Итоги саммита «Восточного партнерства» в Риге

Старая Европа и новый мир

Шесть лет назад страны ЕС и шесть постсоветских государств договорились о создании «Восточного партнерства», поставив главной целью укрепление безопасности и стабильности в регионе. Тогда, в 2009 году, раздавалось немало критических замечаний о жизнеспособности этого проекта, который многие воспринимали как желание ЕС создать некую «привязку» для стран восточной периферии, поставив их перед выбором между Западом и Россией. Но, как сказал вчера на пленарной сессии саммита «Восточного партнерства» министр иностранных дел Владимир Макей — «события в Украине наглядно продемонстрировали, какими угрозами чреват спор о «выборе». А сам саммит, завершившийся в Риге, тоже стал своеобразным тестом — смогли ли все без исключения государства — участники «Восточного партнерства» извлечь уроки из потрясений последних лет, ареной для которых, увы, стал европейский континент?



Владимир Макей призвал найти способы и средства остановить и развернуть вспять эту опасную тенденцию, предложив конкретные механизмы сотрудничества.

Беларусь надеется, что в ближайшее время станет возможным выход на новое качество и уровень в отношениях с Евросоюзом — без санкций и ограничений, поскольку они противоречат самой идее подлинного партнерства. И в первую очередь, по мнению белорусской стороны, в центр внимания «Восточного партнерства» следует поставить экономические вопросы. Кстати, министр сообщил вчера журналистам приятную новость: переговоры Беларуси с ЕС о либерализации визового режима близки к финальной стадии.

Впрочем, куда важнее геополитический итог, оглашенный в итоговом тексте декларации, которая принята вчера в Риге.

В итоговом документе говорится, что участники рижского саммита ценят вклад Беларуси в переговоры по украинскому кризису. Они призвали все стороны полностью выполнять минские соглашения. По сути, это означает признание важнейшего геополитического значения нашей страны. Мне понравилось высказывание одного из экспертов, который сказал, что Беларусь в нынешней взрывоопасной обстановке в Европе работает «сапером», обезвреживая потенциально опасные конфликты.

Именно поэтому Беларусь поддержала декларацию саммита «Восточного партнерства» с оговоркой — попросив присоединить к декларации специальное письменное заявление о том, что не приемлет «конкретные параграфы, в которых имеются конфронтационные посылы в адрес третьих стран».

Речь — о пассаже про «аннексию Крыма», который содержался в изначальной редакции документа. В заключительном варианте нет этих слов, сказал В.Макей. Есть только слова о том, что страны ЕС — это их право — заявляют, что не признают события, связанные с Крымом. «Эта инициатива не должна создавать новых разделительных линий в Европе, не должна восприниматься с какой–то озабоченностью соседями соседей, как выражаются в Евросоюзе», — добавил министр.

Да, рижский саммит подводит черту под целой эпохой, и теперь надо думать о контурах нового европейского мира. Старый европейский мир исчез, принеся континенту множество вызовов.

Окончательно пал Средиземноморский союз, оставив Евросоюз один на один с растущим терроризмом из государств Средиземноморья, которых ЕС хотел сделать своими партнерами.

Поднялся ЕАЭС, который предложил государствам, в том числе и участникам ВП, которые ищут в партнерстве с ЕС удовлетворения потребностей в модернизационном развитии, свою повестку в этом деле.

Появился Китай, который своим весом просто не позволит конфронтацию в Евразии. Пекин предложил интеграционный механизм сопряжения экономического пояса Шелкового пути, ведущего в Европейский союз, и Евразийского экономического союза. Проще говоря, он предлагает обоим интеграционным проектам общую «крышу» — финансовую и инфраструктурную. Это выгодно и ЕС, и ЕАЭС.

И наконец, при таком раскладе украинский кризис только мешает всем получить вполне очевидную выгоду от сотрудничества. Усилия по его деэскалации будут только возрастать.

Советская Белоруссия № 96 (24726). Суббота, 23 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter