В Донецке продолжают гибнут мирные люди

Пушки не знают правды

В Донецке гибнут мирные люди!
Новости из Донбасса поступают одна страшнее другой. Не перестают ужасать кадры ежедневных бомбежек по Донецку. И самое страшное, что именно гражданское население, обычные люди стали главными жертвами разгоревшихся в последние дни боев за аэропорт. Вся вина этих людей в том, что их дома оказались поблизости. Говорят, что теперь именно здесь будет проходить новая линия разграничения — по фактической линии фронта. Но это, по большому счету, не имеет никакого значения. Пушки не знают правды — и все последние дни снаряды попадали не по каким–то строго очерченным линиям, а по жилым домам, по детским площадкам, по автобусным остановкам... Вот и вчера очередной снаряд разорвался на остановке «Гормаш» в Ленинском районе Донецка. Произошло это в полдевятого утра, в самый час пик, когда люди спешили на работу, отводили детей в школы или сады... И вот новые жертвы, новое страдание в домах дончан, которые уже и так живут, как в аду. Никакое человеческое сознание не выдержит этой страшной реальности — и касается это не только тех, кто находится внутри бурлящего военного котла. Терпение кончается и у тех, кто пытается урегулировать этот конфликт со стороны. Имеются в виду переговоры в формате «нормандской четверки», которые прошли в среду вечером в Берлине.



Дипломатия, как известно, вещь циничная, и дипломаты лишь фиксируют те преимущества, которых достигли военные... Не исключение и встречи министров иностранных дел ФРГ, Франции, России и Украины, которые каждый по–своему пытаются усилить переговорные позиции. Но сегодня в Донецке происходит массовая гибель гражданского населения. Никакое преимущество, достигнутое такой ценой, не имеет ни силы, ни правды. Не случайно министр иностранных дел Германии обронил эмоциональную фразу: «Терпение всех участников переговоров на исходе...» И понятно почему. Ведь в случае продолжения гуманитарной катастрофы возникнут вопросы к странам, которые не смогли предотвратить гражданскую бойню.

Встреча в Берлине не привела к прорыву в поиске политического решения конфликта на востоке Украины, но некоторые сдвиги есть. Так оценил ее итоги министр иностранных дел Германии Франк–Вальтер Штайнмайер. К сожалению, каждый оценивал достигнутые договоренности по–своему. Министр Лавров первым дал свою пресс–конференцию для российских журналистов, заявив, что стороны договорились поддержать отвод тяжелых вооружений и активизацию работы контактной группы. Саму встречу он назвал «весьма полезной».

Затем его украинский коллега Павел Климкин позвал к себе украинскую прессу и сообщил ей, что недоволен итогами переговоров. Последним к журналистам вышел Штайнмайер. Он признал, что переговоры были трудными, но заверил, что терпение всех участников на исходе. Немецкий министр подчеркнул: «Но сегодня у меня возникло впечатление, что четыре министра иностранных дел, собравшиеся здесь, сознают свою ответственность и понимают, что дальше так продолжаться не может».


Хотя в этих словах не содержится никакой конкретики, именно они отражают определенный перелом в сознании. Во всяком случае, в это хочется верить. Так действительно продолжаться не может. И если это дойдет до сознания всех участников конфликта, «линии разъединения» и «отвод тяжелого вооружения» окажутся делом техники.

Переговорщики в Берлине действительно договорились, цитирую Штайнмайера, «хотя бы о критериях, согласно которым должен начаться отвод тяжелых вооружений от демаркационной линии, зафиксированной в Минском протоколе».

Уже в самое ближайшее время должно состояться заседание так называемой контактной группы, чтобы договориться о начале этого процесса.

Многое в этой связи зависит от Москвы. Штайнмайер заявил, что «Россия сегодня пообещала оказать необходимое влияние на восточноукраинских сепаратистов».

Сергей Лавров, Франк–Вальтер Штайнмайер, Павел Климкин, Лоран Фабиус во время встречи в Берлине

Лавров не отрицал, что Москве удалось заручиться согласием ополченцев на отвод войск от той линии, на которой настаивает Киев. «Мы использовали наше влияние на руководство ДНР и ЛНР, и они с этим тоже согласны. Поэтому сейчас необходимо заниматься именно этим», — сказал российский министр.

Это, как говорят немцы, шверпункт, центр тяжести как самого конфликта, так и способов его урегулирования. Его, этот конфликт, уже невозможно урегулировать чисто дипломатическими способами, влиянием со стороны. Какие бы линии разграничения ни рисовали дипломаты в своих меморандумах, их соблюдение зависит от тех, кто воюет по разные стороны. Пушки не знают правды, но у людей она есть. К сожалению, правда эта пока у каждого своя. Но гомо сапиенс потому и называется разумным, что человек с человеком всегда может договориться.

Косвенно это подтвердил и Лавров, заявив, что после отвода вооружений на юго–востоке Украины потребуется налаживать политическую жизнь, в том числе путем проведения муниципальных выборов, и Россия поддержит этот процесс. Для Киева тоже очень важно проведение выборов по украинским стандартам после окончания боевых действий. И эти пункты прописаны в одном минском соглашении: вначале — мир, а потом выборы. Так что минские соглашения все равно будут выполняться, какое бы жесткое обострение сегодня ни происходило. Жаль, что мирные пункты пока прописываются кровью и самое ужасное — кровью мирных жителей и безвинных детей.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 13 (24643). Пятница, 23 января 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter