Тимофей Прокопенко: Большую роль в моей жизни сыграла учительница по русскому языку и литературе Лариса Александровна Сеноженская, которая готовит меня к олимпиадам.
Фото: Александр Ружечка
— Тимофей, победа в Смоленске стала для тебя неожиданностью?
Фото: Александр Ружечка
— Да. Хотя я участвую в олимпиадах Союзного государства уже второй раз.
— Что оказалось самым сложным и самым интересным?
— Олимпиада была посвящена 70–летию освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков и 70–летию Великой Победы, и я выбрал стихотворение Евгения Евтушенко «Хотят ли русские войны?». Мне было интересно рассмотреть это произведение с лингвистической точки зрения, какие художественные средства использовал поэт. А также то, что оно написано в пик «холодной войны». Считаю, Евтушенко показал в этом стихотворении душу народа.
— Какие мысли вызывают у тебя памятные даты, которым посвящена олимпиада?
— Мои прадедушки участвовали в Великой Отечественной войне, дедушки стали военными и рассказывали о тех событиях. И я, когда готовился к олимпиаде, много читал о войне, важнейших операциях, военачальниках. Гитлеровская армия была очень подготовленная, планировала захватить Советский Союз за два месяца. Но война растянулась на четыре года и завершилась победой отнюдь не гитлеровских захватчиков. В этом вижу проявление внутренней силы нашего народа.
Когда мне было 4–5 лет, родители брали меня вместе с братом и сестрой на парады, посвященные Великой Победе. Мы рассматривали военные машины, танки. Тогда война ассоциировалась не с трагедией, а с мощью страны. Со временем, конечно, мои представления стали значительно шире.
— Беларусь освобождали представители всех народов России. Сейчас мы снова вместе — в Союзном государстве. Что оно для тебя значит?
— Это общие исторические и культурные корни, общий язык. Мой дедушка, например, из Краснодара. Для меня Союз Беларуси и России — это и сама олимпиада, где я могу пообщаться со сверстниками, обсудить разные вопросы. И еще нас объединяет русская литература: Чехов, Бунин, Куприн, Паустовский... Благодаря ей я постигаю мир.
— И русский народ тоже?
— Знаете, я не вижу существенной разницы в менталитете русского и белорусского народов. И загадочная русская душа, которую так пытаются постичь иностранцы, родственна нам.
— Давай вернемся к олимпиаде. Программы обучения в белорусских и российских школах сегодня несколько отличаются. Это не мешало?
— Думаю, россиянам было сложнее. Например, рассказать и проанализировать стихотворение Янки Купалы. Им было достаточно сложно с белорусским языком справиться. А русскую литературу и язык мы проходим примерно в одном объеме.
— Что особенно запомнилось?
— Познакомился с девушкой, хорошо знающей испанский язык, она много рассказывала об Испании. А еще интересно прошел День России. Участвовали команды из 22 регионов Российской Федерации, и каждая представляла свой город или область. Такие же ребята, как и мы.
— Русский язык, литература, история... А чем еще увлекаешься?
— Уже четыре года участвую в игре «Что? Где? Когда?». Наша команда стала чемпионом Беларуси. Нравится узнавать новые факты, постоянно тренироваться. Приходится много читать.
— Наверное, и учишься отлично?
— Стараюсь, в гимназии у меня только «девятки» и «десятки».
— Не тяжело?
— Из–за участия в олимпиадах и других состязаниях приходится пропускать некоторые занятия. Мне даже предоставили свободный график посещения. Но я наверстываю, поскольку понимаю, что учусь для себя.
— Тимофей, ты рано начал читать?
— С четырех лет. У бабушки большая библиотека. Что–то советовали, что–то сам выбирал. Классе в четвертом стал осмысленно к этому подходить. В шестом меня заинтересовали уроки математики, которые ведет Ольга Ивановна Шалковская. Она и предложила участвовать в предметных олимпиадах. С седьмого класса увлекла история, участвовал в городских турнирах по этому предмету. Преподавательница Алеся Владимировна Смягликова узнавала, когда они проходят, и фактически привела меня в игру «Что? Где? Когда?». И, конечно, большую роль сыграла учительница по русскому языку и литературе Лариса Александровна Сеноженская, которая готовит меня к олимпиадам уже седьмой год. Она передает мне не только знания, но и опыт участия в состязаниях. В прошлом году, например, участвовал в международной олимпиаде по русскому языку и литературе в Москве и вернулся с дипломом первой степени. Благодарен и руководителю «олимпийской» команды Минска Людмиле Геннадьевне Казачснок. Она обобщает наши знания. Мы видим, как она переживает за нас, и это тоже не позволяет выступать плохо.
— Наверное, и дома за тебя волнуются?
— Конечно. Когда приехал с олимпиады в Смоленске, всей семьей собрались за чаем, обсуждали мою победу. Это важно, когда близкие тебя любят и понимают. Кстати, папа и дедушка хорошо учились в школе, участвовали в олимпиадах. Папа уже в пятом классе давал мне интересные задачи по математике. А с мамой в нарды играл. Между прочим, очень полезная для развития внимательности и памяти игра.
— Победителю олимпиады Союзного государства предоставлено право без экзаменов поступить в вуз лингвистического профиля. Воспользуешься этой возможностью?
— Пока готовлюсь к поступлению на факультет прикладной математики Белорусского госуниверситета. Хочу работать в сфере IT–технологий.
Досье «СОЮЗА»
Первая олимпиада школьников Союзного государства прошла в 2004 году в Гомеле и собрала 16 команд. На 9–й олимпиаде в Смоленске уже 30 команд и 180 участников представляли 22 российских региона и все белорусские области и Минск. Вместе с Тимофеем Прокопенко в числе победителей оказалась учащаяся лицея N 6 из Воронежа Марина Тандилашвили, удостоенная специального приза оргкомитета нынешней олимпиады. Следующая, юбилейная, пройдет в 2015 году в Гомеле.