Стоит ли смотреть современное кино о войне?

Фронт за линией титров

Канун 70–летия Победы радует кинопремьерами на тему войны. Только–только в Беларуси стартовал показ картины «Битва за Севастополь», снятой по мотивам военной судьбы женщины–снайпера, как на подходе еще одна новинка — ремейк знаменитого фильма «А зори здесь тихие...» о схватке девушек–зенитчиц с нацистскими диверсантами. Собственно, нынешний спор завязался вокруг первого из них. Оказалось, оба автора «Спор–площадки» не смотрели «Битву за Севастополь», но если один твердо решил оценить новинку, то второй наотрез отказывается идти в кинотеатр. Почему? 



Свои доводы журналисты изложили ниже. Мы же предлагаем читателям присоединиться к этому разговору. Действительно ли кинематограф уже достаточно высказался на тему войны и сейчас идут лишь спекулятивные перепевы старой темы? Правда ли, что советское кинонаследие на голову выше современных военных фильмов? Насколько велик интерес к этой теме у нынешнего зрителя? Высказывайте свои мнения в рубрике «Спор–площадка» на сайте www.sb.by


Факты вместо спецэффектов


Реклама у новых фильмов о войне броская, а трейлеры картин, размещенные в интернете, — динамичные, эффектные. Однако пусть кассовые сборы байопика «Битва за Севастополь» и новой киноверсии повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» обойдутся без моего трудового рубля. Зачем испытывать чувство дежавю, созерцая пусть и добротное, но совсем не великое кино, если на дисках и киносайтах — десятки военных лент, снятых в советское время? Сделанных с душой, людьми, нюхавшими порох и хлебнувшими на фронте горя, профессионалами, которые преодолевали цензуру мощью таланта.

Да, сейчас творческой свободы несоизмеримо больше, средства на съемки государством и бизнесом выделяются огромные, но нынешнее «датское» (потому как к юбилейной дате снято) кино как–то мало цепляет. Сравни, Роман, для интереса два трейлера — столь тобой ожидаемого ремейка «А зори здесь тихие...» режиссера Рената Давлетьярова и классического черно–белого фильма Станислава Ростоцкого. Современные спецэффекты забываются мгновенно. А вот кадры из 1972 года вызывают слезы.

Не спешу, конечно, с окончательными выводами, я же не кинопират и фильма Давлетьярова пока не видел, но опасаюсь, что именно из–за голливудских штампов из легендарной истории исчезнет теплота и та самая едва уловимая мелодия человеческой души, которой так отличается вариант Ростоцкого. Да и посмотри, как примитивно завлекают на картину, между прочим, военно–патриотическую, молодого зрителя. Налетай, ребята! В знаменитой сцене в бане актрисы будут теперь сниматься обнаженными! «Все будет, как в жизни, а в жизни мы обычно в бане голые», — гарантирует одна из актрис.

 Точно так же вызывает у меня вопросы, пусть и мимолетная, интимная сцена в «Битве за Севастополь». В советских военных лентах доля эротики 0,1 процента, зато их можно показывать детям (фильм Давлетьярова, кстати, помечен значком +12). Кого, Роман, легче оболванить неонацистскими бреднями, сказками о добрых оккупантах? Того, кто впервые увидел кино о подвиге, трагедии народа еще до школы, или того, кто узнал о героическом снайпере Людмиле Павличенко и боях за город моряков под хруст попкорна в обнимку с невестой? Ответ очевиден.

«Летят журавли», «Судьба человека», «Аты–баты шли солдаты», «А зори здесь тихие...», «Белорусский вокзал», «Отец солдата», «Они сражались за Родину», «В бой идут одни «старики» и многие–многие другие старые фильмы щемят сердце и бередят душу. А сейчас кинематографисты ради прибыли и конъюнктуры (бюджеты, повторюсь, наверняка «выбивают» к юбилеям) идут на поводу у зрителя, который меньше всего хочет тяжко задумываться и глубоко страдать в свой уик–энд. Вот отсюда и постельные сцены, и «новаторская» версия сцены в бане, и крепкие словечки с солеными шуточками.

Ради раскрутки проекта все средства хороши. Самое испытанное оружие — участие в новых военных фильмах звезд сериалов. Поверь, как поклонники, так и противники Евгения Цыганова пошли на «Битву за Севастополь» не из интереса к истории Великой Отечественной, а любопытства ради. Интересно им, с тем же самым невозмутимым лицом плейбоя из «Оттепели» и валютчика из «Фарцы» «сражается за Родину» любимый актер или все–таки другие эмоции проявляет? А какой получился боец Галя Четвертак из Кристины Асмус, набившей оскомину в «Интернах» и другом фастфуде комедийного жанра? Не разочароваться бы...

И на драму «Батальонъ» о женщинах на Первой мировой войне, к слову, многие билетики покупали с весьма примитивной целью: поглазеть на стриженную наголо Аллочку из «Универа» — Марию Кожевникову.

Но главная причина моего скепсиса — всякому заметный кризис идей в современном кино. Советскими режиссерами о войне сказано все или практически все, а нынешние творцы явно не того калибра, вот и снимают «датские» ремейки, выдавая за новое, более глубокое осмысление литературного материала.

Давай–ка посмотрим, на каком не очень–то здоровом фоне проходят нынче сеансы «Битвы за Севастополь» и ожидается давлетьяровская премьера. По нынешним беспокойным временам, конечно, хорошо, что съемочную группу фильма о Людмиле Павличенко и в России, и в Украине встречают одинаково — овациями. Но ведь стали все–таки радикалы растаскивать победу над гитлеризмом по своим национальным «хатам», не удержались! Даже то, что у одной ленты два названия (в украинском прокате — «Незламна») о многом говорит. Ну как сосредоточиться киноману на сюжете, если дискуссия вокруг ленты сводится не к художественным нюансам, а к провокационному вопросу: «Какого народа героиней считать Павличенко — русского, советского или украинского?»

Вся эта нездоровая шумиха отторгает меня от шумных премьер. Вместо посещения сеансов лучше почитаю мемуары полководцев, в очередной раз пойду в музей истории Великой Отечественной войны, затем посмотрю документальный телефильм «Штурм Берлина. В логове зверя». В архивных документах, воспоминаниях ветеранов гораздо больше правды о трагедии всего человечества. Почерпну новые знания и поделюсь с детьми. Чтобы запомнили не спецэффекты, а факты...

Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ

spetsnaz@sb.by


Залпы по беспамятству


В отличие от тебя, Андрей, я, наоборот, с удовольствием пойду на «Битву за Севастополь». Потом с нетерпением дождусь новых «тихих зорь» и тоже схожу. Если снимут очередной фильм на избитую, как тебе кажется, тему войны, обязательно и его посмотрю. Потому что каждая такая картина добавляет новый штришок на полотно моих представлений о том времени. Ты не прав, уверяя, будто все уже сказано советским кинематографом: в наше время режиссеры пытаются разрабатывать глубокие темы, до которых не дошли руки у предыдущих поколений киношников. Или же им не хватило технических (и финансовых) средств, чтобы изобразить масштабные, эпические сражения вроде обороны Брестской крепости.

К примеру, говорят, что «Битва за Севастополь» — не столько о защите этого города, сколько о судьбе женщины на войне. «А зори здесь тихие...» — кричащий рассказ, раскрывающий ту же тему. Значит, она была недостаточно исследована, слабо раскрыта в те времена, когда основными героями фильмов были мужики – храбрые солдаты и партизаны, а вот про женское лицо войны припоминаются лишь «В небе ночные ведьмы» да те же подопечные старшины Васкова. Сегодня кинематограф заполняет прорехи нашей памяти, пытается воссоздать малоизвестные стороны войны, отдать дань неупомянутым и забытым. Ему за это надо спасибо сказать, а не хаять и упрекать продюсеров в конъюнктуре. К тому же работы здесь, несмотря на твой скепсис, непочатый край.

Вот сняли, например, сериал «Охота на гауляйтера». Скажешь, история покушения на Вильгельма Кубе и без того хорошо известна? Мол, и смотреть нечего? А вот тебе отзывы молодых российских зрителей, принявших картину восторженно:

«Очень хороший сериал, молодцы белорусы. Такие проблемы войны в фильме подняли, о которых не каждый и задумывался. Не агитка советская и не современный бред в голливудском стиле. Просто реальный ужас войны».

«Впервые за много лет показали, как по–настоящему жили люди под немецкой оккупацией, а не только как сражались и воевали... В советское время показывали только одних героев. А тут показана жизнь, реальная жизнь, как обычный человек мог выжить в тяжелых условиях».

«Достойный сериал о войне с горькой правдой жизни. Тут действительно сложно отрицать серьезную работу сценаристов, которым пришлось в рамках одного исторического факта пересмотреть огромное количество информации, предположений, воспоминаний и попытаться объединить разные версии устранения гауляйтера, связав судьбы персонажей еще сильнее, чем это было на самом деле».

Казалось бы, еще в 1958 году вышла картина «Часы остановились в полночь», где все уже сказано о ликвидации Кубе, а вот, поди ж ты, для нового поколения это своего рода открытие, и современный взгляд на этот исторический факт не кажется молодым людям скучным, пустым и ненужным...

Говоришь, все уже сказано? А где фильм «Москва — Берлин»? Я бы обязательно снял трагическую историю про поезд с советскими гражданами, который пересек границу с Германией за несколько часов до ее нападения на СССР. А где кино о Федоре Крыловиче — исполнителе крупнейшей в истории войны железнодорожной диверсии? Один человек подорвал 65 вагонов с боеприпасами и уничтожил 8 танков, а у нас ничего художественного об этом не сказано. Наконец, где кинематографическое изложение грандиознейшей битвы под Сенно, которую многие историки считают крупнейшим танковым сражением на Восточном фронте? Да я и о блокадном Ленинграде еще не видел ни одного толкового фильма, не считая эпопеи 40–летней давности...

В общем, повторюсь, военная тема по количеству еще не снятых картин — поле непаханное, несмотря на прошедшие 70 лет.

Ты справедливо подчеркиваешь ценность черно–белых киношедевров, но забываешь о том, что с молодежью надо говорить на ее языке. Даже о войне. То есть, скорее всего, — о ней. Ведь самый правдивый документальный материал, самая пронзительная история не привлекут внимания молодых, если не будут переведены в формат яркого, масштабного, максимально реалистичного зрелища. Нынешние технологии позволяют воссоздать артналеты и бомбежки так, что по коже бегут мурашки от ужаса, и этот визуально–осязательный эффект гораздо доходчивее, чем мемуары очевидца. И я очень рад, что сегодня темой такого зрелища киношники выбирают события военных лет, а не бандитские разборки в стиле 90–х или биографии нуворишей. Еще более доволен, что молодежь расхватывает билеты именно на наше историческое кино, а не воротит от него нос в пользу голливудских блокбастеров.

Ты винишь режиссеров в желании подзаработать на юбилейной волне... А мне, признаюсь, все равно, по каким мотивам был снят фильм, если он получился удачным, зрелищным и правдивым. Коммерческий интерес, круглая дата, государственный заказ... Да какая разница? Главное, что такое кино востребованно. Иначе бы никто не пытался на нем заработать и никакое самое грозное административное указание не загнало бы народ в кинотеатры. Мне важнее, что каждый военный фильм — еще один патрон для залпа по беспамятству. Лишь бы не пустела эта обойма...

Роман РУДЬ

rud@sb.by

Советская Белоруссия № 74 (24704). Суббота, 18 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter