Выборы в Беларуси становятся высокотехнологичными

Кандидат во всей красе

Вы заметили, что выборы в нашей стране становятся не просто креативными? Это уже высокотехнологичное мероприятие. И дело не только в удобном интернет–навигаторе Центризбиркома и мобильных приложениях по выборам. Участники кампании все активнее привлекают социальные сети и рекламные билборды. Рассматриваю обычную листовку: «Я — кандидат в депутаты Палаты представителей. Больше информации обо мне ищите на сайте». Другой кандидат разместил в своих агитматериалах QR–код.

При этом нынешняя парламентская кампания, пожалуй, самая креативная за последние два десятилетия. И прежде всего потому, что многие кандидаты готовились к ней всерьез. А некоторые стремились просто перещеголять друг дружку в дерзости. Чего стоят нетривиальные  выступления по ТВ — в противогазе, бронежилете, танкистском шлеме. Со спичками и кирпичами. А насколько красочные и броские у многих кандидатов агитационные материалы! И даже первое в истории наших парламентских выборов задействование уличных билбордов говорит о многом.


Забавно, что предвыборная активность свела на нет попытки некоторых маргиналов от политики сыграть на «зарплатной тематике». Копание в чужих декларациях прекратилось, так и не настроив одних кандидатов на других. Зато выявило немало успешных и ответственных бизнесменов, доходы которых ни в какое сравнение с зарплатами госслужащих не идут. Вот вы, например, получаете 443 миллиона старых рублей в месяц? Я тоже нет. А один из минских кандидатов, являющийся ИП, имеет именно столько. Его листовки, разбросанные по почтовым ящикам своего округа, прямо говорят: «Общий суммарный доход за 2015 год составил 5.315.690.531 белорусский рубль». С другой стороны — а почему бы и нет, если заработал? Но кто теперь скажет, что быть успешным предпринимателем у нас невозможно? Этот стереотип опровергает и кандидат из Гомеля, чей доход за прошлый год оказался лишь вдвое меньшим.

Традиционно агитационная кампания стала и моментом истины, который четко обозначил реальных участников выборов. И тех, чей главный принцип — не победа, а участие. Это хорошо заметно в медийной среде. Одни кандидаты осаждают редакции газет и даже готовы платить по рекламным расценкам за публикацию своих программ сверх «бесплатного лимита». Другие же обходят стороной телестудии и напрочь уклоняются от контакта с избирателями. А то и вовсе сходят с дистанции. Несложно понять недоумение председателя Белтелерадиокомпании Геннадия Давыдько:

— 77 человек — около 15% всех кандидатов в депутаты — не явились к нам по разным причинам, в итоге не использовали свою возможность выступить. Странно...

Председатель ЦИК Лидия Ермошина объясняет все это просто. Скорее всего, злую шутку сыграла крайне упрощенная процедура выдвижения:

— Гражданин, независимо от образования, уровня поддержки, вложенных в избирательную кампанию средств, может стать кандидатом. Эта простота завораживает и в определенном плане создает иллюзию. Люди идут на выборы, у них с самого начала рождается уверенность, что депутатом стать просто. Это не так...

Между тем окончательное слово остается за избирателями. Уже на этой неделе все мы получим приглашения на участки для голосования. И там предвыборные хлопоты и креатив кандидатов получат заслуженную оценку.

Тем временем

Продолжаются выборы членов Совета Республики

Выборы сенаторов будут проходить по 13 сентября включительно. Проводятся они на основе равного и косвенного избирательного права при тайном голосовании на заседаниях местных Советов депутатов базового уровня в каждой области и Минского горсовета. Итоги выборов членов Совета Республики будут подведены в течение месяца — не позднее 30 сентября.

Кстати

Избирательные комиссии аккредитовали 25.455 национальных наблюдателей. Общественные объединения выдвинули 19.217 наблюдателей, политические партии — 2.537. Граждане путем подачи заявления — 2.477 человек, трудовые коллективы — 1.224.

osipov@sb.by

Советская Белоруссия № 166 (25048). Среда, 31 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter