Всемирная ЭКСПО в Милане: и мы там были

Хлеб как зрелище

Жизнь итальянца вращается вокруг семьи и еды. Поэтому нет ничего удивительного, что итальянцы, решив побороться за право проведения всемирной выставки, предложили еду в качестве главной темы. Римляне были авторами выражения про «хлеб и зрелища», с тех незапамятных времен и понеслось... Ведь, согласитесь, очень многое в нашей жизни вращается вокруг еды: сначала говорим про хлеб насущный и только потом — что «не хлебом единым». И в том самом выражении про «хлеб и зрелища» на первом месте тоже хлеб. Так что ничего странного в том, что темой ЭКСПО стало насущное, нет. Причем оказалось, что и насущное вполне можно превратить в зрелище. Пусть миланцы и не римляне, но, как оказалось, знают толк и в хлебе, и в зрелищах.


У всемирных ЭКСПО несколько задач. Очевидная всем и лежащая на поверхности — то самое зрелище. Оно необходимо для того, чтобы привлечь посетителей (чем их больше, тем больше денег получат организаторы). Именно для выполнения этой задачи страны соревнуются друг с другом, возводя замысловатые павильоны, придумывая интересные концепции, разрабатывая программы — развлекательные (для посетителей) и деловые. С деловыми программами связана вторая задача всемирных ЭКСПО: на других посмотреть, себя показать, новые контакты наладить, старые связи поддержать, разнообразных партнеров обрести. В Милане с этим, похоже, неплохо справляются. И национальный павильон Беларуси в том числе (наш девиз — «Накормим планету лучшим»): каждая область провела свои деловые дни на ЭКСПО, производители продуктов регулярно устраивали презентации и дегустации. Директор нашего павильона Наталья Кураш отмечает: «Дегустации делают не все, мы — регулярно. Проводили дегустации продукции «Санта–Бремор», «Савушкин продукт». Были удивлены тем, что итальянцы, любители и сами крупные производители хорошего сыра, очень высоко оценили сыр, который производит «Савушкин продукт». То же самое было с компанией «Молочный мир» из Гродненской области. У нас регионы приезжают, и мы делаем бесплатные дегустации. Кстати, дегустации делают не все, а итальянские павильоны и богатые европейские страны их делают платно, поэтому не всегда есть возможность попробовать. Мы проводили, например, дегустацию зефира, для них это достаточно новое лакомство. Зефир, кукурузные палочки — для некоторых это новый вкус».


Девиз всемирной ЭКСПО–2015 в Милане «Накормить планету. Энергия для жизни» выбран неспроста. Нам это все–таки трудно представить, но миллионы людей в мире недоедают, сотни тысяч голодают. А еще больше боятся, что ресурсов (в том числе еды) на всех не хватит. Об этом тоже говорят на ЭКСПО — в павильонах, на семинарах и конференциях. Говорят, что ресурсы ограничены. Что только правильные политические решения помогут решить проблему нехватки еды на всех (о том, что такая проблема возникнет, даже не дискутируют: это уже считается «общим местом»). Говорят, что главное для создания, сохранения и укрепления баланса между ограниченностью ресурсов и их неограниченным потреблением — инновации, энергоэффективность, уважение к окружающей среде и правильный менеджмент водных ресурсов. Сегодня почти у 800 миллионов людей в мире нет доступа к чистой воде. Вспомните об этом в следующий раз, когда оставите в ванной или кухне кран незакрытым. По итогам шести месяцев работы ЭКСПО будет принята специальная хартия с четко прописанной «дорожной картой» действий, рекомендованных всему миру, если он хочет, чтобы хлеб с его стола не исчез. Так что ЭКСПО далеко не одни только зрелища, это еще и серьезная работа для всех, причастных к теме.



Если уж говорить о ресурсах, энергоэффективности и устойчивом развитии, то начали организаторы, как и положено, с себя. ЭКСПО–2015 — первое мероприятие подобного масштаба, которое полностью компенсирует выделяемый углекислый газ через локальные проекты по развитию и улучшению сельскохозяйственных практик. И это еще не все: всемирная выставка в Милане стала первой в истории, когда организаторы подготовили специальные указания для участников по возможностям использования тех или иных строительных материалов. Опираясь, конечно, на концепцию устойчивого развития. Правда, на выставке я слышала и немного другую версию, почему эти указания понадобились: потому что фактически выполнять их были способны только итальянские строительные компании, которые и возвели подавляющее большинство павильонов (включая белорусский). Ну, лоббирование собственных интересов еще никто не отменял.



Италия в этом деле превзошла, без сомнения, многих. Хозяева говорят, что впервые в истории всемирных выставок организаторы не ограничились единственным зданием для себя («Дворец Италии» — самый большой из всех «страновых» павильонов), но заняли значительно большее пространство. Павильон страны–хозяйки, кроме «Дворца Италии», включает еще три сооружения, в том числе «Древо жизни» — символ ЭКСПО–2015. Ну а про несчетное количество итальянских ресторанов (дешевых нет) вообще умолчу. Хотя с утверждением, что такой размах для организаторов первый в своем роде, готова спорить. Потому что была на предыдущей всемирной ЭКСПО–2010 в Шанхае, у которой тоже был замечательный девиз: «Лучше город — лучше жизнь». Павильон у организаторов китайцев тоже был не один: каждая провинция и специальные административные районы Гонконг и Макао были представлены.


Среди посетителей ЭКСПО замечен и знаменитый автогонщик Льюис Гамильтон

Конечно, сравнений с ЭКСПО в Шанхае избежать не удалось, да я и не пыталась. На самом деле это даже интересно — увидеть, насколько разным может быть у организаторов подход к одному и тому же событию планетарного масштаба. Пять лет назад главной задачей китайцев было показать миру себя — современный, потрясающий, шагающий во многих вопросах впереди планеты всей Китай, а китайцам показать мир. Выставку за шесть месяцев работы посетили 73 миллиона человек — думаю, этот рекорд посещаемости установлен надолго (итальянцы надеются, что к ним придет более 20 миллионов посетителей). Ехали отовсюду, из самых отдаленных уголков Поднебесной, понимая, что это, возможно, единственный в жизни шанс — увидеть весь мир на своей земле. В некоторые павильоны стояли часами (рекорд — 9 часов). Кстати, на ЭКСПО–2010 павильон Беларуси — яркий, красивый, голосистый — посетили почти 5 миллионов человек. Перед началом надеялись на один, но недооценили китайских масштабов. Сувениры пришлось довозить несколько раз: на ура уходил и фарфор из Добруша (что казалось удивительным для страны с тысячелетней фарфоровой традицией, но привлекала именно «инаковость» и другая эстетика), и неманский хрусталь, и льняные скатерти, и куклы из соломки.


«Древо жизни» — символ ЭКСПО–2015 в Милане.

В Милане все немного иначе. Наш павильон уже посетили миллион человек. Во многом, по мнению директора Натальи Кураш, благодаря приметному дизайну: «Могу ответственно сказать, что белорусский павильон — один из самых интересных. У нас хорошее положение, поэтому все, кто идет, не могут пройти мимо нашего большого колеса и зеленого цветущего холма. Наше колесо (белорусский павильон называется «Колесо жизни», и вращающееся мельничное колесо — его символ. — И.П.) работает 24 часа в сутки, поэтому и ранним утром, и поздним–поздним вечером все хотят сфотографироваться». В социальных сетях фото из серии «я и белорусское «Колесо жизни» — одно из самых распространенных. К тому же белорусский павильон — один из тех очень немногих, где постоянно играет музыка, поют и танцуют. Народные коллективы из всех областей гастролируют по месяцу. Во время моего приезда в Милан там как раз выступал ансамбль «Медуница», концерты которого (я тому свидетель) собирали сотни зрителей и в Шанхае. Мы с ними общались как со старыми друзьями. В Шанхае, кстати, пели и плясали везде: кроме национальных павильонов, были еще и специальные «континентальные» сцены, на которых концерты шли в режиме нон–стоп. В Милане этого нет: музыка постоянно звучит у нас да в павильоне Казахстана, у других — изредка, во время празднования Национального дня. Кстати, у нас такой день прошел 9 сентября с размахом (наша газета вела прямые репортажи), мы оказались первыми, кто провел большой гала–концерт на открытой сцене, пригласив на него всех желающих. В общем, и на мир посмотрели, и себя показали.

Советская Белоруссия № 195 (24825). Суббота, 10 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter