Фото Александра КУЛЕВСКОГО
Осторожно, бабушка!
Людмила ГАБАСОВА
|
Таких людей немало. По меркам ООН, население страны можно называть старым, как только 7% его численности достигнет возраста 65 лет. Наша страна уже более чем вдвое превысила этот порог. Средняя продолжительность жизни — 73,2 года. Свыше 600 тысяч сограждан — старше 75. И стареть в целом нация будет и дальше (как и население всех развитых стран). Соответственно и страдать больше возрастными болезнями, которые ох как мешают лихо подстраиваться под модные веяния. Катаракты, глаукомы, отслоения сетчатки, сосудистые нарушения, болезни Паркинсона и Альцгеймера, изменения в психике — да мало ли что с годами может стать для человека настоящими путами и веригами? Вот тебя, видимо, угнетают вереницы стариков с пачками квитанций — таких замедленных, непонятливых, нудно–дотошных. А я стою и думаю: «Не зарекайся...»
Да, Роман, я им сочувствую. Всем этим бабушкам и дедушкам, убегающим из аптеки при виде терминала электронной очереди. Или вжимающимся в стенку, когда в поликлинике он же красивым женским голосом вызывает: «Пациент 36, пройдите к рабочему месту 4!» На днях буквально за руку повела одну такую старушку с квитком в кулачке к лаборантке. Ну не привык человек, пасует перед новыми порядками — и что, он хуже меня? Сетовать, что он осложняет мое теперешнее существование? Тогда как все в стране создано в том числе и его многолетним трудом? Теперь вот новая напасть — монетки. Пожилые люди боятся их пуще инфокиосков. «Дайте сдачу старыми деньгами!» — регулярно раздается их мольба. И очередь, знаешь ли, не ворчит. Потому что многие и сами предпочли бы пока купюры образца 2000–го. Не привыкли еще, пасуют...
С возрастом, считалось, вообще угасают интеллектуальные способности. Мол, уже в 27 лет начинается старение мозга. Но нынче многие ученые говорят: имеется–таки «когнитивный резерв», при помощи которого можно и в годах давать другим фору. Просто познание идет за счет иного тонкого механизма. Все это надо учитывать на компьютерных курсах для пенсионеров, которых становится вокруг все больше, но которые не в силах охватить каждого, особенно в глубинке. Недаром опытные инструкторы утверждают: чтобы преподавать старикам, нужно быть терпеливым, умеющим влезть в чужую шкуру, вовремя снять испуг и дать ровно то, что ждет слушатель. Много ли среди нас таких Макаренко? Я вот грешна: даже объясняя родственникам, как включить цифровую приставку, через две минуты начинаю говорить нехорошим металлическим тоном.
Может, ты думаешь, что стариковское упорное желание платить наличными — признак «советского менталитета»? Коллега, проведшая отпуск в Перу, рассказывает: там к банкам змеятся очереди, потому что люди не хотят переходить на «пластик». Тут нужно больше терпения. И, рискну предположить, требуется лучшая настройка механизма. Или ты никогда не видел зависший инфокиоск? Ни разу не было, чтобы деньги сняли дважды? Другая коллега, вернув не подошедшую вещицу в универмаг, 2 недели ждала, когда же средства возвратятся на карту. Пока сама не начала звонить, ходить в свой банк. Тоже думала, что «раз — и готово», оказалось — редкостная канитель. Но это молодая женщина, а пенсионер, который даже молоко покупает только привычной марки, сколько бы хлебнул?
Пойми, Рома, я не против комиссии. Я за альтернативу. И, конечно, вижу еще одну — поколение продвинутых детей. Могло бы оно и научить, и, в конце концов, заплатить онлайн по жировкам родителей, толкущихся в сберкассах. Но смотрю на статистику одиноких стариков. Читаю письма брошенных бабушек. Наблюдаю феномен «пока мама кормит» — великовозрастных детин, которым родители подкидывают даже на сигареты. И не питаю иллюзий.
gabasova@sb.by
Задуйте лучину!
Роман РУДЬ
|
Мне известны, по крайней мере, три таких варианта. С домашнего компьютера, подключив интернет–банкинг, это дело пары минут. Со смартфона, установив мобильное банковское приложение, вся процедура вообще займет лишь десяток секунд. Причем не надо никуда идти, стоять в очередях, заполнять платежки... Несколько касаний экрана — и все, твои денежки улетели на счет интернет–провайдера или оператора связи. Можно пополнять вклады, отдавать кредиты, покупать билеты, делать страховые взносы и вкладываться в благотворительность, оплачивать штрафы и обучение в университете... Не вставая с дивана! Разве не чудо на фоне еще свежих воспоминаний об очередях и нервных кассирах в сберкассе? Поэтому я решительно не понимаю людей, которые и сами этим чудом не пользуются, и не спешат приобщить к нему пожилых родственников, далеких от современных технологий. Они могли хотя бы научить стариков общаться с банкоматом и инфокиоском (к слову, это третий способ беспроблемных платежей). Мне ведь не раз приходилось видеть удручающую картину, как бабушка сначала выстаивает длинную очередь, чтобы «дочка»–кассир сняла ей наличные с карточки, а потом становится в другую очередь, чтобы отдать свежеполученные купюры за электричество или воду. При этом за спиной у бабушки абсолютно свободный инфокиоск, где можно обойтись вообще без банкнот и проделать все нужные операции в разы быстрее. Я считаю, что в такой ситуации не сама бабушка виновата, и не работники банка (они–то как раз не уставали приучать пенсионеров к удобным аппаратам), а дети и внуки пожилого человека, не помогающие ему освоить современную технику. Наверное, думают, что у бабульки времени навалом, пусть постоит!
Люда, ты не знаешь, почему голоса протестующих послышались именно сейчас, когда о нововведении заявил Беларусбанк? Ведь большинство других банков уже давно перешло на взимание комиссионных за оплату наличными. Все отказались от приема «бумажных» платежей за мобильную связь, в том числе и на почте. Ведь до абсурда доходило! Человеку надо срочно забрать посылку или отправить телеграмму, а он мается в длиннющей очереди тех, кому надо «положить денежку на телефончик». Мало того, бывало и так, что, оплатив свой мобильник, очередная клиентка доставала длинный список номеров соседей, которые попросили и им «положить денежку». Вспоминая эти душераздирающие ситуации, я голосую за то, чтобы почта тоже взимала комиссию за наличные платежи: почти в каждом отделении нет никакой очереди к электронному другу–инфокиоску, зато все окошки заняты приемом коммунальных платежей или выдачей пенсии. Которую, надо заметить, тоже могут начислять на банковскую карточку. Но нет, наши люди поступают так, как им привычней — предпочитают получать деньги на почте, наплевав на нужды тех, кто спешит воспользоваться именно почтовыми услугами.
Ты всерьез ратуешь за интересы представителей старшего поколения? Тогда вместо того чтобы потакать их архаичным предпочтениям, научи стариков пользоваться новшествами, призванными облегчить всем жизнь. Ведь пожилые люди поначалу чурались и пультов дистанционного управления телевизорами. Опасались электронных проездных в общественном транспорте. Избегали пользоваться мобильными телефонами. Их равнодушные детишки лишь пожимали плечами — мол, чудят старики, привыкли щелкать компостерами!.. А неравнодушные терпеливо и настойчиво помогали своим близким освоиться в новых реалиях. Поэтому одни бабушки сейчас уныло сидят дома, не зная, какой стороной приложить карточку к валидатору или где у банкомата заветная щель. Другие же лихо раскатывают на троллейбусах по магазинам, где легко расплачиваются «пластиком», беззаботно болтая с внуками по смартфону.
rud@sb.by
Советская Белоруссия № 140 (25022). Суббота, 23 июля 2016