Где найти укрытие от осколков негатива?

Нет худа без добра?

Фото РЕЙТЕР«У меня две новости: одна — хорошая, другая — плохая! С какой начинать?» — эту заезженную сценаристами фразу мы слышим, пожалуй, едва ли не в каждом втором кинофильме. Увы, тревожная картина реального мира не всегда предоставляет нам альтернативу сообщениям из зон конфликтов, кризисов и эпидемий... Взрывы информационных бомб с головой накрывают читателя и зрителя буквально ежечасно. События в Украине, на Ближнем Востоке, санкции, лихорадка Эбола, ДТП, техногенные катастрофы...


Где найти укрытие от осколков негатива? Вообще, нужно ли к этому стремиться? И есть ли на медиапространстве место не только горячим, но и теплым, душевным новостям? На эти и другие вопросы, как всегда каждый на свой лад, пытаются сегодня ответить ведущие «Спор–площадки». Причем один из наших полемистов вооружился опубликованными на днях результатами научных исследований. Ученые канадского Университета Макгилла пришли к выводу: человеческая натура такова, что негативные известия куда более важны людям, чем хорошие сообщения. Впрочем, хотя такое утверждение и подтверждено экспериментами, сторонник преобладания позитива в СМИ сдаваться не спешит.


А с какой новости начинаете вы, уважаемые читатели? Ждем ваших писем по почте, а комментариев — на форуме сайта sb.by.


Позитив негатива


Никто не жаждет получать дурные вести. Даже если трагические события происходят за тысячи километров от дома. Но и розовые очки могут обойтись слишком дорого. Посему делать вид, что жизнь — сплошной зефир в шоколаде, здравомыслящий взрослый человек позволить себе не может.


Так что не удивляют лично меня результаты эксперимента, предпринятого в канадском Университете Макгилла. СМИ сообщают, что исследователи Марк Траслер и Стюарт Сорока попросили группу волонтеров просмотреть в интернете политические новости. Видеокамера, чтобы выяснить, какие новости испытуемые выберут неосознанно, фиксировала движения глаз во время чтения. Оказалось, что участники эксперимента начали с изучения негативных сюжетов. Позже добровольцы переключались на более нейтральные вести и лишь потом обращали внимание на хорошие. Затем испытуемым задавался вопрос: «Какие новости вы предпочитаете?» «Позитивные», — разумеется, такой единогласный ответ к правде отношения не имел...


Честно говоря, участвуй я в исследованиях Траслера и Сороки, наверняка среагировал бы, как подопытные канадцы. Психологи называют такое поведение «соблазном негатива» и разъясняют: «Желание слышать плохие новости носит коллективный характер, охватывая подавляющее большинство членов общества, и, более того, мы в некотором смысле испытываем жажду плохих новостей. Речь идет не только о том, чтобы заниматься тем, что делают все остальные. В момент потенциальной опасности люди демонстрируют более быструю реакцию. Плохие новости обычно подразумевают необходимость что–то изменить не в теории, а на практике». В ходе экспериментов было также выявлено, что реакция обывателей на слова «бомба», «война», «рак» в большинстве случаев быстрее, чем на слова «смех» и «веселье».


Все дело, думаю, в древних инстинктах. За тысячи лет изменились технологии, но не простые человеческие желания выжить, продолжить род, сохранить потомство. Просто пещерные жители за неимением радиоточек и Си–эн–эн предупреждали сородичей об опасности истошными воплями. А в наше время роль таких криков, сигналов тревоги выполняют новостные залпы из всех медийных орудий.


...Ежедневно просматриваю шокирующие новости вовсе не из любви к смакованию кровавых подробностей. Одна из важных причин: драмы цепляют, бередят душу. Ну как закрыть глаза на сообщения из Украины? Брат с оружием идет на брата. Подробности гражданской войны походят на кошмарный сон. Однако, вникая в них, мы берем на себя часть соседской боли. А еще задумываемся над важными вопросами о войне и мире.


Долго не решался узнать подробности недавней трагедии в Португалии: пытаясь сделать модный снимок «селфи», сорвались в пропасть на глазах двоих своих детей супруги–поляки. Потом все же заставил себя вчитаться в скорбные строки. До сих пор не по себе... Глаза бы не видели черных известий о нелепых смертях! Но только располагая объективной информацией об окружающих нас зонах риска, анализируя горький опыт, мы можем сберечь себя и своих близких. В этом плане миссия нашей с тобой профессии еще важнее: журналист имеет возможность «крикнуть» об опасности так, что его услышат тысячи людей. И есть надежда, что задумаются, не повторят чьих–то роковых шагов. Так что позитив газетного, журнального, телевизионного, сетевого негатива состоит в своеобразной шоковой терапии, в том, что предупреждая — вооружаем. Нередко «чернуха» в прессе — горькая, но полезная пилюля против болезней общества. Не вина репортеров в том, что говорят о симптомах недугов — криминале, ЧП, аферах, коррупции. Опасаться диагнозов — загонять проблему внутрь.


Наше с тобой, Роман, поколение потчевали приторными новостями в духе: «Нет у нас никаких бандитов — все в Америке живут». На лакировку у нас, должно быть, выработалась аллергия. Поэтому, когда раскрываю газету или захожу на новостной портал, сразу цепляюсь за острые темы. Конечно, радости они приносят мало, но зато делают мудрее. А какую альтернативу предлагают нам так называемые хорошие новости? Что в них такого незаурядного, чтобы тратить на них время? Открытие новых школ, больниц, торговых центров, строительство комфортного жилья — уже давно не диковинка, а норма для страны в центре Европы. В конце концов, это будни работников, получающих неплохую зарплату! Умалчивать о достижениях, само собой, не стоит, но за многими бодрыми то ли репортажами, то ли рапортами с предприятий видится реклама. Не всегда, кстати, добросовестная. Да и не ощущаю я прилива оптимизма, читая, к примеру, что табачная компания расщедрилась на благотворительность. Вот перешли бы сигаретные да алкогольные корпорации на выпуск детских соков — вот была бы сенсация со знаком плюс! Эх, надеюсь, подобной информационной бомбы дождутся хотя бы наши внуки...


Хотя, конечно, не все мрачно. Хочешь, Роман, отдохнуть от потока негатива? Рекомендую скетч–шоу и комедии. Правда, и в них, решая, какую из двух новостей услышать первой, персонажи почти всегда просят начать с... плохой. И в каждой шутке — лишь доля шутки.


spetsnaz@sb.by



Миг до глухоты


Так ты считаешь, что плохие вести мобилизуют? Повышают нашу готовность к разным превратностям и напастям? А мне кажется, они учат видеть угрозу даже там, где ее нет. У человека, придавленного тяжким спудом информационного негатива, очень нервная, крайне напряженная жизнь. Он даже по своей квартире ходит с опаской. Прислушивается. Чу! — трубы канализации загудели как–то тревожно: неровен час — прорыв, потоп, обрушение перекрытий, грохот... И уже грезится мужественная овчарка МЧС, нюхающая развалины. Как в давешнем телесюжете. Или почудится чье–то напряженное дыхание под дверью. Ясен–красен, это подкрадываются грабители, налетчики, а то и убийцы. В газетах писали о похожем случае. И вот уже одна рука капает корвалол, а вторая тянется к телефону — набрать заветные 102. Постепенно здоровый, полный сил и энергии человек превращается в распадающуюся от страха личность. В лучшем случае становится подобием анекдотичной «бабушки у подъезда», которая в каждом встречном парне видит наркомана, а в каждой девушке узнает проститутку. Как же, ведь недавно НТВ показывало передачу об этой невинной с виду молодежи. Теперь бабушку не проведешь, она зорко бдит... Вместо того, чтобы наслаждаться тишайшим летним деньком и радоваться смеху внуков.


Кстати, не случайно выражение «меньше смотри НТВ» стало расхожим интернет–мемом, эдакой современной пословицей. Обычно так отвечают человеку, всюду замечающему приметы криминальной активности или паутины чьих–то заговоров. Оно и немудрено: когда телевизор изо дня в день разговаривает с тобой замогильным голосом, рассказывая о преступлениях, катастрофах и прочих трагедиях, постепенно начинаешь искать «черных кошек» там, где их вовсе нет. И вздрагивать от каждого звонка. Однажды я невольно провел социальный эксперимент: отключил самые «тревожные» телеканалы у своих родственников. Они начали смотреть светлые сюжеты о рождении львят в саванне, путешествиях к изумительным водопадам Игуасу, достижениях науки и техники. То есть сплошные «Нэшнл Джеогрэфик», «Энимал Плэнет» и «Дискавери». И ты знаешь, люди по–другому взглянули на мир. Перестали прислушиваться к чужим шагам на лестнице. Начали без внутренней дрожи выходить на улицу. Поняли, что жизнь состоит вовсе не из кровавых драм и кошмарных аварий. А до этого, как говорил профессор Преображенский, у них отмечались «пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит и угнетенное состояние духа».


У нас с чувством меры слабовато, вечно бросаемся из крайности в крайность. В советские времена, как помню, была склонность к замалчиванию любых бед. Что взрыв на футлярном заводе в Минске, что пожар в гостинице «Россия» в Москве, что гибель команды «Пахтакор» в авиакатастрофе... Возможно, это было не совсем правильно, зато общее бытие казалось безоблачным. Только за океаном все было плохо, но нам посчастливилось там не родиться. Теперь, напротив, СМИ ударились в «правду». Пишу в кавычках, ибо картина мира по теперешним масс–медиа тоже нереальна: она будто бы соткана исключительно из боли и страданий. Дошло до того, ты верно заметил, что любую позитивную новость сейчас воспринимают как «заказную», «проплаченную», рекламную... То есть приукрашивающую действительность, которая на самом деле — уж мы–то знаем! — черна и беспросветна. Вот, к примеру, доброе сообщение с Волги: «В городе Вольск Саратовской области на лодочную базу «Бухта» вышел кот Семен, который за 10 дней до этого упал за борт с пермского буксира ОТА–873». Казалось бы, стоит порадоваться за живучего Сему, умудрившегося добраться до берега с середины великой реки. Но даже здесь, я уверен, скептики усмотрят рекламу пермских буксиров, водоплавающих котов или лодочной базы «Бухта».


Слово «правда» стало синонимом слова «чернуха» в начале 90–х годов как бы в противовес карамельным, излишне приторным новостям. Но ведь необъективность советских газет уже давно преодолена, почему же корабль прессы (особенно в ее сетевой версии) так и не вышел из чернушного крена? Так недолго и ко дну пойти. И люди (читатели) уже начинают это понимать. Популярность набирают новостные порталы, прямо заявляющие о том, что публикуют исключительно хорошие известия. Например, один из них перечисляет в своем девизе как раз то, чего нам всем остро не хватает: «Интересные, позитивные, добрые и познавательные новости». Другой без обиняков называет себя «Агентством хороших новостей» — и на его страницах ты не встретишь фотографий разбитых автомобилей, убитых стариков и сгоревших домов.


Думаю, нужда в позитивной информации — форма неосознанной самозащиты психики. Мы чувствуем, что поток негатива делает нас бесчувственными моральными инвалидами. Это когда снимки голодного ребенка или раненой женщины уже перестают волновать, как увиденные впервые. Теперь подобные картинки — всего лишь обычный информационный фон каждого дня. И этому факту не стоит радоваться: от него следует спасаться — выходить из интернета, закрывать газету, выключать телевизор. Пока не наступила абсолютная эмоциональная глухота.


rud@sb.by


Советская Белоруссия №155 (24536). Суббота, 16 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter