О роли Сталина в ВОВ

Культ и личность

Автор рубрики купил на ярмарке сувенир - магнит, посвященный Дню Победы, с портретом Сталина
Очередная жаркая дискуссия вспыхнула сразу после того, как один из авторов полемической рубрики похвастался свежим приобретением: на книжной ярмарке в Минске он купил сувенирный магнит, посвященный Дню Победы. Вроде ничего особенного, если бы половину этого изделия не украшал лик Иосифа Сталина — руководителя СССР в военный период. Человек, чья роль в войне получила, мягко говоря, неоднозначные оценки историков — недаром разоблачению культа его личности было посвящено главное решение ХХ съезда КПСС.


Один из спорщиков возмущен самим фактом продажи такой продукции накануне праздника Победы. Другой же считает, что угар разоблачительства уступает место восстановлению исторической справедливости. А что думают наши читатели? Ждем ваших мнений на площадке рубрики на сайте www.sb.by

Хватит грязи!


Я объясню тебе, Андрей, почему купил сувенирный магнит с портретом И.В.Сталина. В первую очередь это не новодельная реклама такого спорного явления, как сталинизм, а репродукция старого плаката конца 40–х годов. Считай, просто пример пропагандистско–агитационного искусства советских времен. Допустим, я всего лишь коллекционер подобных открыток, марок, плакатов, эстампов и пр. Тем самым твое недоумение, надеюсь, я развеял. Но это, конечно, неправда, я пока не коллекционирую образчики подобного творчества. Хотя уже подумываю... Слишком уж велико у некоторых граждан желание забыть, вычеркнуть, запамятовать советский агитпроп, который многие годы ассоциировался у миллионов людей с нашей победой. Не случайно, кстати, конкретно этот плакат был растиражирован в сотнях тысяч открыток. На самом деле мне охота, чтобы на память о таком внушительном юбилее, как 70–летие Победы, у меня остался не совсем обычный раритет. Советский плакат с портретом Сталина, по–моему, как раз такая вещь.

Тут дело вот в чем. Как бы кто ни относился к личности Иосифа Виссарионовича, как бы кто ни судил его за довоенную волну репрессий и послевоенное «дело врачей», никуда не денешься от того факта, что человек на плакате всю войну был Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Советского Союза. Если бы им был, допустим, адмирал Иванов или генерал Сидоров, мы бы сейчас связывали Победу с именами этих людей. Точно так же, как связываем оборону Севастополя с именем Нахимова или победу над Наполеоном — с главнокомандующим Кутузовым.

У меня дома стоят на полке 12 томов фундаментального труда историков брежневских времен — «Великая Отечественная война Советского Союза». Какую страницу ни открой — везде «Сталин приказал...» и «Верховный распорядился...». Может, он и сам не особо радовался свалившейся на него гигантской ответственности, тем не менее всю войну вынужден был принимать решения, от которых зависела судьба страны. Уже одно это заслуживает уважения и увековечивания. Я не говорю, что необходимо немедленно восстановить памятники Сталину и внести его обратно в Мавзолей, но также не понимаю истерики, в которую впадают отдельные товарищи, узнав, что портреты вождя продаются в центре Минска. Считаю, эта весна — самое лучшее время, чтобы честно вспомнить о роли Сталина в достижении Победы и воздать ему должное.

Да, было жестокое раскулачивание. Были сомнительные судилища. Но разве 9 Мая мы станем отмечать годовщину коллективизации? Разве это день памяти жертв индустриализации или строительства Беломорканала? Мы будем праздновать День Победы, и тут роль человека, управлявшего армией и страной в военные годы, умалять нельзя. Если бы речь шла о всемирном дне репрессий, можно было бы поспорить. Но такого дня нет, а Сталин никем официально (кроме нескольких писателей и публицистов) не был назван преступником. Даже знаменитый ХХ съезд партии осудил культ личности Сталина, однако его самого вовсе не объявил вне закона. Такие столпы демократии, как Черчилль и Рузвельт, отзывались в годы войны о своем советском коллеге с большим уважением. Почему бы не следовать их примеру? Зачем сейчас (точнее, последние 25 лет) хулить человека, с чьим именем на устах сражались и погибали наши предки? По-моему, именно в Великой Отечественной войне нужен был человек–символ, ради которого стоило подниматься в атаку. Напомню, что в предыдущих войнах таким же духоподъемным знаком служило имя царя вместе с верой и Отечеством.

Почему–то я не слышал ни одного плохого слова о Сталине от своего деда–фронтовика. А ведь его тоже не минули своего рода репрессии: после выхода из окружения под Вязьмой дед полгода провел в фильтрационном лагере в Горьком. Проходил спецпроверку: не завербован ли немцами? Однако считал, что в то время это было справедливой необходимостью — примерно на каждых 50 окруженцев обязательно находился хотя бы один предатель. Не трус, не дезертир, а человек, имевший конкретное разведывательное задание от абвера. И если бы не драконовские меры НКВД, неизвестно, сколько бы таких разведчиков оказалось в действующей армии. Проверку прошел, отправился дальше воевать, в его личном деле это никак не отразилось, а обиду имел только на разоблачителя Хрущева — за то, что тот радикально сократил армию...

У нас в Минске есть проспект Жукова, чью роль в Победе тоже не раз пытались умалить и очернить. Пока не вышло. Так можем ли мы сейчас не доверять авторитету этого полководца, который так сказал о Сталине: он «...внес большой личный вклад в дело завоевания победы над фашистской Германией и ее союзниками. Авторитет его был чрезвычайно велик, и поэтому назначение И.В.Сталина Верховным главнокомандующим было воспринято народом и войсками с воодушевлением».

Жукову вторит писатель Михаил Шолохов, сказавший в дни 25–летия Победы в интервью «Комсомольской правде»: «Нельзя оглуплять и принижать деятельность Сталина в тот период. Во–первых, это нечестно, а во–вторых, вредно для страны, для советских людей, и не потому, что победителей не судят, а прежде всего потому, что «ниспровержение» не отвечает истине».

Надо ли что–то добавлять?

rud@sb.by

У Победы — другое имя


Подозреваю, магнитик с портретиком Сталина красуется у тебя на холодильнике, а не в красном углу комнаты. Однако лики героев, кумиров, почитаемых деятелей не цепляют к электрокладовке для колбасы. Получается, что твой сувенир — такая же легкомысленная блажь, как знаменитое высказывание школьницы из Сибири? «Про Сталина, что вам сказать — он был эффективный менеджер», — так заявила почти 9 лет назад в беседе с сотрудницей общества «Мемориал» девушка, у которой вообще-то в 30-е годы были репрессированы и отправлены на мучения дедушка и бабушка. Но ты–то человек эрудированный! Неужели не знаешь, что решения, указания, приказы «вождя всех народов» привели не только к успешным действиям на фронтах Великой Отечественной (хотя и тут надо анализировать, кто из командующих какие идеи подбрасывал Генералиссимусу), но и к трагедии 1941–го?

Как известно, у победы много отцов, а поражение всегда сирота. Поэтому и не вписываются в мифологию нынешних поклонников Иосифа Виссарионовича, в перезагруженную версию Сталина–победоносца роковые, недальновидные действия диктатора и его окружения. Думаю, в 30–е годы в ставке Гитлера аплодировали репрессиям, выкосившим из рядов Красной Армии талантливых стратегов, полководцев.

В 1937 году осуждена и расстреляна по ложному обвинению в попытке военного переворота группа высокопоставленных командиров РККА. Среди них — Михаил Тухачевский. За «контрреволюционные преступления» были осуждены тысячи командиров и красноармейцев. В 1936 году репрессированных в Красной Армии насчитывалось 925, в 1937–м — 4.079, в 1938–м — 3.132, в 1939–м — 1.099 и в 1940–м — 1.603 человека. По данным архива Военной коллегии Верховного суда СССР, к высшей мере наказания в 1938 году были приговорены 52 военных, в 1939–м — 112 и в 1940–м — 528. Уже в период войны по обвинениям в контрреволюционных преступлениях был арестован 21 генерал.

Кто виновен в том, что агрессия гитлеровцев стала для Советского Союза «вероломным нападением»? Кто до самого утра 22 июня 1941–го не хотел верить сведениям перебежчиков и разведчиков? На ком лежит ответственность за миллионы красноармейцев и командиров, попавших в немецкий плен в первые месяцы войны? За мирных граждан, оставленных на съедение палачам? На все эти вопросы ответ один – Сталин. Потому что он был главным в СССР! А власть – это не только звезда генералиссимуса (кстати, очень скромное звание – настоящий большевик), власть это и ответственность.

Иосиф Виссарионович, как ты правильно заметил, принимал единоличные решения чуть ли не во всех сферах жизни огромной страны. Особый, дикий стиль правления, авторитарное руководство, маниакальная подозрительность, подбор кадров не по принципу профессионализма, а по проявлениям личной преданности привели к тому, что к войне с нацизмом РККА подошла неподготовленной. Как констатирует историк Михаил Поликарпов, «вся армия в 30–е годы, ввиду слабости экономики СССР, оснащалась по принципу «числом поболее, ценою подешевле». РККА была очень плохо механизирована, ощущался дефицит опытных командных кадров. В результате за ошибки руководителей во главе с «самым мудрым» из них расплачивались своей кровью солдаты и мирные жители, оказавшиеся беззащитными перед стервятниками люфтваффе и танковыми армадами Гудериана. Именно в слабой подготовке к войне, в запоздалом и далеком от реальных условий плане прикрытия госграницы — причина катастрофы Западного фронта. Однако «козлом отпущения» в Кремле сделали командующего войсками генерала армии Дмитрия Павлова... И это — лишь один из примеров бездарности сталинского руководства. И отвечать за грубейшие просчеты, хотя бы перед судом истории, должен в первую очередь Иосиф Сталин. Вместе с Молотовым, Ворошиловым, Ждановым, Хрущевым, Кагановичем и остальной бригадой. Нет, все они получили Героев! 

Сталин – государственный деятель, который, на мой взгляд, просто не достоин быть символом Победы, что бы там сегодня ни заявляли фальсификаторы, простившие (либо одобряющие) сталинский геноцид собственного народа, ГУЛАГ, сговор с Гитлером накануне Второй мировой войны и многие другие преступления.

В России дело не ограничивается магнитиками. «Вечно вчерашние» предлагают, к примеру, открывать музеи имени Сталина. Но хорошо, что далеко не все в «верхах» соседней страны с этими инициативами согласны. «Я вообще категорически против позиции, которая оправдывает открытие музеев, посвященных тем или иным историческим деятелям, независимо от того, какую они сыграли роль в судьбе страны, — комментирует историк, член Общественной палаты РФ Николай Сванидзе. — Что значит «несмотря»? Ну давайте откроем музей Малюты Скуратова. Давайте возьмем любого упыря, который мучил людей: кто сотнями, кто тысячами, кто миллионами — и откроем им музеи. А тех, кто больше людей замучил, будем изображать более крупными, масштабными государственными деятелями. Так, что ли? Это подход, совершенно не имеющий отношения к реальности и реальному изучению собственной истории. Надо все–таки отличать людей, которые способствовали развитию страны, от людей, которые способствовали ее уничтожению. Даже если они занимали очень высокие посты. Не всем в собственной истории стоит гордиться».

Пойми, Роман, магнитики, плакаты и прочие аксессуары с портретом Сталина — лишь дань конъюнктуре. А у Победы над нацизмом много других, настоящих символов. Много мужественных лиц, честных имен и фамилий, объединенных в одно понятие — народ.

spetsnaz@sb.by

Советская Белоруссия № 78 (24708). Суббота, 25 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter