а не просто литературно–поэтический вечер. Хипстеры слетелись на Достоевского как мухи на мед. Однофамилец замечательного русского поэта, Игорь Рубцов, читавший рассказ со сцены, оказывается, сам не чужд авторства: пишет стихи и прозу, устраивает в Бресте различные перформансы. Вот откуда этот творческий нерв. Рубцов — типичный рефлексирующий интеллигент нового типа.

Фото  из  соцсетей.

Примечательно, что, как свидетельствует скудная информация о брестском театральном проекте «Навзничь», «Сон смешного человека» — их первый театральный проект, премьера состоялась в Бресте в августе. И вот сразу столица. И столица приняла ребят на ура. На такой спонтанный театр есть спрос. В «Мёде» было не протолкнуться. И билеты, надо сказать отдельно, стоили денег. Это не был бесплатный показ для своих. Кто–то даже смотрел спектакль стоя. Хипстеры непритязательны в быту и незлобивы.

Нельзя сказать, что если бы такую идею задумали реализовать молодые актеры Республиканского театра белорусской драматургии, Купаловского или театра им. М.Горького, получилось бы хуже — нет. Но в брестском прочтении подкупает именно та наивность и искренность, с которой все это проделано. У господина Рубцова, если голову ему не забьют битники и анархисты, думаю, большое креативное будущее. Выход на сцену он воспринимает не просто как забаву или ремесло. Нет. Для него это способ поделиться сокровенным, и взяв для этого в суфлеры русского классика, литератор и артист не прогадал.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 170 (25052). Вторник, 6 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter