Хор Сретенского монастыря впервые едет на «Славянский базар в Витебске»

Мы не поем «нарядные» песни

В хоре всего 24 певца, но все они — выпускники ведущих московских музыкальных вузов. За несколько лет Хор Сретенского монастыря успел прогреметь во всем мире — выступления в Париже, Ватикане, Нью–Йорке, Вашингтоне, Берлине, Лондоне и Сиднее стали поистине триумфальными.


Александр Амерханов: Коллектив у нас очень сплоченный - мы дружим семьями, вместе крестим детей, вместе встречаем праздники. Фото: Татьяна Хорошилова/ РГ

И вот первая поездка на «Славянский базар в Витебске», где хор выступит на концертах открытия фестиваля и Дне Союзного государства.

Сегодняшний гость «СОЮЗа» — композитор и аранжировщик хора Александр Амерханов.

Александр Амерханов— Александр Викторович, как вы пришли в коллектив?

— Я был принят во второй класс Московского Государственного хорового училища имени Свешникова. После полутора лет учебы в обычной школе хоровое училище показалось мне другой планетой: вместо типового здания — дореволюционный особняк с чугунными лестницами и лепниной на потолках. Вместо шумных классов — уютные камерные аудитории, небольшое количество учеников. И никаких девчонок, чисто мужской коллектив! По окончании училища поступил в академию, образованную на базе хорового училища в 1991 году, потом — в аспирантуру.

В 16 лет впервые спел в церковном хоре: мой одноклассник Митя Корчак попросил подменить его во Всесвятском храме на Соколе. Я приглянулся регенту. Певцом Хора Сретенского монастыря стал в 1999 году.

— Каким запомнили тот хор?

— Он был достаточно возрастной. Тогда отец Тихон поехал в Троице–Сергиеву лавру к архимандриту Матфею (Мормылю), знатоку церковного пения, с просьбой порекомендовать хорошего регента. О. Матфей рекомендовал иеромонаха Амвросия (Ермакова), который с радостью перешел в Сретенскую обитель. Амвросий начал активно омолаживать состав, но светской деятельностью хора он тяготился. Концертной деятельностью мы стали заниматься с нынешним руководителем хора Никоном Жилой.

— Как рождаются новые программы?

— Хор высокопрофессиональный и очень мобильный в освоении нового репертуара: быстро прочитали ноты, быстро выучили.

— Как успеваете и служить, и выступать?

— В последние годы у нас бывало по 18–20 концертов в месяц, и это помимо служб! Постоянный цейтнот!

— В чем, по–вашему, уникальность хора?

— Есть такое расхожее выражение: «кадры решают все». Помимо высокопрофессиональных певцов, солистов, аранжировщиков, деятельной административной линии у нас есть особые «скрепы». Во–первых, все мы люди воцерковленные. Во–вторых, коллектив у нас очень молодой, работоспособный, выносливый, если хотите. И в–третьих, мы очень дружны. Дружим семьями, вместе крестим детей, вместе встречаем праздники. Поверьте, мне есть с чем сравнивать. Я работал и с другими коллективами.

— Репертуар хора на Рождественском фестивале, который проводит обладатель ордена Франциска Скорины Владимир Спиваков и в котором вы ежегодно участвуете, состоял однажды сплошь из ваших композиций.

— Рождественский фестиваль — это всегда особая мотивация для нас. Каждый год мы делаем новую программу, стараемся побаловать чем–нибудь наших слушателей. Разряжаем концертный график и репетируем. Я взялся за эту большую работу не только оттого, что эта музыка мне интересна. С творениями Дилецкого, Титова, Бортнянского связаны воспоминания музыкального детства, первые личные робкие композиционные опыты, первые мысли о твердом следовании музыкальной дорожкой в дальнейшей жизни.

Что касается переложений со смешанного состава на однородный, эта работа в некотором смысле механическая, однако требующая большого хормейстерского опыта, дабы переложение получилось сообразно замыслу композитора, чтобы оно было удобно для исполнения, учитывало уровень мастерства конкретного коллектива. Например, если бы я делал переложение для хора Сретенской духовной семинарии, которым я руковожу с 2006 года, то это было бы немного другое, отличное от того, которые я делаю для профессионального хора.

— А разве русское барокко близко отцу Тихону?

— Придворная, нарядная музыка ему не близка. Как–то на службе рискнули спеть концерт Дегтярева — и получили взыскание от отца Тихона.

— У Хора Сретенского монастыря последний диск «Любимых песен» вышел с дореволюционными текстами. Кому пришла идея?

— Отец Тихон как–то рассказал, что ему известны песни, которые исполнялись раньше с другими текстами. Мы стали разбираться. Выяснилось, что таких песен не так много. И это интересно не только с музыкальной, но и с исторической точки зрения. На концертах, перед исполнением этих песен, мы немного рассказываем об их истории.

— Вы работаете не только с мужским Хором Сретенского монастыря, но и со студенческим. Поете ли совместно?

— К сожалению, очень редко. Причина — слишком мало места в храме. Но это будет возможно, когда в 2017 году будет построен новый просторный храм. Антифонное пение — это же так величественно и торжественно!

— Рядом с Владимирским собором Сретенского монастыря возводится новый храм, где богослужение будет проходить на открытом воздухе. Пока же вы участвуете в богослужениях в старом храме. Какая акустика в нынешнем храме?

— Прекрасная. Владимирский собор возведен в XVII веке, прекрасно сохранился. В верхней части храма, в стене над иконостасом, есть голосники — специальные полые отверстия. Эти древние акустические приспособления здорово «вытаскивают» высокие частоты. Это хорошее подспорье для семинарского хора, где частенько дефицит теноров.

— Баритонов и басов достаточно?

— Достаточно! Но для меня, как регента студенческого хора, важнее всего вовлечь как можно больше студентов в богослужебно–музыкальный процесс, порой в ущерб сбалансированности состава.

— Пополняется Хор Сретенского монастыря из студенческого?


— Большой хор преимущественно пополняется из среды профессионалов и выпускников музыкальных вузов. Студенческий же хор — непрофессиональный, его певцы — это будущие священники. Но самые голосистые и музыкально грамотные семинаристы наряду с профессионалами не только поют на службах, но и частенько выезжают на гастроли.

— Вы не раз выступали в «Крокус Сити Холле». К сожалению, сорвался концерт «Голоса вселенского православия»?

— Изначально программа этого концерта должна была объединить выступления трех хоров — Хора Сретенского монастыря, грузинского Патриаршего хора и Государственного академического хора им. Г. Веревки из Киева. Однако напряженный гастрольный график грузинского хора, а также печальные события на Украине не дали воплотить в жизнь этот яркий проект. Жаль...

Оставшись в одиночестве, мы долго думали, как «склеить» фабулу выступления. Ведь площадка серьезная, заставляющая выносить на сцену что–то новое и необычное. Энергетика в «Крокусе» ни с чем не сравнимая. И нами были найдены нужные музыкальные и сценические решения. Тогда в хоре прошел боевое крещение белорус Сергей Волчков, победитель телепроекта «Голос».

— В январе этого года прошли незабываемые концерты по книге о. Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», собравшие 12 тысяч зрителей, а в честь 70–летия Победы хор дал концерт вместе с ансамблем «Россия», саундтрек которого к фильму « Отель «Гранд Будапешт» получил «Оскара».

— 19 и 20 октября в «Крокус Сити» по многочисленным просьбам зрителей пройдет повтор литературно–музыкальной композиции по книге архимандрита Тихона «Несвятые святые».

— Кто вас пригласил на «Славянский базар в Витебске»?

— Директор фестиваля Александр Сидоренко.

— Какие песни прозвучат?

— Любимые песни. «Ах, ты степь широкая», «Не для меня придет весна», «Любо, братцы, любо», песни военных лет, такие как «Враги сожгли родную хату», «Эх, дороги», популярные и всеми любимые романсы «Белой акации гроздья душистые», «Утро туманное», вальс начала ХХ века «На сопках Маньчжурии».

— Это первая ваша поездка в Беларусь?

— Мы уже выступали в этом году в Минске. Нас очень тепло встречали. Результатом этого выступления и стало приглашение на «Славянский базар».

Автор публикации: Татьяна ХОРОШИЛОВА, sh@rg.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter