Александр Амерханов: Коллектив у нас очень сплоченный - мы дружим семьями, вместе крестим детей, вместе встречаем праздники. Фото: Татьяна Хорошилова/ РГ
И вот первая поездка на «Славянский базар в Витебске», где хор выступит на концертах открытия фестиваля и Дне Союзного государства.
Сегодняшний гость «СОЮЗа» — композитор и аранжировщик хора Александр Амерханов.
— Александр Викторович, как вы пришли в коллектив?
— Я был принят во второй класс Московского Государственного хорового училища имени Свешникова. После полутора лет учебы в обычной школе хоровое училище показалось мне другой планетой: вместо типового здания — дореволюционный особняк с чугунными лестницами и лепниной на потолках. Вместо шумных классов — уютные камерные аудитории, небольшое количество учеников. И никаких девчонок, чисто мужской коллектив! По окончании училища поступил в академию, образованную на базе хорового училища в 1991 году, потом — в аспирантуру.
В 16 лет впервые спел в церковном хоре: мой одноклассник Митя Корчак попросил подменить его во Всесвятском храме на Соколе. Я приглянулся регенту. Певцом Хора Сретенского монастыря стал в 1999 году.
— Каким запомнили тот хор?
— Он был достаточно возрастной. Тогда отец Тихон поехал в Троице–Сергиеву лавру к архимандриту Матфею (Мормылю), знатоку церковного пения, с просьбой порекомендовать хорошего регента. О. Матфей рекомендовал иеромонаха Амвросия (Ермакова), который с радостью перешел в Сретенскую обитель. Амвросий начал активно омолаживать состав, но светской деятельностью хора он тяготился. Концертной деятельностью мы стали заниматься с нынешним руководителем хора Никоном Жилой.
— Как рождаются новые программы?
— Хор высокопрофессиональный и очень мобильный в освоении нового репертуара: быстро прочитали ноты, быстро выучили.
— Как успеваете и служить, и выступать?
— В последние годы у нас бывало по 18–20 концертов в месяц, и это помимо служб! Постоянный цейтнот!
— В чем, по–вашему, уникальность хора?
— Есть такое расхожее выражение: «кадры решают все». Помимо высокопрофессиональных певцов, солистов, аранжировщиков, деятельной административной линии у нас есть особые «скрепы». Во–первых, все мы люди воцерковленные. Во–вторых, коллектив у нас очень молодой, работоспособный, выносливый, если хотите. И в–третьих, мы очень дружны. Дружим семьями, вместе крестим детей, вместе встречаем праздники. Поверьте, мне есть с чем сравнивать. Я работал и с другими коллективами.
— Репертуар хора на Рождественском фестивале, который проводит обладатель ордена Франциска Скорины Владимир Спиваков и в котором вы ежегодно участвуете, состоял однажды сплошь из ваших композиций.
— Рождественский фестиваль — это всегда особая мотивация для нас. Каждый год мы делаем новую программу, стараемся побаловать чем–нибудь наших слушателей. Разряжаем концертный график и репетируем. Я взялся за эту большую работу не только оттого, что эта музыка мне интересна. С творениями Дилецкого, Титова, Бортнянского связаны воспоминания музыкального детства, первые личные робкие композиционные опыты, первые мысли о твердом следовании музыкальной дорожкой в дальнейшей жизни.
Что касается переложений со смешанного состава на однородный, эта работа в некотором смысле механическая, однако требующая большого хормейстерского опыта, дабы переложение получилось сообразно замыслу композитора, чтобы оно было удобно для исполнения, учитывало уровень мастерства конкретного коллектива. Например, если бы я делал переложение для хора Сретенской духовной семинарии, которым я руковожу с 2006 года, то это было бы немного другое, отличное от того, которые я делаю для профессионального хора.
— А разве русское барокко близко отцу Тихону?
— Придворная, нарядная музыка ему не близка. Как–то на службе рискнули спеть концерт Дегтярева — и получили взыскание от отца Тихона.
— У Хора Сретенского монастыря последний диск «Любимых песен» вышел с дореволюционными текстами. Кому пришла идея?
— Отец Тихон как–то рассказал, что ему известны песни, которые исполнялись раньше с другими текстами. Мы стали разбираться. Выяснилось, что таких песен не так много. И это интересно не только с музыкальной, но и с исторической точки зрения. На концертах, перед исполнением этих песен, мы немного рассказываем об их истории.
— Вы работаете не только с мужским Хором Сретенского монастыря, но и со студенческим. Поете ли совместно?
— К сожалению, очень редко. Причина — слишком мало места в храме. Но это будет возможно, когда в 2017 году будет построен новый просторный храм. Антифонное пение — это же так величественно и торжественно!
— Рядом с Владимирским собором Сретенского монастыря возводится новый храм, где богослужение будет проходить на открытом воздухе. Пока же вы участвуете в богослужениях в старом храме. Какая акустика в нынешнем храме?
— Прекрасная. Владимирский собор возведен в XVII веке, прекрасно сохранился. В верхней части храма, в стене над иконостасом, есть голосники — специальные полые отверстия. Эти древние акустические приспособления здорово «вытаскивают» высокие частоты. Это хорошее подспорье для семинарского хора, где частенько дефицит теноров.
— Баритонов и басов достаточно?
— Достаточно! Но для меня, как регента студенческого хора, важнее всего вовлечь как можно больше студентов в богослужебно–музыкальный процесс, порой в ущерб сбалансированности состава.
— Пополняется Хор Сретенского монастыря из студенческого?
— Большой хор преимущественно пополняется из среды профессионалов и выпускников музыкальных вузов. Студенческий же хор — непрофессиональный, его певцы — это будущие священники. Но самые голосистые и музыкально грамотные семинаристы наряду с профессионалами не только поют на службах, но и частенько выезжают на гастроли.
— Вы не раз выступали в «Крокус Сити Холле». К сожалению, сорвался концерт «Голоса вселенского православия»?
— Изначально программа этого концерта должна была объединить выступления трех хоров — Хора Сретенского монастыря, грузинского Патриаршего хора и Государственного академического хора им. Г. Веревки из Киева. Однако напряженный гастрольный график грузинского хора, а также печальные события на Украине не дали воплотить в жизнь этот яркий проект. Жаль...
Оставшись в одиночестве, мы долго думали, как «склеить» фабулу выступления. Ведь площадка серьезная, заставляющая выносить на сцену что–то новое и необычное. Энергетика в «Крокусе» ни с чем не сравнимая. И нами были найдены нужные музыкальные и сценические решения. Тогда в хоре прошел боевое крещение белорус Сергей Волчков, победитель телепроекта «Голос».
— В январе этого года прошли незабываемые концерты по книге о. Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», собравшие 12 тысяч зрителей, а в честь 70–летия Победы хор дал концерт вместе с ансамблем «Россия», саундтрек которого к фильму « Отель «Гранд Будапешт» получил «Оскара».
— 19 и 20 октября в «Крокус Сити» по многочисленным просьбам зрителей пройдет повтор литературно–музыкальной композиции по книге архимандрита Тихона «Несвятые святые».
— Кто вас пригласил на «Славянский базар в Витебске»?
— Директор фестиваля Александр Сидоренко.
— Какие песни прозвучат?
— Любимые песни. «Ах, ты степь широкая», «Не для меня придет весна», «Любо, братцы, любо», песни военных лет, такие как «Враги сожгли родную хату», «Эх, дороги», популярные и всеми любимые романсы «Белой акации гроздья душистые», «Утро туманное», вальс начала ХХ века «На сопках Маньчжурии».
— Это первая ваша поездка в Беларусь?
— Мы уже выступали в этом году в Минске. Нас очень тепло встречали. Результатом этого выступления и стало приглашение на «Славянский базар».
Автор публикации: Татьяна ХОРОШИЛОВА, sh@rg.ru