Чех Милош Голань стал первый тренером из дальнего зарубежья в истории «Немана»

Скажи нам, Милош

В почти тридцатилетней истории хоккейного «Немана» тренеров из дальнего зарубежья еще не было. Первой ласточкой стал 43–летний чех Милош Голань, контракт с которым был подписан накануне. После дальней дороги пан Милош не стал ссылаться на усталость. Напротив, излучал оптимизм, широко улыбался во все 32 зуба и любезно согласился ответить на любые вопросы. 

Милош Голань поиграл в НХЛ.
Милош Голань поиграл в НХЛ.

— Мы с вами почти ровесники. В 1970 — 1980–е улицы у нас становились пустынным, когда на лед выходили сборные Советского Союза и Чехословакии. Все собирались у телевизоров...

— И у нас тоже! Наверное, как и всякий нормальный мальчишка, в то время я мечтал стать хоккеистом. Как видите, мечта осуществилась. Чему, признаться, очень рад.

— Кто был в те годы для вас кумиром?

— Кумир — слово не очень хорошее. Гораздо лучше звучит «образец для подражания». Думаю, пятерка Фетисов — Касатонов, Макаров — Ларионов — Крутов была практически идеальной. Настоящая русская машина, которая все сметала на своем пути!

— Как развивалась ваша карьера?

— На профессиональном уровне первым клубом был «Витковице». К слову, с небольшими перерывами я отдал этой команде семь сезонов. Затем принял предложение от тренчинской «Дуклы». Но там задержался только на год. Снова вернулся в «Витковице».

— Читал в Википедии, что там вы установили рекорд чешской экстралиги, который до сих пор не побит.

— Знаете, это было так давно! Но все равно приятно вспомнить. Выступая на позиции правого защитника, забросил в сезоне 1992/93 аж 35 шайб! Плюс 33 результативные передачи. Итого в активе получилось 68 очков в 53 поединках.

— Для защитника это просто космос! Знаю, что задалась и ваша международная карьера. Дебют сразу же принес медали.

— Да, в 1989–м на юниорском чемпионате мира (до 18 лет) взяли серебро, уступив только своему старому принципиальному сопернику — сборной СССР. В принципе, я вновь сыграл результативно: четыре забил и четыре отдал. Затем дважды подряд брали бронзу на молодежном ЧМ. В партнерах — Штумпел, Палффи, Прохазка, Гниличка... Ягр! А составе первой сборной Чехии выступал на двух мировых форумах, в коллекции есть одна бронза.

— Не хватает только золота... Может, устраните этот недостаток с «Неманом»?

— Очень на это надеюсь. И именно поэтому я здесь. Кроме победы в национальном чемпионате, существует еще один серьезный вызов — Лига чемпионов. Конечно, победить будет невероятно тяжело, а вот проявить себя — отличный шанс.

— В паспорт игрокам смотрите?

— Никогда! Знаю, что аккурат в день моего приезда 35 лет исполнилось одному из ведущих форвардов «Немана» Максиму Осипову. И что? У меня будут играть не те, кто моложе по возрасту, а те, кто на данный момент сильнее. Это мое непреложное правило.

— Практика показывает, что тренер чаще всего отдает предпочтение хоккеистам одной с ним национальности. Следует ждать в гродненском клубе развитие чешского вектора?

— Не обязательно. В приоритете опять–таки спортивная составляющая. Если говорить о легионерах, то на прицеле — игроки из Чехии, Финляндии, Швеции, России. Даже из–за океана.

— А белорусов тренировать доводилось?

— Да, в Украине. Когда работал с киевским «Беркутом». Под моим руководством играли Глебов, Волчек, Елисеенко. Все оставили очень позитивное впечатление — и как профессионалы своего дела, и по человеческим качествам.

— Второе составляющее для вас важно?

— Безусловно. И здесь не могу не вспомнить Руслана Салея. В девяностые играл вместе с ним в «Анахайме». Как там у вас говорят? Игрочище! Человечище! Очень сильный, добрый, можно сказать, особенный человек. Он искренне радовался чужим успехам, а это не такое уж частое качество у людей. Когда узнал о его гибели, не мог сдержать слез. Меня, к слову, в тот роковой для «Локомотива» сезон тоже приглашали в Ярославль. Если бы все срослось, выходит, теперь бы я с вами не разговаривал...

— Господин Милош, а каковы ваши жизненные приоритеты?

— Работа и семья. Нет–нет, не совсем так: семья и работа.

— Она у вас большая?

— Да. Я многодетный отец, у меня четверо детей. Дочь 24 года и 17–летний сын от первого брака и две девочки–близняшки от второго.

— На днях, 22 апреля, у вас день рождения...

— Совсем как у Ленина!

— Ого, вы неплохо знаете историю!

— А как же иначе?! Кстати, оказавшись в Гродно, пошел на центральную площадь и сделал селфи на фоне памятника вождю мировой революции. Предупреждая ваш следующий вопрос, скажу: дико, когда разрушают памятники. Так происходит сейчас в соседней Украине. Это история. И ее не перепишешь.

— Вы очень хорошо знаете русский язык, вплоть до мельчайших нюансов.

— В школе изучал. Плюс многолетняя практика.

— Видно, что вы взволнованы. Это от того, что придется работать в незнакомом месте.

— Нет, что вы! Здесь я второй день, и мне очень комфортно. Да и поработать тренером довелось во многих странах: Чехии, Словакии, Норвегии, Украине... Последним клубом был австрийский «Фельдкирх». А волнуюсь потому, что вот–вот, со дня на день, стану дедом. Старшая дочь рожает в Чехии. Может, это чудесное событие произойдет 22 апреля, в день моего рождения...

— С именем уже определились?

— А выбора просто нет... Если, конечно, будет мальчик.

— Не понял.

— У нас по мужской части в роду все Милоши. Отец, дед, прадед, сын... Должно же быть продолжение!

...Тут Милош мечтательно улыбается и его мысли наверняка уносятся далеко–далеко от тренерской ХК «Неман». Ну, правильно: не хоккеем же единым. А уже 23 апреля он впервые станет у бортика, чтобы руководить неманской дружиной. В соперниках — «Авангард»! Правда, не омский — гродненский. Любительская команда. Встреча начнется в 18.30, а вместо входного билета нужно принести... мягкую игрушку. А после финального свистка состоится салют: в честь окончания такого сложного сезона и завоевания гродненцами Континентального кубка. Новый будет не проще...

Милости просим, пан Милош!

kozyrunited7@mail.ru

Советская Белоруссия № 74 (24704). Суббота, 18 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter